Страна катастроф: почему техногенные аварии, пожары и взрывы стали нормой для России

Пожар на нефтегазовом предприятии. Иллюстративное фото: ura.news

В России растет количество пожаров. Так много их не было еще никогда. На заводах, в жилых домах, на газопроводах за последний год стало вдвое больше, чем раньше. Чрезвычайные происшествия происходят на опасных предприятиях. Токсичные вещества попадают в воздух, почву и воду. И в ближайшее время катастроф будет намного больше, прогнозируют эксперты.

Почему это неизбежно и кто заложил внутри РФ бомбу замедленного действия, рассказал корреспондент Максим Урлапов в специальном репортаже на телеканале FREEДОМ

Почему аварий на производствах теперь так много? 

“Бомба замедленного действия” — это выражение постоянно повторяют эксперты в области безопасности, когда говорят о рисках техногенных аварий в России. На самом деле, никакой бомбы нет — это все образно, фигурально. Вот только обратный отсчет действительно идет. И взрывы будут реальными.

Москва: пылает ремонтно-машинный завод, огромные клубы дыма закрывают небо столицы РФ. Санкт-Петербург: горит здание хладокомбината, в огне — склад хранения пищевых продуктов. Нижний Новгород: пожар на химзаводе “Бальзам” — предприятие производит лакокрасочные материалы, а потому в атмосферу попали ядовитые вещества. Самара: пожар на территории подшипникового завода. Ишимбай: пылал склад с химикатами на территории завода, производящего катализаторы. Кемерово: огромный пожар на складе пиротехники. 

Произошло еще множество других подобных случаев. И все это — не диверсии, не атаки беспилотников. На военном заводе в Сергиевом Посаде и на гражданских промышленных предприятиях причины взрывов одни и те же — нарушения требований промышленной безопасности опасных промышленных объектов.

А какова реакция власти? Наказать виновных — завести уголовное дело, посадить в тюрьму, уволить. Словом, найти “стрелочников”. Проблему это не решит, ведь она намного глубже.  

Главная причина всех этих аварий — неисправное оборудование на предприятиях. Оно исчерпало свой ресурс. Его нужно было заменить, но нечем. Ведь из-за санкций страны Запада запретили завозить в Россию комплектующие, необходимые детали. А большая часть оборудования на предприятиях РФ — именно западная. По всем нормам безопасности работу предприятий нужно было бы приостановить. Но руководство требует продолжать работу, наращивать производство. Вот и приходится сотрудникам выкручиваться.

“Происходит замена оригинальных и неоригинальных деталей, оборудование сигнализирует и может выдать ошибку, сказать “я работать на этом не буду”. А для этого специалисты вмешиваются в оборудование и отключают системы безопасности. И она не сигнализирует о других поломках, не дает тебе информацию о том, что выходит из строя уже, какие есть угрозы”, — объясняет эксперт в области промышленной безопасности Сергей Росс.

Виновными назначат тех самых специалистов, которые отключали систему безопасности. Но необходимые комплектующие — новые предохранители, реле, автоматику  не завезут. Комплектующих нет. И часики на условной бомбе замедленного действия — продолжат тикать до следующей аварии.

На пороховой бочке сидят не только сотрудники опасных предприятий, а и огромное количество людей, которые просто живут вблизи этих производств. Например, в Новоуральске расположен крупнейший в мире завод по обогащению урана — электрохимический комбинат. В июле этого года здесь произошла серьезная авария — разгерметизация баллона с обедненным гексафторидом урана. Результатом стала утечка радиации.

Российские СМИ сообщили о смерти одного человека, 24 — оказались в больнице. Врачей призвали срочно вернуться на работу и выйти из отпусков. Власти до сих пор скрывают подробности инцидента. Эксперты уверены, что жертв гораздо больше. Целый регион был в шаге от катастрофы. 

В России и раньше были масштабные техногенные катастрофы.

Прорыв дамбы на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году унес жизни 75 человек. Был нанесен вред экологии. 

А еще катастрофа в Норильске. Сейчас этот город один из наиболее загрязненных на планете. В 2020 году здесь прорвало резервуар с дизельным топливом компании “Норникель”. Двадцать тысяч тонн топлива попало в реку, загрязнило почву. Последствия такой аварии катастрофичны для всего живого в регионе. Теперь же риски подобных происшествий многократно выросли по всей России.

Как отмечает эксперт в области промышленной безопасности Андриан Галач, зачастую скрываются сами предпосылки того, что вскоре выйдет из строя.

Крупные предприятия сконцентрированы в городах и являются градообразующими. Химические, металлургические гиганты, нефтеперерабатывающие заводы были источником заработка для миллионов людей. А теперь — деградируют и становятся источником угрозы. 

