Нардеп: Гарантии безопасности Украины — это не только заявления, но еще и обязательство воевать в будущем против агрессора

Почему Россия затягивает переговорный процесс, а западные страны так щепетильно относятся к вопросу о гарантиях безопасности Украины – в интервью с народным депутатом Федором Вениславским.

— Если тезис о том, что украинская делегация отталкивается именно от успехов ВСУ на поле боя, то стоит ли также добавлять сюда тот тезис, что, чем ближе к нефтяному эмбарго, чем ближе к колоссальным ограничениям для РФ, для бюджета страны — тем более сговорчива будет делегация РФ, соответственно, будет более сговорчив глава страны-агрессора Владимир Путин?

— Вы знаете, переговоры это одно из самых сложных направлений урегулирования войны между Российской Федерацией и Украиной, которую она развязала в 2014 году и расширила в этом году. Потому что переговоры должны состоять из готовности сторон идти на какие-то уступки. Наша сторона высказала свою позицию на самом старте переговоров. Об этом заявил президент Зеленский. Вопросы территориальной целостности, государственного суверенитета не могут быть предметом уступок. Все остальное мы можем рассматривать. Российская сторона в данном случае не демонстрирует, к сожалению, готовности идти на достижение какого-то компромисса по вопросам освобождения и выведения всех оккупационных войск с украинской территории. Но я думаю, что этот процесс будет продолжаться, и будут искать точки соприкосновения и аргументы, которые позволят достичь тех целей, которые мы видим, прежде всего, в интересах нашего государства, в интересах нашего суверенитета, территориальной целостности.

Вне всякого сомнения, есть две важных составляющих нашей позиции на переговорном процессе: первая  та, к которой привык Путин, которую он демонстрировал с 14 года, а по большому счету демонстрировал во внешнеполитических отношениях российского государства с западными партнерами — это ультиматумы, это демонстрация силы и повышение ставок накануне любых переговоров. И в 2014 году это было окружение наших вооруженных сил российскими войсками, которых якобы там не было. И это позволяло диктовать на Минских переговорах какие-то условия, которые украинская сторона часто, вопреки национальным интересам, вынуждена была принимать для того, чтобы сохранить максимальное количество жизни наших военнослужащих. И сегодня ситуация диаметрально противоположная. Как раз украинские вооруженные силы демонстрируют свои успехи на поле боя, стратегическая цель Российской Федерации, а именно оккупация всей территории Украины и взятие Киева, провалена. Наши вооруженные силы выбросили оккупанта из Киевской области, из Черниговской, из Житомирской, из Сумской, мы демонстрируем успехи в Николаевской и Херсонской областях. Поэтому сейчас переговорная позиция нашей делегации как раз достаточно сильная, с точки зрения успехов наших вооруженных сил.

С другой стороны, вне всякого сомнения очень важная составляющая это санкционная политика наших партнеров. И с первых дней войны мы призываем западные страны именно предпринять санкции в сфере энергетического эмбарго, и наиболее комплексный подход — это транспортное эмбарго. То есть ограничение перемещения товаров через границы Российской Федерации любым видом транспорта: морским, воздушным, автомобильным, трубопроводным. Это, конечно же, было бы наиболее существенным ударом по экономике Российской Федерации, потому что хотим мы этого или нет, но мы вынуждены признать, что благодаря экспорту энергоносителей Российская Федерация все еще получает мощную денежную финансовую подпитку, которая позволяет ей финансировать свою оккупационную армию, искать наемников и обеспечивать армию, в том числе, техникой и боеприпасами. И это, конечно же, усиливает позиции Российской Федерации в войне против Украины, потому что экономический потенциал, накопленный благодаря экспорту энергоносителей, очень большой. И это признают все эксперты. Это сотни миллиардов долларов, которые сейчас тратятся на войну. Тем не менее, если бы была применена именно такая санкционная политика, вне всякого сомнения, это бы существенно отрезвило горячие головы в Кремле. Я думаю, что они намного были бы уступчивее на этих переговорах. Тем не менее, наша делегация работает, переговоры идут в русле обеспечения национальных интересов Украины. Будем ждать результатов.

