Обслуживать интересы Кремля: как Россия превратила музеи в инструмент пропаганды 

Порабощение национальной культуры, уничтожение чужой истории и агитация вместо просвещения — Россия пытается стереть память о своих же преступлениях и искоренить украинскую идентичность на оккупированных территориях. А на костях и руинах украинского наследия возвести свои пропагандистские культурные центры. 

Как Россия использует культурное наследие на оккупированных территориях, во что превращает собственную историю и что ждет в будущем индоктринированное Кремлем население — об этом рассказывает свежий выпуск “Специального репортажа” на телеканале FREEДOM

Автор — Марина Нестерова

Россия продолжает свою агрессивную захватническую политику, нацеливаясь не только на земли Украины, но и на ее культурное наследие. С начала вторжения от рук российских военных пострадало более 2 тыс. объектов культурного наследия — 317 из них разрушены полностью. 

Музеи “СВО”

Разграбление музеев, уничтожение наследия, незаконные раскопки и строительные работы на территории культурных достопримечательностей для оккупантов стали обычным делом. Под предлогом “спасения” оккупанты вывозили музейные экспонаты и старинные драгоценности из Киевской, Сумской,  Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганских областей. “Спасенные” артефакты вывезли на временно оккупированные территории так называемых “ДНР” и “ЛНР”, а также в аннексированный Крым. А на местах разрушенного украинского исторического наследия оккупанты возводят свои музеи, посвященные героизации жестокой и кровавой так называемой “специальной военной операции”. 

Один из первых музеев “СВО” появился в Горловке Донецкой области на временно оккупированной территории Украины. Его открыли, якобы по инициативе матерей погибших солдатов, чтобы почтить память курсантов, которых в 2022 Путин отправил на войну.

Такой же музей появился в городе Днепрорудное, Запорожской области. Музей открыли на территории местного Индустриального колледжа и приурочили ко дню “героев Отечества”. Инициатором создания стала Алла Капля — местная жительница, поддержавшая российское вторжение, которая также является директором колледжа.

“Эти музеи создают в сфере образования. Помимо этого оккупантам важно показать, что они созданы именно по общественной инициативе. Якобы не Кремль дал поручение, а именно руководство школы изъявило желание, провело поисковую работу, связалось с военными частями”, — говорит историк, научный сотрудник Национального военно-исторического музея Украины Евгений Шатилов

В музей собрали 30 экспонатов посвященных российским убийцам: шевроны, военная форма и знамена. На отдельном стенде выставлены фотографии погибших так называемых “героев”. “Почетные” места занимают трофеи. Один из них — сбитый украинский дрон-разведчик. 

“В этом музее заложен маленький фундамент большого дела, и в дальнейшем экспозицию мы планируем только расширять”, — заявила Алла Капля, директор Днепрорудненского индустриального колледжа.  

Здесь постоянно проводят экскурсии для студентов и школьников города.

“Для пропаганды культа смерти, насилия и агрессивной войны среди украинских граждан в этих заведениях проводятся очень разнообразные мероприятия. На памятные даты организовывают мероприятия, во время которых присутствуют представители оккупационной администрации и государства-агрессора, также привлекают участников войны против Украины. Их героизируют, пытаются сделать примерами для украинской молодежи. Есть еще практика, когда из России привозят на оккупированные территории матерей или близких погибших российских оккупантов. Они рассказывают украинским гражданам на оккупированных территориях, об этом “герое”, — комментирует ведущий научный сотрудник музея Голодомора Андрей Иванец

Такие своеобразные музеи появляются и на территории бывших украинских школ. В оккупированном Скадовске в школе №1 открыли музей посвященный “героям СВО”. Наполнять экспозицию заставили учеников школы вместе с  матерями погибших военных преступников. В день открытия школьники рассказывали об их “подвигах” на фронте и читали воспоминания близких. 

“Мы давно говорили о том, что такие музеи должны появляться в школах Херсонской области, чтобы молодежь и подрастающее поколение видели и знали, кто защищает и борется сейчас с фашизмом, как и наши предки в Великую Отечественную войну”, — Игорь Костюкевич, сенатор Запорожской области под российской оккупацией 

По словам экспертов, таким образом оккупанты пытаются влиять на детей.