В России работают десятки заводов по производству аммиака. Взрыв и выброс этого вещества приводит к удушью и ожогу дыхательных путей. В РФ много производителей хлора — этот газ поражает легкие, глаза, кожу, а вдыхание в высоких концентрациях убивает человека. В стране есть огромное количество нефтеперерабатывающих заводов. Взрывы на них ведут к отравлению воздуха, почвы и воды. Территория России огромна, но никто из ее жителей теперь не может чувствовать себя в безопасности.

Аварии на заводах РФ — кадры, снятые очевидцами. Скриншот: uatv.ua

Ведь для власти безопасность и жизни россиян давно не приоритет. Деньги идут на войну в Украине. Больше трети от всех расходов бюджета пустят именно на оборонный комплекс. Так что и без санкций обновлять оборудование на заводах просто было бы не за что. Многие западные компании ушли из России. Их заводы и предприятия остались, но менеджеры уехали. 

“Оборудование — это лишь куски металла. Самое ценное, что было в западных компаниях, которые вышли,  это умы, это люди… Без этого система не может работать. Она невольно будет деградировать, и мы видим первые примеры в виде аварий, которые происходят в настоящий момент на предприятиях, практически во всех отраслях РФ”, — считает Андриан Галач.

Имитация вместо строгого соблюдения правил — причина аварий на предприятиях. На шахте “Распадская” в Кемеровской области весной этого года произошло возгорание. Почти 200 шахтеров пришлось эвакуировать — они чудом остались живы. До этого был взрыв на шахте “Листвяжная”. Погибли 52 человека. Родственники шахтеров рассказали, как именно на предприятиях имитируют технику безопасности.

“Этот метан давно там зашкаливал. Мой муж звеньевым ходил — у него датчик на груди был — он его водой мочил, чтобы не пищал. И дальше работали. Все датчики в шахте замазаны грязью специально. Шахтерам говорят: “Вы что, трусы? Вам деньги не нужны, план не нужен?”. И заставляли их добывать уголь в таких условиях. Теперь мужа моего нет”, — цитирует вдову одного из шахтеров на Распадской шахте Русская служба BBC News.

Все чаще в России происходят взрывы на газопроводах. В Ханты-Мансийском округе один человек погиб, пятеро пострадали. Подобных ЧП — десятки.

Западные компании, которые поставляли в Россию оборудование для газотранспортной системы, вышли из страны. Например, компания Siemens, которая производит турбины. Да, ее старые турбины в РФ остались. Но из высокотехнологичного оборудования они постепенно превращаются в опасные куски металла.

“Речь не столько в турбинах, сколько о том, что у турбин есть лопатки, которые производить в России невозможно”, — отметил эксперт в области энергетики Геннадий Рябцев.   

Кремль лихорадочно пытается найти комплектующие для предприятий на черном рынке, получить их в обход санкций. Но попытки провалились. Это все равно, что вы раньше возили автомобиль на техобслуживание в сертифицированный сервисный центр. А теперь он прекратил работу. И вы уже везете авто в первый попавшийся гараж в подворотне. И соглашаетесь на то, чтобы туда поставили любые запчасти — бывшие в употреблении, списанные кем-то или попросту выброшенные. Ездить на такой машине будет опасно. 

Горят леса и целые деревни

Россия бьет рекорды по количеству пожаров. В этом году их было в два раза больше, чем в прошлом. Они стали настоящим бичом для всей страны. Горят торговые центры, рынки, магазины. А с весны этого года Россию захлестнула еще и настоящая эпидемия лесных пожаров. Они были и раньше, но в этом году стали особенно масштабными и многочисленными. Весной пламенем были охвачены пять миллионов гектаров леса. Это почти как площадь Дании или Словакии.

Огонь переходил на жилые дома. Выгорели целые села. Тысячи россиян остались без жилья. Десятки людей сгорели заживо. В поселке Сосьва на Урале огонь уничтожил сто двадцать домов. Местным жителям всю ночь пришлось бороться с огнем подручными средствами. Ведь спасатели оказались не готовы к такому ЧП. Пожарных машин катастрофически не хватало. Пожарные гидранты не работали. Пришлось тянуть рукава до ближайшей реки за несколько километров. Потеряли очень много времени. А власть бездействовала.

Российский президент Владимир Путин лично прокомментировал пожар в Сосьве. Заявил, что срочно нужно восстановить… здание тюрьмы, которая также сгорела в этом поселке. 

Тем временем леса горели в самых разных уголках России. И кругом была похожая ситуация.

В поселке Юлдус в Курганской области сгорели более 500 домов. Погиб 21 человек.

Но власть во время лесных пожаров интересовало совсем другое.

