Торговцы ненавистью: как живут и зарабатывают пропагандисты Кремля

Российские пропагандисты зарабатывают миллионы, продвигая антиукраинские нарративы, поддерживая войну и убийства украинцев, разжигая ненависть к соседним государствам и вообще — ко всему миру.

Пока российские пенсионеры считают копейки, телеведущие и журналисты, обслуживающие власть, скупают недвижимость, ценности и открывают бизнес, приносящий колоссальные прибыли. И если за зомбирование россиян и подыгрывание Кремлю и всему путинскому режиму на них уже накладывают международные санкции, то беспрецедентный поток лжи пока остается безнаказанным.

Есть ли шансы привлечь пропагандистов к ответственности и какова судьба тех, по чьей воле ранее были развязаны войны и геноциды — разбиралась Ксения Барвиненко в “Специальном репортаже” телеканала FREEДOM.

Формирование образа врага

Пожалуй, самый известный фейк российской пропаганды — о распятом мальчике из Славянска. Этот уже легендарный сюжет вышел в эфире федерального “Первого канала” 11 июля 2014 года. В кадре Галина Пышняк — жена “ополченца” самоназваной “ДНР” — со слезами на глазах рассказывает о “трагедии”.

“Мальчика на доске объявлений распяли, это я сама видела… Мальчик умирал, а потом маму привязали к танку и по площади возили”, — говорила она.

Правда, оказалось, что “экзекуцию”, развернувшуюся в центре стотысячного Славянска, видела только одна Галина. Никто из жителей города, которых опросили и украинские, и зарубежные журналисты — подобных ужасов не видел.

Галина Пышняк

“История о распятых мальчиках, об убитых детях — эти темы должны были мобилизовать российское общество и напугать его. Для того, чтобы граждане России бросили свою работу, бросили свои семьи, взяли в руки оружие и поехали на Донбасс защищать русских или русскоязычных”, — говорит сооснователь проекта StopFake Руслан Дейниченко.

Чтобы накачать россиян ненавистью, одного фейка оказалось недостаточно. И меньше чем через год после “распятого мальчика” кремлевская пропаганда породила новую жертву.

“В результате артиллерийского обстрела 10-летняя девочка была убита в Петровском районе Донецка”, — заявляли пропагандисты.

Но журналисты из BBC расследовали историю. Оказалось, что местные жители в эпицентре обстрела ничего подобного не знали. Вдумайтесь: о якобы артиллерийском обстреле родного квартала люди узнали из телевизора.

Российский корреспондент — автор фейка — сам признался во вранье. В разговоре с BBC он подтвердил, что никакой девочки не было и она, соответственно, не погибла.

“Мы видим такие фейки, эти абсолютно выдуманные ужасные истории. Пример последних недель: в фейках утверждается, что украинские войска обстреливали колонны беженцев, преднамеренно наносили удары по домам мирных жителей на востоке Украины или, как сейчас утверждает Россия, по частям России. Истории о нападениях на гражданских лиц и особенно на детей — самый эффективный российский пропагандистский трюк”, — отмечает исследователь российской пропаганды Иен Гарнер.

С помощью таких вбросов кремлевские пропагандисты выстроили образ врага. Стоит признать — стратегия сработала. И теперь, когда Россия запускает ракеты по жилым домам в Украине, пропагандистам не нужно тратить время, чтобы оправдать жестокость. Ведь российское население — одобряет.

Хлеба и зрелищ

Все это результат многолетней работы целой когорты пропагандистов под руководством кремлевских чиновников. Контролируют СМИ сразу два заместителя главы путинской администрации. Сергею Кириенко доверили интернет, Алексею Громову — телевидение и радио.

“Раньше каждую неделю в Администрации президента Алексей Громов проводил совещание с главными редакторами ведущих российских СМИ — Russia Today (RT), РИА “Новости”, “Говорит Россия”, “Первый канал”, “Россия 24″. Давал рекомендации: вот есть такая-то тема, и ее освещаем под таким углом, обращаем внимание на то, на то, а вот об этом умалчиваем. Коллеги из силовых структур Украины показывали нам образец этих методичек, этих темников”, — рассказывает руководитель Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности Игорь Соловей.