“Недаром такие музеи открываются в учебных заведениях — это прямое влияние на учеников. Все эти инструменты используются вместе с тотальным медиаконтролем на этих территориях. Таким образом сужается возможность найти какую-то объективную информацию и это оказывает влияние на сознание и ребенка, и взрослого человека”, — говорит историк, научный сотрудник Национального военно-исторического музея Украины Евгений Шатилов.  

В 2025 году такой музей появиться и в Мариуполе. 

“Это мультимедийная арт-выставка, которую жители Мариуполя и гости смогут посетить и посмотреть. В том числе, там будут находиться музейные трофеи, которые будут как раз из разных горячих точек”, — заявил Сергей Ладочкин, президент Ассоциации социально ориентированных некоммерческих организаций.  

Здание будет иметь название “Музей поле битвы”. Он будет иллюстрировать события по “освобождению” Мариуполя. Здесь нельзя будет увидеть блокаду города и геноцид, который устроили оккупанты в 2022 году. Здесь расскажут и покажут как российские солдаты “освобождали” исконно “русские” территории и “спасали” мирное население от “неонацистов”. 

В здании музея также будет размещаться приемная для чиновников оккупационной администрации, где они планируют проводить встречи с местным населением. В том числе, там будет приемная заместителя главы Совбеза РФ Дмитрия Медведева. 

Созданием музея занимаются российская партия “Единая Россия” и организация “Молодая гвардия” по поручению спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. 

“К сожалению, пропаганда имеет широкую организационную поддержку и большое финансирование, помимо этого она осуществляется комплексно. Параллельно с созданием музеев проводятся и милитаризация детей, и индоктринация населения в очень широких масштабах. Это фактически полномасштабная военная пропаганда”, — комментирует  ведущий научный сотрудник музея Голодомора Андрей Иванец. 

И таких музеев на оккупированных Россией территорией будет больше. Лично Путин поручил заниматься их созданием и развитием Министерству культуры, Минпросвещения, Минобрнауки и Минобороны совместно с региональными властями и ассоциацией “Российское историческое общество”. Они должны собрать все артефакты с поля боя, разработать “специальные” методички и передать на места. Музеи “СВО” появятся в каждом населенном пункте — от маленьких деревень до крупных городов. А их финансирование обеспечивается за счет грантов и якобы местных инициатив.

“Деньги на создание музейных экспозиций идут из разных источников: иногда напрямую из бюджета, иногда из президентского фонда или из других культурных инициатив. Иногда к ним присоединяется еще некоторые партийные организации, такие как “Единая Россия” или партия ЛДПР. Это лишь вспомогательные финансы. Безусловно, главными финансистами являются российские государственные структуры”, — говорит ведущий научный сотрудник музея Голодомора Андрей Иванец. 

Как оккупанты пытаются стереть историческую память 

Оккупанты не только открывают новые музеи, но и переформатируют когда-то действующие украинские, игнорируя их историю и традиции.

“Россия проводит преступную политику в отношении украинских музеев. Мы видели это на всех временно оккупированных территориях: ограбленные коллекции, а вместо них экспонаты, рассказывающие историю о “великом российском государстве”, вместо украинских, которые свидетельствуют о трагической истории украинского народа, подчеркивают его идентичность и демонстрируют независимость украинского народа”, — комментирует ведущий научный сотрудник музея Голодомора Андрей Иванец. 

В оккупированном Бердянске в музей, посвященный событиям Второй мировой войны, добавили новые экспозиции. Первую посвятили Афганской войне, а следом за ней открылась выставка с артефактами “СВО”. 

“Мы в свою очередь пытаемся донести детям, что Победа в Великой Отечественной войне была достигнута за счет единства многонационального нашего народа, и что сейчас важно сохранить это единство”, — заявляет Юрий Гудков, заведующий музеем “Подвиг” в оккупированном Бердянске. 

На свой лад переделали и дворец культуры “Горняк” — теперь на смену детскому смеху и творчеству пришел российский патриотизм в виде исторических лекций от партии “Единая Россия”, книжных выставок о конституции и экспозиций памяти участникам так называемой “СВО”. 