Также по теме: Называя россиян фашистами, вы подыгрываете им. Они – наследники преступного советского режима. Интервью с Нахмановичем

— Россия всячески затягивает переговорный процесс, давая время и своим войскам, в том числе, изнуряя Украину. Эксперты говорят, что Путин тянет время, российская делегация тянет время до 9 мая. Именно эту дату называют дедлайном для российских войск, когда они должны полностью захватить территорию Донбасса. Что Вы думаете об этом?

— Путину для переговорщиков, для его делегации необходимо продемонстрировать успехи. В данном случае успехов нет от слова вообще, кроме тех тактических успехов, которых удалось достичь в первые дни войны, и оккупировать часть Херсонской области, часть Запорожской области, часть Харьковской области, частично блокировать Харьков и Изюм. Других успехов у Вооруженных сил Российской Федерации нет. И поэтому переговорная позиция, с точки зрения психологического восприятия Путина, является на данный момент ущербной, потому что нечем шантажировать делегацию Украины, нечем угрожать. Вместе с тем наши вооруженные силы, которые защищают украинскую землю в Луганской и Донецкой областях, в Одессе, Николаеве, Херсоне, Запорожье, демонстрируют, что планы врага на данный момент являются малореализуемыми и достичь успехов в том даже минимальном масштабе, который поставил Путин перед своими вооруженными силами, крайне сложно. Они аккумулируют свои резервы, восстанавливают боеспособность тех подразделений, которые были очень сильно потрепаны нашими вооруженными силами. Они пытаются их восстановить, пополнить резервами из личного состава и техники, и бросить на восток. И наши, и зарубежные эксперты заявляют о том, что битва за Донбасс будет решающим сражением этой войны, поскольку план Путина, который был озвучен нашим разведывательным сообществом, это полный захват в административных границах Луганской, Донецкой областей и обеспечение сухопутного коридора к временно оккупированному Крыму. А это частичная оккупация Запорожской и Херсонской областей. Поэтому программу минимум, которая была поставлена с самого начала, необходимо усилить какими-то достижениями, которых пока что нет. Я убежден, что эта риторика представителей российской политической элиты направлена на затягивание переговорного процесса для того, чтобы получить дополнительные аргументы к своей позиции. Я думаю, это им также не удастся и не поможет.

Также по теме: От идей русского фашизма до непонимания войны против Украины. Эксперт рассказал о настроениях в окружении Путина

— Я напомню нашим зрителям, что уже многие страны выступают за то, чтобы стать гарантами украинской безопасности, новой системы безопасности в будущем. Чем больше таких стран появляется, меняется ли видение у Кремля?

— То, что происходит в некоторых странах Европы, власти которых являются симпатиками российского государства, является следствием той системной последовательной работы, которую вела российская власть на протяжении последних десятков лет. Поскольку Германия, Италия, частично Франция —друзья российского государства, были не столько идеологически сторонниками этого сотрудничества, сколько это сотрудничество было подкреплено определенными материально-финансовыми аспектами их деятельности. То есть простыми словами, Российская Федерация распространяла на большую часть мира, где они реализовали свои зоны интересов, коррупционную составляющую, по которой они привыкли действовать. И это является прямым следствием, когда определенные западные политики, экс-политики занимали должности в российских государственных корпорациях, получали многомиллионные официальные доходы за год, то есть практически были трудоустроены. Поэтому это все в комплексе является причиной того, что мы сейчас иногда наблюдаем.

Но, возвращаясь к Вашему вопросу о гарантиях безопасности, это очень сложный процесс. Это нужно признать. Потому что одно дело — публично заявлять о готовности гарантировать безопасность Украины, а другое дело — подписать международно-правовое соглашение, где будет предусмотрено, что в случае нападения на Украину, либо в случае нападения на одну из стран-гарантов, и мы, и они обязаны не просто высказывать свою обеспокоенность, вводить санкции, помогать оружием, гуманитарными грузами, но и воевать. А это самый главный вопрос. Мы должны понимать, что в будущем гарантии нашей безопасности будут подкреплены обязательством вступить именно в вооруженный конфликт, о котором Вы говорили, если он возникнет, если территории Украины будет угрожать какой-то агрессор. И в этом направлении мы, безусловно, ведем очень тяжелые, очень детальные переговоры. Когда страны понимают, что все будет происходить немного по-другому, они очень взвешенно подходят к вопросу. Поэтому работа идет, и вне всего сомнения, именно такие гарантии для нас являются приемлемыми. Политические заявления, помощь в качестве принятия наших беженцев — спасибо им, что они приняли и спасли миллионы жизней. Тем не менее, для нас важна именно военная составляющая будущего международного правового договора о гарантиях безопасности Украины.