“Губернатор планирует в ближайшие дни из резервного фонда потратить деньги на закупку тепловизоров. Он их покупает не для того, чтобы новосибирцы в дыму ориентировались, а для того, чтобы отправить на войну”, — заявил депутат горсовета Новосибирска Сергей Бойко.

А кроме лесов по всей стране горели еще мусорные полигоны и свалки. В этом году таких пожаров была почти сотня. Они отравляют воздух, несут людям болезни.

Чем озадачена власть, пока Россия горит? 

В фокусе у центральной и региональной власти — не безопасность, а военные расходы. Они в этом году превысили 30% всех расходов бюджета России. В следующем году будет еще больше.

Пока российская армия разрушает ракетами и артиллерией жилые дома в Украине, сама Россия пылает из-за изношенного оборудования и нарушений правил безопасности на предприятиях, из-за экономии на профилактике возгораний в лесах и на свалках. Возрастание количества пожаров в два раза говорит о том, что и другие ЧП тоже стали происходить чаще. Просто власть их скрывает.

“Если у вас на предприятии произошел “хлопок”, как они называют, погибло два человека, вы можете замять это на региональном уровне. Но если у вас возник пожар, который со спутника виден, который снимают на мобильные телефоны, вы вынуждены говорить об этом. Пожары — очень хороший индикатор. Если их количество возросло в два раза, будьте уверены, что и уровень травматизма на производстве в России также вырос как минимум в два раза. И количество аварий, и количество опасных ситуаций и так далее”, — подчеркивает Галач.

Каннибалы и пираты на взлетной полосе

Компания “Аэрофлот” разослала всем старшим бортпроводникам письмо, в котором запретила самостоятельно фиксировать в бортовом журнале информацию о любых неисправностях на самолете. А ведь раньше это было обычной практикой. Теперь в бортовых журналах данных о поломках практически нет. Как будто все хорошо. Ремонты не нужны.

На самом деле поломок — огромное количество. Аварийные ситуации случаются практически каждый день. Только тех, о которых стало известно из сообщений СМИ  в этом году, произошло больше 130. Это в два раза больше, чем в предыдущие годы. И речь только о тех случаях, которые нельзя скрыть, ведь люди выкладывают видео в соцсети.

Поломки происходят в воздухе — самолеты идут на аварийную посадку. Весь мир наблюдал в сети, как самолет “ЭирБас” “Уральских авиалиний”, летевший из Сочи в Омск, был вынужден приземлиться на кукурузном поле в Новосибирской области. Причиной стал отказ гидросистемы, которая предназначена для управления механизмами, отвечающими за безопасность полета. Над правым крылом лайнера были видно следы возгорания. 

На борту было 170 пассажиров. Лишь чудом никто не пострадал. Российская пропаганда подает это как счастливый случай. А независимые авиационные эксперты говорят, что это предвестник череды катастроф, которые неизбежно произойдут в России в ближайшее время. Все предпосылки для этого уже есть. Самолеты в РФ не проходят необходимое техобслуживание. Они принадлежали западным авиакомпаниям, были в лизинге, но Кремль после полномасштабного вторжения в Украину решил не возвращать их собственникам. Фактически, украсть. Страны Запада ввели санкции против российской авиации и запретили поставлять любые детали для самолетов. И России приходится прибегать к крайним и очень рискованным методам.

Каннибализм и пиратство — два понятия теперь очень характерны для российской авиации. Казалось бы, при чем здесь самолеты и высокие технологии? Каннибализм — это значит выпотрошить детали из одних самолетов и засунуть их в другие самолеты, чтобы они хоть как-то летали. На “съедение” “Аэрофлот” уже отдал каждый четвертый свой лайнер. Пиратство — это использование неоригинальных, списанных запчастей к самолетам. Теперь оно разрешено в России.

Пассажиры чувствуют это на себе. Поломок и сбоев в графиках полетов все больше. И если сейчас это приводит к неудобствам — иногда в один день отменяют по несколько рейсов, — то вскоре это будет приводить к авиакатастрофам.

“Вероятность попадания некачественных запчастей на борт самолета возрастает. Нет возможности проверить, была ли запчасть списана комиссионно, потому в ней есть деградационные процессы — их глазами не увидеть, но на уровне разрушения металла или на уровне усталости она уже не соответствует требованиям безопасности полетов. Понятно, что в третьих странах эти запчасти никто выбрасывать не будет, они стоят денег. При этом сами нормальные компании летать с ними не будут и будут просто продавать на черном рынке”, — рассуждает эксперт по вопросам авиационного рынка Богдан Долинце.