Темники — это закрытые распоряжения от власти с инструкциями для СМИ, о том, каким образом стоит освещать события в стране. Собственно, и термин “темник” походит от первоначального названия “темы недели”, которые разрабатывались в Кремле на еженедельных летучках. Такая российская “традиция” началась еще в середине 1990-х и отступать от нее ни Кремль, ни пропагандисты не собираются.

Журналист Роман Цимбалюк не понаслышке знает о цензуре и темниках на российских телеканалах. Он 14 лет проработал корреспондентом украинских СМИ в России. Во времена, когда Кремль еще пытался играть в демократию, Романа приглашали на российские ток-шоу. Но уже тогда пытались цензурировать.

“Я помню, как на одном из каналов мне редактор говорит: а вы могли бы вот это не говорить или вот это не говорить? Меня всегда удивляло это. Если вы хотите, чтобы я чего-то не говорил, то зачем мне это? Там есть целый пул “экспертов”, которые четко следуют этим темникам”, — говорит Цимбалюк.

Но даже таким “экспертам” время от времени приходится проводить инструктажи, так сказать, чтобы не забывали свое место. Вот пропагандистка Ольга Скабеева за минуту до эфира раздает последние указания:

“Пожалуйста, Гордей, пусть не трогает Навального, так лучше будет. И о двойных стандартах, “Северном потоке”. Как нам все осточертели”.

Вероятно, подобные предэфирные разнарядки необходимы для особо буйных. Чтобы гость в порыве негодования не сболтнул лишнее. Ведь на пропагандистских ток-шоу важно каждое слово, и все должно идти по сценарию. Даже если это драки во время дебатов или беготня по студии с ведром фекалий.

“Скандалы, выводы за ухо из студии — это все рассчитано на то, чтобы зритель не отходил от телевизора, а постоянно был привязан к нему. Если помните, людям, которых выгоняли из эфира, кричали: мол, чтобы ноги твоей больше не было у меня в студии. Но он прекрасно появлялся через неделю, через две”, — поясняет руководитель Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности Игорь Соловей.

“Хлеба и зрелищ” — это выражение придумал древнеримский сатирик Ювенал еще на заре цивилизации. Таким образом он упрекал некогда великий народ в низких и примитивных запросах к политикам. Спустя 2 тысячи лет по этому принципу живет Кремль. И чем меньше у рядовых россиян становилось хлеба — тем больше давали зрелищ.

А заодно и партийной пропаганды. Пока зрители наблюдают за беснующимися ведущими и гостями, в них взращивают ненависть ко всему цивилизованному миру. То грозятся превратить Европу в ядерный пепел, то захватить Польшу, то Эстонию растереть.

Цена совести

Супруги Ольга Скабеева и Евгений Попов. На телевидении — с начала 2000-х. Но только с 2014 года их карьера пошла вверх. Попов снимал пропагандистские фильмы и подменял на эфирах старших коллег, пока те были в отпуске. Скабеева — получила свое ток-шоу “Вести.док”.

С весны 2015-го чета пропагандистов начала скупать элитную недвижимость в Москве, две квартиры (105 и 170 квадратных метров) и коммерческое помещение. Это только то имущество, которое обнаружили журналисты-расследователи. Общий чек — больше 300 млн рублей или 4 млн долларов.

Чтобы скопить такую сумму обычному россиянину со средней зарплатой — а она сейчас около 63 тыс. рублей — пришлось бы прожить по меньшей мере 400 лет, и откладывать весь свой заработок. А у Попова со Скабеевой на это ушло лет пять. И подобная история у всех путинских пропагандистов — как только Кремлю нужно было более виртуозное вранье — гонорары росли.

Оценить истинные доходы пропагандистов трудно. Кремлевские глашатаи тщательно скрывают свои состояния. А вот довоенные заработки — известны.

А чтобы цифры не выглядели абстрактно, их можно пересчитать в средних пенсиях (на конец прошлого года — 18,5 тыс. рублей):

  • Попов и Скабеева за свое вранье получали по 1 млн 170 тыс. рублей в месяц, итого — 28 млн в год на двоих. Это годовая пенсия 126 пожилых россиян;
  • месячная зарплата Владимира Соловьева — 4,5 млн рублей, за год — 52-53 млн. Такой же доход за год у 238 пенсионеров в РФ;
  • Маргарита Симоньян получает 3 млн рублей в месяц, то есть 36,5 млн в год. Это 163 годовых пенсии.

