Нет запчастей даже на советский “кукурузник”: что с гражданской авиацией в РФ, рассказал авиаэксперт

Приземление российского самолета в поле. Скриншот: РИА Новости

В России сложилась комедийная ситуация с авиацией: россияне закупают украинские моторы для своих вертолетов у египтян. Россиянам нечем заменить иностранные самолеты, которые они захватили у мировых компаний, ушедших из РФ, а запасных деталей к ним тоже нет. Для обеспечения нужд авиации россияне вынуждены использовать старые советские разработки, модернизируя их полукустарным способом. Об этом сегодня, 13 ноября, в эфире телеканала FREEДОМ заявил авиационный эксперт, бывший инженер-испытатель конструкторского бюро “Антонов” Константин Криволап.

По его словам, согласно данным из открытых источников, у России на конец 2021 – начало 2022 года было по бухгалтерскому учету гражданской и транспортной авиации порядка 1100-1200 самолетов.

“Сначала предполагалось, что 800 — это Boeing и Airbus, но когда провели инвентаризацию, выяснилось, что их всего 720 с чем-то на крыле состоящих, а остальное они будут использовать в качестве доноров для ремонта самолетов. А фактически 500 с чем-то самолетов они украли по лизинговым схемам. 720 самолетов осуществляли практически 80-85% всех грузоперевозок. Теперь им надо заменить эти самолеты своими какими-то местными. Возникает вопрос — чем? Boeing и Airbus без обслуживания, без прошивки нового софта, без нормальной замены запчастей, будут падать. Тут такая ситуация, что не может быть решения, при котором эти самолеты начнут нормально обслуживаться, будут нормально эксплуатироваться, и будут достаточно безопасны”, — сказал Криволап.

Второй сегмент — свои старые самолеты.

“Их 150, из них 100 — это 50-летние Ан-24 и Ан-26, которые составляют основу летающего парка современной России. Они летали 50 лет, и они будут еще лет 15-20 спокойно летать”, — говорит эксперт.

Также у России есть МС-21 — межрегиональный самолет XXI века.

“Который с начала XXI века начал разрабатываться, по поводу его были громкие заявления, по поводу его неимоверного двигателя. Но у них нет школы производства двигателей, а без этого невозможно начать производить какие-то современные новые двигатели”, — пояснил Криволап.

Также, по словам эксперта, в России хотят заменить Ан-24. Предполагают заместить самолетами либо Ил-114, либо так называемым в ТВРС-44 “Ладога”.

“Это фактически Ан-24, которому придали более современные формы, более симпатичную окраску, лучший дизайн. Но даже по численности пассажирских мест — 44, в Ан-24 их было 48, он повторяет Ан-24 по габаритам, по размаху крыла. И делать его будет Уральский завод гражданской авиации. Это вообще не конструкторское бюро, не опытная лаборатория. На заводе гражданской авиации самолеты не разрабатывают, не проектируют, а просто ремонтируют. И на этот самолет они очень рассчитывают”, — рассказал он.

А советские Ан-3 и Ан-2 в РФ не могут выпускать и будут его списывать, потому что не хватает импортных запчастей.

“На “кукурузник” не хватает импортных запчастей. Я не знал, что я доживу до этого”, — отметил Криволап.

Еще в стране-агрессоре были надежды на Sukhoi Superjet 100, говорили, что сделают его абсолютно импортозамещаемым.

“Но с ним у них тоже очень большие проблемы. 70% комплектующих были импортного производства. И импортозамещение 70% ни к чему хорошему пока еще не привело. Нет сообщения о том, что они собираются переходить на большое производство. Они обещают победные реляции, но фактического результата, сдвигов нет”, — сказал бывший инженер-испытатель.

Последняя надежда РФ была на участие в совместном проекте с китайцами — самолет CR929, но китайцы решили выпускать его без страны-агрессора. Разработки этой модели продолжаются под названием C929, C919 без участия россиян.

“Я не вижу будущего российской гражданской авиации по вполне объективным причинам, по аналитическим выкладкам. И последняя вишенка на торте — Россия пытается пробиться в Совет ИКАО (международная организация, занимающаяся вопросами безопасности по всему миру). Она пыталась это сделать в прошлом году, но ее не пустили. И сейчас они пытаются податься, судя по всему, их опять не пустят. А они страшно жалуются, что их ИКАО притесняет и обижает”, — резюмировал Константин Криволап.

Читайте также: Аварийные посадки, нехватка запчастей и “авиационный каннибализм”: о проблемах российских самолетов говорим с экспертами

Напомним, как рассказала эксперт по вопросам Восточной Азии, магистр внешней политики Наталья Плаксиенко-Бутырская, Китай отказался от сотрудничества с РФ в конструировании новой модели авиалайнера CR929, который должен был стать конкурентом Boeing и Airbus. Страна-агрессор уже не входит в коммерческие интересы Пекина.

Прямой эфир