То есть в Россию везут авиационный хлам со всего мира. И Кремль разрешает все это покупать. Россия обратилась за помощью даже к Ирану — договорилась о поставках деталей и оборудования для самолетов, а также об их ремонте и техобслуживании. Вот только Иран сам признан одной из последних стран в мире по безопасности полетов. Из-за технических проблем больше половины из имеющихся 386 иранских лайнеров стоят на земле. Качественного ремонта и техобслуживания российских самолетов там не сделают.

“Это будет реальная русская рулетка — ты садишься в самолет и не знаешь, долетишь или нет. Риск будет возрастать. И в какой-то момент он станет настолько большим, что, условно говоря, там раз в неделю или раз в месяц будут какие-то серьезные происшествия с человеческими жертвами”, — отметил Долинце.

ЖКХ: деньги есть только на латание дыр

А вот катастрофа в сфере ЖКХ уже стала российской реальностью. В среднем по стране происходят около 7 тысяч крупных аварий в месяц. По статистике — каждые семь минут в РФ где-то отключают воду и- или отопление. Порывы теплотрасс происходят все чаще.

Часто порывы приносят россиянам не только неудобства, но и реальную угрозу для жизни. Люди проваливаются под землю и попадают в кипяток.

Пока кто-то получает ожоги, тысячи людей мерзнут в своих квартирах. На севере РФ ситуация вообще критическая. В городе Мегион прошлой зимой люди мерзли в своих квартирах по несколько недель в то время как на улице был мороз — минус 38 градусов. А все из-за постоянных порывов теплотрасс. И этой зимой такая перспектива ждет огромное количество россиян. В среднем по стране в аварийном состоянии находятся около 60 процентов теплосетей. Есть регионы, где износ коммуникаций достигает 80 процентов. На то, чтобы восстановить все теплотрассы страны, необходимо около 4 миллиардов рублей. На это денег нет. При том, что лишь за первую половину 2023 года Кремль потратил на войну с Украиной почти 6 миллиардов рублей. На это деньги нашли.

Деньги забрали, в том числе и из статей расходов на ЖКХ. А в бюджете на следующие два года их сократили вдвое. Коммунальщикам оставили лишь крохи, чтобы в буквальном смысле латали дыры.

Но самое страшное происходит, когда из-за изношенного газового оборудования взрываются дома, как это произошло в Новосибирске. Здесь обрушились два подъезда многоэтажки. Погибли 13 человек.

На ремонты и содержание системы ЖКХ не хватает не только денег, но и рабочих. Сотни тысяч людей забрали на войну в Украину.

“Дефицит людей в России — огромный. В сфере ЖКХ тоже остается все меньше и меньше специалистов. Людей на военных заводах сохраняют, им дают бронь от призыва, конечно. А работникам сферы ЖКХ, на низовом уровне, вряд ли. Это будет проблема — ремонтировать некому, нечем, не за что — денег нет”, — отметил российский экономист Игорь Липсиц.

Почему война против Украины и чрезвычайные происшествия в РФ связаны?

Кремль тратит деньги на войну и усиление репрессивной системы внутри России. Силовикам дают миллиарды, чтобы те занимались преследованием неугодных власти, бросали их за решетку, разгоняли митинги.  

А вот взрывам, пожарам, порывам теплотрасс нельзя так просто приказать не случаться. На них не наденешь наручники, их не посадишь в тюрьму. Они будут происходить все чаще, потому что власть не занимается решением проблем внутри страны. А потому эти проблемы только нарастают, превращаясь в катастрофы.  

Россиянам придется забыть об ощущении комфорта и безопасности, которое когда-то было так привычно. Путин начал войну на территории чужого государства, прикрываясь заботой о его мирных жителях. Убивая их и уничтожая украинские города. Хотел отвлечь войной и новыми завоеваниями внимание от тех проблем, которые есть внутри самой России. Но не получилось.

Кремль будет винить во всем диверсантов, нерадивых сотрудников, которые “курили в неположенном месте”, разворовали ресурсы. Но на самом деле именно преступная власть подрывает Россию изнутри — на этот раз не гексогеном и тротилом, а своей политикой, ведущей к изоляции, технологической отсталости.

И как следствие, к аварийному состоянию огромной машины под названием Россия. Государство превращается в страну катастроф. Отказ от западных подходов контроля за безопасностью, износ оборудования уже сейчас оборачиваются массовыми пожарами и авариями. Настанет момент, когда промышленность, ЖКХ, авиация просто посыпятся. Количество чрезвычайных ситуаций будет возрастать в геометрической прогрессии.  Пока при власти находится режим, который поставил крест на слове “безопасность” и тратит все ресурсы на преступную войну, это неизбежно. 

Читайте также: Аварийные посадки, нехватка запчастей и “авиационный каннибализм”: о проблемах российских самолетов говорим с экспертами

Прямой эфир