Канал FREEДОМ: два года украиноцентричного вещания на русском языке

Сегодня, 10 марта, исполняется два года с того момента, как государственное предприятие “Мультимедийная платформа иновещания Украины” совместно с ведущими украинскими медиагруппами начало производство и трансляцию информационного проекта FREEДОМ на русском языке. За время в эфире FREEДOM стал ключевым украиноцентричным телеканалом, ориентированным на русскоязычную аудиторию за границей.

В первые дни полномасштабного вторжения решение запустить информационный марафон на русском языке было вызвано необходимостью максимально оперативно сообщать правду о войне России против Украины более чем 200 миллионам русскоязычных людей по всему миру, развенчивать ложь российской пропаганды, к которой эта аудитория особенно уязвима. После первых месяцев вещания преимущественно в формате информационного марафона ГП “МПИУ” начало усиливать программное наполнение FREEДОМ линейками аналитических, документальных, публицистических проектов собственного производства и производства ведущих медиагрупп 1+1 media, Starlight Media, Inter Media Group. В частности, за второй год вещания в эфире FREEДОМ вышел ряд премьер, которые держат в фокусе события и явления, способствующие трансформационным процессам в России; усилилось внимание к украинским пунктам международной повестки дня, прочности международной коалиции в поддержке Украины и к противодействию российским нарративам, нацеленным на русскоязычные аудитории разных стран.

“Я бы назвала второй год канала FREEДОМ годом испытания его медийной стойкости и открытости к трансформациям. В ситуации, когда мир отошел от первого шока полномасштабного вторжения, и мы, к сожалению, почувствовали снижение медийного внимания к событиям в Украине, контент под брендом FREEДОМ сохранил высокие показатели просмотров и интерес аудитории. Можем говорить об этом, опираясь на открытие данных* по просмотрам в диджитал — за 2 года они превысили 10 миллиардов**, а также по запросу от международных партнеров по дистрибуции канала. Так, за прошлый год мы расширили трансляцию FREEДОМ в сетях операторов одиннадцати европейских стран, среди которых Словакия, Дания, Молдова, Норвегия, Грузия, Болгария, Португалия, и дальше будем укреплять это направление”, — говорит Юлия Островская, генеральный директор государственного предприятия “Мультимедийная платформа иновещания Украины”, в состав которого входит телеканал FREEДОМ.

“Мы осознаем, что в международном медиапространстве Украина находится не в той ситуации, когда может полагаться только на органический интерес разных зарубежных аудиторий к нам, особенно когда Россия постоянно видоизменяет и усиливает свои пропагандистские и дезинформационные кампании. Среди многих голосов мировых СМИ у нашего государства должен быть свой голос, в том числе на языке нашего врага. Кроме того, что русскоязычная аудитория в мире достаточно велика, она особенно чувствительна к событиям в Украине и уязвима к российской пропаганде, а мы уже неоднократно убедились, что самые либеральные российские медиа, когда речь заходит о нашей стране, часто остаются в парадигме имперского мышления. Поэтому в эфире FREEДОМ мы очень внимательны к темам деколонизации и трансформации РФ: запустили линейку проектов, которые обращаются к исторической памяти коренных народов России, доносят до них мысль, что освобождение от Москвы возможно. В прошлом году мы были открыты для поисков и экспериментов с новым контентом. Безусловно, информационный марафон остается базисом канала FREEДОМ, но у нас появилось больше авторских проектов, документальных программ. В планах на этот год — больше работать с материалом, который показывает глубинное отличие Украины от России и разрушает базовый российский миф об “одном народе”; усилить звучание важных тем внешней политики, международной поддержки, освещение ключевых событий в Украине и мире, учитывая их влияние на мировой политический, экономический и социальный ландшафт”, — продолжает генеральный директор.

Контент канала FREEДОМ четко попадает в запросы русскоязычной аудитории за границей. Например, в течение второго года вещания на FREEДОМ стартовало несколько документальных проектов, обращающихся к вопросам трансформации России, деколонизации ее коренных народов, восстановлению исторической памяти и справедливости. Примечательно, что в топ городов по просмотрам таких проектов попадают Грозный, Махачкала, Уфа, высокие показатели просмотров получают выпуски, посвященные исторической судьбе народов Кавказа, в частности Чечни и Дагестана, татар и башкир.

Поскольку эфирная трансляция и сайт телеканала FREEДОМ в России заблокированы, использование YouTube позволяет FREEДОМ доносить правду о войне России против Украины и противодействовать мифам враждебной пропаганды среди аудитории РФ. В прошлом году количество подписчиков YouTube-канала FREEДОМ, который является базовой диджитал-площадкой телеканала, превысило 1 миллион. YouTube-канал FREEДОМ первым из YouTube-каналов украинских государственных и общественных вещателей получил “Золотую кнопку”. Также с целью максимального охвата целевой аудитории ГП МПИУ активно развивает YouTube-канал FREEДОМ.LIVE, на котором размещены аналитические материалы, интервью, документальные и публицистические программы, авторские проекты. Суммарное количество подписчиков YouTube-каналов FREEДОМ и FREEДОМ.LIVE превысило 1,8 млн, а общее количество просмотров — 1,1 млрд.