— Венгрия, Австрия, Германия и другие пытаются стать такими посредникам и в процессе переговоров, в процессе мирного договора. Для чего? Для политических баллов или искренне?

— Политики европейских стран, которые ведут переговоры с Путиным, пытаются достичь мира и остановить войну. У меня нет в этом сомнений. Но я думаю, что это все-таки такое второстепенное значение. А первоочередные мотивы европейских политиков — это ориентация на свою будущую политическую карьеру, на внутреннего избирателя. Макрон ориентируется на внутренний политический запрос. Он говорит то, что хотят услышать избиратели. Также действует и канцлер Австрии. Когда мы говорим о Венгрии, там немного другие интересы. Они мечтают о возрождении величия Венгрии, и они не прочь были бы, в том числе, пополнить какие-то свои земли. Поэтому очень много разных интересов переплетаются в риторике, в заявлениях. Но тем не менее, я считаю, что мы должны быть благодарны тем европейским лидерам, которые на своих территориях дали защиту нашим гражданам, и которые помогают гуманитарно, иногда оружием. Конечно, хотелось бы, чтобы такой помощи было больше. Но мы реалисты, мы понимаем, что Европа, прежде всего заботится о своем собственном комфорте, психологическом, ментальном, экономическом, а потом уже о соседях, об Украине, и о тех бедах, которые в данном случае переживает украинский народ.

— Госсекретарь Совбеза Беларуси заявил, что есть риск провокаций со стороны Украины в приграничной зоне с целью втягивания Минска в конфликт. Не единожды украинская центральная власть говорила о том, что мы не собираемся провоцировать.  

— Мы уже неоднократно видели ситуации, когда российские оккупационные войска пытались спровоцировать конфликт между Украиной и Республикой Беларусь. Несмотря на то, что с точки зрения конвенции, резолюции генеральной ассамблеи ООН от 1974 года, Республика Беларусь является агрессором по отношению к Украине. Тем не менее, политической ловкости, хитрости режима Лукашенко хватило для того, чтобы не ввязываться в полноценную войну, не использовать свои вооруженные силы в конфликте с Украиной. И для Путина, который систематически вызывает на ковер Лукашенко на различные встречи, участие Беларуси в войне против Украины является определяющим. Потому что они понимают, что даже при том, что людской и технический ресурс у России еще мощный, тем не менее он иссякает и им необходима поддержка. Поэтому и организации договора коллективной безопасности, страны призывались к участию в конфликте. К счастью для них, практически все отказались. А Беларусь пытаются втянуть в эту войну. И вот эти сообщения о якобы готовящихся нападениях Украины на территорию Республики Беларусь являются ничем иным, как элементами вот этой информационно-пропагандистской агрессивной войны, которую ведет Россия против Украины. Я думаю, что это именно срежиссировано российскими средствами массовой информации, российскими политиками. Мы точно не собираемся нападать на Республику Беларусь, и мы надеемся, что и у граждан, и военнослужащих Беларуси сработает и инстинкт самосохранения, и здравый смысл, который не позволит даже при наличии каких-то желаний со стороны военно-политического руководства ввязаться в эту авантюру. Они на это не пойдут. И, кстати, такие сигналы доходят и до президента Беларуси. Они понимают, что это может иметь последствия для их политического режима, прежде всего.

Я думаю, что при изменении политического режима в Республике Беларусь, следующей целью Российской Федерации может стать, в том числе, и белорусская земля.

Также по теме: Последние 30 лет Россия жила по принципам холодной войны – Краев

Также по теме: “Стремление европейских стран в НАТО – это заслуга Путина”. Интервью с Пономаревым

Прямой эфир