“В советские времена было множество похожих музеев. Они создавались как раз для пропаганды, как и сейчас. Россия полностью зачищает информационное пространство от всего, что отличается от нужных нарративов. Полностью подавляется любое другое мнение. Так действует их пропаганда — через массированность и подавление альтернативы”, — комментирует историк Александр Палий.  

На территории бывшего завода “Продмаш” в Мелитополе оккупанты развернули целый 3-D парк под названием “Россия — моя история”. 

“Уникальные экспозиции, которые показывают связь времен. Это не про прошлое, а про будущее. Потому что прошлое пытались оторвать для того, чтобы лишить будущего. Этот проект нужен для того, чтобы у каждого жителя Запорожской области, Новороссии, Херсонской области, соседних регионов была возможность придя сюда почувствовать вот эту историческую связь со временем”, — заявил первый заместитель Руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко. 

Цель музея — показать жителям Мелитополя “истинную” историю Мелитопольского края в составе РФ. А чтобы в эти центры завлечь как можно больше жителей, даже пустили рейсовые автобусы.

“Такие центры будем открывать, будем обязательно вспоминать нашу историю, которую у нас пытались забрать, выжигали всю нашу правду, веру, патриотизм наших дедов, гордость. Главная наша задача, чтобы мы не повторили той ошибки, которая состоялась в предыдущие поколения”, — заявляет глава оккупационной администрации Запорожской области Евгений Балицкий. 

Со временем этот музей превратился в кладезь идеологического кремлевского просвещения. Там выставляют выполнены углем фото погибших “героев “СВО”, показывают российские художественные и исторические фильмы. А в 2024 в стенах этого здания сделали выставку о “СВО” в сравнении со Второй мировой войной. 

В 2025 году кроме интерактивного парка оккупанты собираются открыть “Парк участников “СВО”. Этот проект разработан в рамках “Народной программы” партии “Единая Россия”. В планах сделать памятник Матери с ребенком, которые ждут солдат с фронта, центральной фигурой этого парка  

“Я думаю, что в принципе эти музеи являются определенной угрозой. Но эта угроза будет уничтожена, как только будет уничтожен центр, который распространяет эти нарративы. Вся эта идеология может перевернуться на 180 градусов как только мы вернем территорию под украинский контроль”, — говорит историк Александр Палий.  

Оккупанты изуродовали и Станично-Луганский краеведческий музей, который имел большую коллекцию документов, традиционных костюмов и бытовых вещей жителей Станично-Луганского района, в том числе донских казаков. Он олицетворял собой важный период прошлого украинского народа и рассказывал о славных традициях казачества. Россияне же быстро переделали экспозиции под себя и теперь по их суждениям “казаки создали Россию”, а вместе с экспозициями донского казачества появились военные трофеи “СВО” и фотографии погибших псевдогероев. 

Инициатива конечно же якобы “местная”, ведь здесь собрали истории уроженцев Луганщины, которые пошли защищать “русскую землю”. На музейной выставке красуется форма оккупантов, а из трофеев — образцы западного вооружения, украинская символика и детские книги из украинских домов. 

“В этих музеях существует большой спрос на определенные украинские трофеи. Это могут быть либо вещи, отобранные у погибших воинов, либо награбленное. Создается впечатление, что каждому такому музею дали указание отдать по обломку от снаряда HIMARS. Это якобы говорит  в контексте “западного заговора”, что все сговорились против России”, — говорит Евгений Шатилов, историк и научный сотрудник Национального военно-исторического музея Украины. 

На месте того, что осталось от музея народного быта Мариуполя в 2025 году по поручению Путина должен появиться музей советского палача и организатора голода в блокадном Ленинграде Андрея Жданова. Музей народного быта демонстрировал уникальные предметы культурного наследия этносов Приазовья и Мариуполя: украинцев, греков, русских, немцев, евреев. На 2022 год этнографическое собрание содержало более 5 тыс. музейных предметов, но самые ценные были вывезены оккупантами за пределы Мариуполя. 

“Мы видим, что музеи — это пропагандистские центры. Они незаконно действуют на территории Украины, нарушая международное право, включая международное гуманитарное право. Государство-оккупант не имеет права осуществлять такую деятельность: изменять, в частности, экспозиции музеев, навязывать на оккупированной территории свою идеологию”, — говорит ведущий научный сотрудник музея Голодомора Андрей Иванец. 