“Маргарита Симоньян вместе со своим мужем [Тиграном Кеосаяном] зарабатывает не меньше миллиарда рублей в год. Это уровень дохода какого-нибудь олигарха. Симоньян приближается по своим доходам к участникам списка Forbes. И понятно, что эти деньги не заработаны ею за счет построения какой-нибудь эффективной бизнес-модели. Это деньги, заработанные ею просто на каждодневном вранье. Это такая плата за продажу совести”, — комментирует журналист-расследователь Сергей Ежов.

Часть дохода — распил бюджета. Этим промышляют многие кремлевские пропагандисты. Схема простая: регистрируют фирмы, которые якобы производят контент для их же программ, из госбюджета получают финансирование. Итого — россияне платят дважды за кремлевское вранье: первый раз на официальную зарплату пропагандистов, второй — на дотации их же фирмам. А в случае с Симоньян — трижды. Ведь у нее еще и промо-агентство, которое продает рекламу в ее же программах.

Торговля ненавистью во все времена была прибыльным бизнесом. Так, профессиональный антисемит, гитлеровский пропагандист Юлиус Штрайхер получал почти 170 тыс. рейхсмарок в месяц (при средней зарплате в то время в Германии в 130 рейхсмарок).

Штрайхер издавал антисемитский журнал “Штурмовик” и детскую книжку “Ядовитый гриб”, а на ее страницах рассказывал о выдуманных преступлениях евреев. Он призывал “решить еврейский вопрос”, фактически — истребить целый народ.

Юлиус Штрайхер

Штрайхера судили на Нюрнбергском процессе наряду с руководителями нацистской Германии. Он до конца был уверен в своей правоте.

“Когда мы показывали фильм “Фабрики смерти” (это были обнаруженные нами документальные кадры из концентрационных лагерей и некоторые сцены, происходившие в Варшавском гетто), то единственным, кто смотрел на экран с явным удовольствием и злорадством был Юлиус Штрайхер”, — вспоминает сотрудник Бюро стратегических служб США Генри Келлерман.

В два часа ночи 16 октября 1946 года Штрайхера казнили, признав виновным в соучастии в преступлениях против человечества. Трибунал доказал, что информация может стать оружием.

Ложь по геббельсовским канонам

Руководил нацистской пропагандой Йозеф Геббельс, он до приговора не дожил. Накануне полного краха Третьего Рейха вместе с женой и шестью детьми принял цианид в своем бункере. Но дело “отца пропаганды” осталось жить и процветать… в России. Не удивительно, ведь Путин еще в 2015-м на встрече с раввинами нахваливал таланты Геббельса.

“Геббельс же говорил: чем невероятнее ложь, тем быстрее в нее поверят. И он добивался своего, он был талантливый человек”, — заявил президент РФ.

Свою империю лжи Путин выстроил по геббельсовским канонам. Так, уже в 1939 году в Германии все новости и информация из внешнего мира были фактически отключены. Роль главного источника информации выполняло радио. В современной России та же история — несогласные с режимом признаны “иноагентами”, врагами народа, а телевизор — последний оплот истины.

“Немецкой семье было легко закрыть дверь дома, не читать газеты, и хотя бы ненадолго прожить в мире без пропаганды. Но теперь, благодаря социальным сетям и смартфонам, даже россиянам, не желающим этого делать, очень трудно избежать влияния этой пропаганды”, — отмечает исследователь российской пропаганды Иен Гарнер.

Кремль сделал информационное поле фактически стерильным для федеральных СМИ. Используя все приемы пропаганды — замалчивание, перекручивание информации, смену риторики — кремлевские глашатаи конструируют для россиян альтернативную реальность.

“Под контроль взято все — музыка, культура, театр, кино —  все пропитано этими нарративами, этой пропаганды, которая незримо начинает окружать человека везде. По правилам журналистики, если ты хочешь убедиться в правдивости новости, тебе надо ее проверить как минимум по трем источникам. Но в России проверяя ее даже по 10 источникам, ты утверждаешься в ее правдивости. Потому что тебе создан такой информационный пузырь, за пределы которого тебе не дают возможность выйти”, — поясняет руководитель Центра противодействия дезинформации при СНБО Украины Андрей Шаповалов.