За прошлый год средняя доля YouTube-просмотров*** FREEДОМ из-за границы на площадках украинского иновещания и на площадках партнеров выросла с 73,3% в марте 2023 года до 79,7% в феврале 2024-го, а на YouTube -каналах ГП “МПИУ” FREEДОМ и FREEДОМ.LIVE — до 90,7%. Средняя для всех каналов доля YouTube-просмотров из РФ — с 37% до 46,1%, на площадках ГП “МПИУ” — до 62,4%. За два года в эфире материалы под брендом FREEДОМ на всех диджитал-площадках иновещания и на площадках наших партнеров — украинских медиагрупп 1+1 media, Starlight Media, Inter Media Group — получили 10,1 млрд просмотров, из них более трети — в прошлом году. Кроме России, в топ стран по пересмотрам FREEДОМ в диджитал входят Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Германия. Городами-лидерами в течение года в YouTube были Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Нижний Новгород. В то же время, в октябре, когда FREEДОМ уделил значительное внимание освещению борьбы Израиля с ХАМАС и вопросам партнерства России с террористическими режимами, в топ стран по просмотрам в YouTube впервые попал Израиль.

За прошлый год видео канала FREEДОМ неоднократно находились в трендах российского, казахстанского, эстонского, латвийского и белорусского сегментов YouTube. Среди тем, вызвавших наибольший интерес русскоязычной аудитории за рубежом, — заявления и обращения президента Украины Владимира Зеленского и события с его участием; материалы, касающиеся международных событий и поддержки Украины в мире; правда о потерях российской армии в Украине и информация о том, как россияне могут избежать мобилизации; новости о положении дел на фронте; освещение рейдов РДК и ЛСР в Белгородской области РФ и мятежа Евгения Пригожина; информация о последствиях ракетных обстрелов россиянами мирного населения. Наиболее популярным видео на YouTube-каналах FREEДОМ и FREEДОМ.LIVE в прошлом году стало эмоциональное высказывание ветерана Второй мировой о войне, которую Россия развязала против Украины, — “Путина надо повесить и кончить. Это геноцид”, всего на двух каналах зрители посмотрели его более 8,5 млн раз, более 90% просмотров — из-за границы.

В прошлом году команда FREEДОМ реализовала несколько информационных кампаний, ориентированных на поддержку граждан Украины, проживающих на временно оккупированных территориях, а также граждан и жителей РФ. Среди них — еженедельная SMS-рассылка для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий; кампания FREEДОМ “Знаешь — скажи!“, цель которой — мотивировать жителей России противодействовать принудительной депортации украинских детей и способствовать их возвращению в Украину; поддержка проектов ГУР МО “Хочу жить” и “Хочу найти”; чат-бот для обратной связи с жителями России по поводу нарушения их прав и свобод и другие. FREEДОМ вошел в число 10 главных коммуникационных инструментов “Хочу жить” — государственного проекта по добровольной сдаче в плен для российских военнослужащих, которые не хотят воевать против Украины.

О важности и эффективности работы канала FREEДОМ неоднократно говорили зрители канала, эксперты и международные партнеры. В частности, об этом говорилось на встрече полномочных представителей стран “Большой семерки” (G7) с представителями украинского государственного иновещания, ключевых отечественных телеканалов и медиагрупп, которые создают и транслируют марафоны “Єдині новини” и FREEДOМ. С другой стороны, жители РФ, которые смотрят FREEДOМ, вызывают пристальное внимание карательных органов страны-агрессора, диджитал-площадки и IT-инфраструктура украинского иновещания неоднократно подвергались мощным хакерским атакам.

За два года украинское государственное иновещание существенно нарастило свое присутствие за рубежом в кабельных, DTH, IPTV сетях, ОТТ-платформах и спутнике. Сегодня канал FREEДОМ вещает через шесть спутников, покрывающих всю Европу, европейскую часть России, Среднюю Азию, Северную Африку, Ближний Восток. Канал входит в пакеты 10 ОТТ-платформ, а также присутствует в более чем 700 кабельных, DTH, IPTV сетях 44 странах мира. Большинство из них добавилось в 2022 году. Однако за минувший год ГП “МПИУ” также заключило соглашения по трансляции FREEДОМ с почти сорока компаниями в одиннадцати европейских странах. В этом году ГП “МПИУ” планирует усилить международную дистрибуцию каналов украинского иновещания “Дом” и FREEДОМ.

* Измерение просмотра каналов ГП “МПИУ” через спутник, эфир, в сетях кабельных операторов разных стран не проводилось в течение всего периода работы предприятия из-за высокой стоимости таких исследований. Соответственно, при анализе количественных и качественных показателей просмотров и запросов зрительской аудитории медиабрендов ГП “МПИУ” предприятие ориентируется на данные диджитал-платформ, в частности YouTube.

** Имеются в виду общие показатели на всех диджитал-площадках (YouTube, Facebook, TikTok, Telegram) ГП “МПИУ” и на площадках партнеров — украинских медиагрупп, на которых выходит контент под брендом FREEДОМ.

*** Данные приведены в материале по состоянию на 09.03.2024 г. Источники данных: аналитические инструменты диджитал-платформ; Google Analytics; YouTube Studio каналов FREEДОМ и партнеров.

Прямой эфир