Нормализация войны для россиян

Нормализировать войну в глазах россиян и сформировать терпимое общество, готовое обслуживать интересы кремлевского режима собираются и в самой России. В апреле 2023 года Путин поручил создать музеи, посвященные “событиям специальной военной операции и подвигам ее участников”. После этого в российских регионах начали появляться выставки с экспонатами, посвященными войне в Украине. И, конечно, в первую очередь такие музеи появились в учебных заведениях. Там показывают вещи, снятые с убитых украинцев, осколки снарядов, которыми, как утверждают школьные работники, “НАТО обстреливает российскую землю”. А кроме того, там объясняют, зачем российская армия пришла в чужую страну. 

“В первую очередь гордость за своих героев, которые сейчас отстаивают наше мирное небо над головой. Огромное спасибо, я очень рада, что сделали такой музей посвященный. Нужно достойно помнить о своих героях”, — говорит одна из учениц российской школы. 

Школьным работникам спустили даже новые формы отчетности: они должны заполнить и подробно сообщить местным органам власти о создании пропагандистских уголков. Также в такие музеи они должны приглашать родственников погибших военных или “ветеранов” так называемой “СВО”. 

“Мили­таризация происходит повсеместно. Ее насаждают в учебных заведениях, медиа, политике. Памятники и музеи — это мемориализация, как один из инструментов российской пропаганды. В целом россияне убеждают все свое население в необходимости этой войны”, — говорит историк и научный сотрудник Национального военно-исторического музея Украины Евгений Шатилов. 

Экспозиции посвященные войне, появляться и в уже существующих российских музеях. 

“То, что происходит с музеями, не является каким-то исключением. Это все разные части одного большого пазла, который складывается в очень ясную, четкую картинку: Кремль создает новый тип культурной политики, происходит популяризация русского национализма”, — говорит драматург Михаил Калужский

Создают даже всероссийские интерактивные “музеи СВО”. 

“В таких музеях могут использоваться элементы современных музейных технологий, например, интерактивность. До 2022 года Россия в значительной степени была включена в мировые процессы, связанные с искусством, современным искусством, выставочной деятельностью и музейными технологиями. Российские музейщики научились применять эти технологии, и теперь повсюду можно увидеть модные штуки. Однако это всего лишь технический инструмент, который можно наполнить любым содержанием”, — комментирует драматург Михаил Калужский. 

За первый год создания по всей территории России появилось свыше 14 тыс. музеев и экспозиций посвященных псевдогероям “специальной военной операции”. Примечательно, что создают их в небольших городах и глубинках РФ вдали от городов миллионников. 

“Все это происходит в тех местах, где культурное предложение не столь велико, где через форму подачи пропагандистского дискурса можно работать на общественную мобилизацию. Нужно создать четкую, хорошо управляемую, высоко централизованную систему культурной политики, которая бы занималась исключительно тем, что транслировала бы вот эти ценности”, — говорит драматург Калужский. 

Пропаганда уверенно укоренилась в музейных экспозициях. После начала войны в Украине большинство музеев, выставок и галерей угодило под каток репрессий. Повсеместно закрывались выставки современного искусства, на художников и поэтов заводили уголовные дела. В музеи и галереи были разосланы “черные списки” авторов, которым был закрыт доступ к репрезентации внутри России. Индустрию поглотила цензура. 

Показательным стало приостановления работы музея истории Гулага. Формально — из-за пожарной безопасности, в реальности же, чтобы не напоминать россиянам, что на самом деле Путин уже давно переплюнул сталинские репрессии. 

Музеи, наследие и история под контролем террористического государства становятся инструментом милитаризации будущего поколения. Музеи перестают быть просто хранителями культуры — они становятся активными участниками в формировании идеологического пространства, помогают легитимизировать агрессию и насилие. Пропаганда позволяет подавлять протест против войны и участия в военных действиях, формирует новое поколение с искаженной исторической памятью, выращенное на псевдоидеалах и российской идеологии, готовое пойти на смерть ради интересов диктатора. 

Читайте также: Еще при распаде СССР я подумал, что Россия возьмет реванш и он будет жестким — интервью с дипломатом Джоном Хербстом 

Прямой эфир