А чтобы поддерживать видимость благополучия и спокойствия в стране, пропагандисты используют еще один прием — новояз. “Хлопок”, “жест доброй воли”, не крах экономики — а отрицательный рост и так далее.

“Они придумали свой новояз, фактически списав его из книги Оруэлла “1984”, когда война — это мир. Потому что если сказать “хлопок”, то это не так страшно, как “взрыв”. И не так страшно, что сын умер, он все равно хотел белую “Ладу”, и мы поедем к нему на кладбище. И в принципе, если надо, родим стране новых”, — продолжает Андрей Шаповалов.

Тактика пропагандистов сработала. Так, накануне полномасштабной войны россияне говорили “мы два братских народа”, “войну нельзя допустить”, “ничего страшнее войны в этом мире нет”. Кремлевским глашатаям понадобилось несколько месяцев, чтобы поменять мнение людей. И теперь россияне вторят путинским пропагандистам: “мы заберем всю Украину”, “надо ее с землей сравнять, и Польшу до кучи”, “мы все придем и всех вас убьем”, “валить эту падаль нацистскую нужно”.

Подстрекательство к геноциду

Более того, многие россияне, поверив пропагандистской лжи, ринулись на фронт. Пропагандисты призывали убивать украинцев, и многие россияне — исполнили призыв.

“В действиях пропагандистов есть явные признаки прямого подстрекательства к геноциду”, — подчеркивает заместитель генерального прокурора Украины (2019-2021 гг.) Гюндуз Мамедов.

И цепные псы Путина прекрасно понимают, что после проигрыша России их ждет Гаага.

“Если они попадут на скамью подсудимых как соорганизаторы геноцида, они все получат пожизненное заключение. Что такое геноцид? У него есть четкое определение. Это не просто убийство людей, это убийство мотивировано. Также под геноцид подпадает депортация людей без их согласия. А у нас есть депортация детей и взрослых. Соответственно, это уже тянет на геноцид”, — говорит член украинской группы по созданию международного трибунала Олег Гавриш.

Конечно, пропагандисты попытаются спрятаться от правосудия, залечь на дно и тихо дожить до старости. Так попытался и руандийский пропагандист Фелисьен Кабуга, которого обвиняют в подстрекательстве к геноциду.

С апреля по июль 1994 года в Руанде на востоке Африки были убиты по разным оценкам от 500 тысяч до миллиона представителей этнического меньшинства тутси. Их истребили представители другой народности — хуту. 100 дней они вели настоящую охоту на тутси. Без суда и следствия людей убивали прямо на улицах. Многих тутси убивали не военные или боевики, а их бывшие соседи.

К подобной жестокости людей подталкивали пропагандисты, сотрудники “Радио тысячи холмов”. Эту машину ненависти финансировал Фелисьен Кабуга, некогда медиамагнат Руанды. В эфирах дикторы призывали убивать тутси, считали, что те не имеют права на жизнь. 

Фелисьен Кабуга прятался от правосудия 26 лет. Жил по поддельным документам в Африке и Европе. Его нашли и задержали во Франции. Сейчас дело 89-летнего Кабуги рассматривают в Гааге.

Фелисьен Кабуга

Причастность Кабуги к геноциду доказали исследователи из Цюриха. Они обнаружили, что в районах, где лучше ловило “Радио тысячи холмов”, было больше убийств тутси. Ученые доказали — чем сильнее уровень пропаганды, тем больше убийств и желающих в них участвовать. Такая же закономерность прослеживается и в случае с российскими пропагандистами.

“Сегодняшние пропагандисты Российской Федерации прямо заявляют об уничтожении украинцев, об уничтожении мирного населения, которое живет в Украине. Сегодня мы видим даже несколько геноцидов, которые развязала Российская Федерация на территории Украины по отношению к этническим группам. Но в первую очередь — к украинцам и к крымским татарам”, — подчеркивает кандидат исторических наук Александр Алферов.

Судить российских пропагандистов за призывы убийствам украинцев могут сразу десятки инстанций. Главная, конечно, — Международный уголовный суд, который уже расследует преступления агрессии в Украине. И сроки российским пропагандистам грозят немалые — от десятков лет до пожизненного заключения.

Прямой эфир