Идеология войны: как Кремль занимается милитаризацией детей и пропагандирует ненависть к Украине

Милитаризация детей в РФ. Фото: t.me/sakh_unarmy

Еще больше уроков патриотизма и “музеи СВО” в школах. Кроме так называемых “разговоров о главном”, где российских детей накачивают пропагандой, и новых учебников по истории, в России скоро могут появиться музыкальные “уроки о главном”: дети будут учить композиции певцов, лояльных Кремлю. 

Кроме того, на занятиях в школах включают интервью Владимира Путина с американским журналистом Такером Карлсоном, а затем устраивают викторины. 

“Музеи СВО” и “z-музыкальное” образование

Российские оккупанты создают в школах на временно оккупированных территориях Херсонской области так называемые “музеи СВО” (“СВО” — “специальная военная операция”, так в РФ называют войну в Украине). Таким образом хотят усилить воздействие пропаганды на детей. 

“Музеи СВО” создают при школах принудительно, и они, в первую очередь, ориентированы на учащихся начальных классов, у которых в силу возраста еще не сформировались твердые убеждения о жизни в свободной Украине. Об этом сообщает Центр национального сопротивления. 

“Для детей рассказывают искаженную реальность, где оккупанты представлены как “освободители”. Школьников заставляют обязательно посещать эти “музеи”, — говорится в сообщении Центра национального сопротивления.

А тем временем в российской школьной программе могут появиться песни современных “z-музыкантов”. Инициативу депутата Государственной думы Сергея Колтунова уже поддержало Министерство просвещения России. Там официально заявили, что готовы рассмотреть возможность дополнения учебного предмета “Музыка” патриотическими песнями современных авторов. Среди которых любимая группа Путина — “Любэ”, а также Олег Газманов и Shaman (Шаман).

Инициатива понравилась и лидеру пропагандисткой группы “Любэ” Николаю Расторгуеву, частому завсегдатаю концертов, организованных на государственные средства. Он уже даже выпустил песню про незаконно построенный Керченский (Крымский) мост. 

Все упомянутые артисты публично поддерживают Путина, одобряют полномасштабную войну против Украины и выступали на незаконно оккупированных украинских территориях. Все они — участники концертов, посвященных российскому диктатору.

Песню Шамана “Я русский” используют для патриотической агитации. Именно этого певца чаще всего называют одним из самых ярых пропагандистов военной России. 

“Чему может научить Газманов, Расторгуев и, прости Господи, Шаман? Это не поэзия, это просто пение, рифмованные слова, часто даже не рифмованные, под достаточно примитивную музыку. Это просто речовки, крики”, — акцентирует культуролог Ян Левченко.

Такие музыкальные занятия, если они появятся, будут использовать как дополнение к уже существующим урокам патриотического воспитания, считает музыковед Анна Вилецкая.  

“Можно просто послушать эту музыку и поговорить о “смыслах” в ней, что, я думаю, государство как раз и хотело бы от учителей школьных: про важность патриотизма, важность того, важность сего. В общем, использовать эту музыку достаточно формально как повод для еще одних “разговоров о важном” нездорового человека. Что я могу сказать? Это может получиться довольно успешно при желании, потому что, в принципе, можно такие разговоры провести, исходя из любого произведения”, — говорит Вилецкая.

Тем временем в школах и колледжах по всей России провели пилотные уроки с альтернативной историей “От Руси к России”. На них заставляют детей смотреть фрагменты интервью Путина с Такером Карлсоном, а далее проводят викторину по его мотивам, вынуждая отвечать на вопросы о войне против Украины, санкциях и прочих темах.

Мнения экспертов

Как Кремль насаждает провоенную идеологию в российских школах и на оккупированных территориях? Как проводится милитаризация детей и для чего? Можно ли этому сопротивляться? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы: 

  • Дмитрий Дубровский, кандидат исторических наук, исследователь факультета социальных наук Карлова университета (Прага);
  • Вера Ястребова, исполнительный директор “Восточной правозащитной группы”; 
  • Павел Лисянский, директор Института стратегических исследований и безопасности.

ДМИТРИЙ ДУБРОВСКИЙ: С детьми делятся опытом убийства мирных жителей

— В России есть непубличное сопротивление преподавателей этой пропаганде в школах и детских садах. Все зависит от выбора директора учреждения и позиции конкретно взятого учителя. 

Мне кажется, что в современной России пока что публичная демонстрация лояльности к власти не является обязательной, но она как бы желательна. Для продвижения по карьере, улучшения результатов, конечно, нужно демонстрировать свою приверженность путинскому режиму. 

Милитаризация в школах — это достаточно циничное решение со стороны руководства. Часто это делается для того, чтобы власть дала денег на что-то. Хорошо видно, когда такие пропагандистские мероприятия делаются, так сказать, от души. Но большое количество людей просто в это играют, а на самом деле им все равно. 

В России пока нет такого идеологического контроля, который был при Сталине в СССР или при Гитлере в нацистской Германии. Для тоталитарного режима необходимо, чтобы каждый горел этой тоталитарной идеей. В России этого нет, но есть страх и неопределенность. 

Путин готовится к долгой войне, и ему важно, чтобы выросли дети, которые будут готовы убивать. 

Военные секции для детей пока что не являются обязательными. Инструкторы там зачастую ветераны “СВО”. То есть они буквально делятся опытом убийства мирных людей. Это снижает уровень допустимости насилия. 

Несмотря на общий уровень милитаристской истерии и антиукраинской пропаганды, это пока не является этнической ксенофобией. Скорее они насаждают мысли об отсутствии у Украины права на независимость и государственность. 

ВЕРА ЯСТРЕБОВА: Кремль хочет сформировать у детей ложные представления об исторических процессах

— Для того, чтобы питать детей злобой, ненавистью, агрессией и сформировать у них ложное представление об исторических процессах, создаются на базах школ музеи “СВО”. На сегодняшний день в некоторых школах ввели должности заместителей по идеологии и пропаганде. В школах ввели обязательное поднятие флага и исполнение гимна. Раньше это было добровольно, а сейчас закреплено в законодательстве. 

В Кремле понимают, что в будущем у них, вероятно, закончатся средства на высокие зарплаты контрактникам, которые готовы ехать и убивать людей. Поэтому необходимо идеологически подготовить будущее поколение. Путинский режим держится на захватнической политике. 

Сейчас у Кремля образ врага — Украина. Ничто не мешает в будущем в виде врага представить любое другое государство. 

Россия манипулирует сознанием детей на оккупированных территориях. У них есть большая “программа по воспитанию детей” принудительно мобилизованных мужчин, которые погибли на фронте с начала полной полномасштабного военного вторжения. Сейчас этих детей, которые остались сиротами, учат тому, что в смерти их отцов виновна Украина. 

Заместители по идеологическому образованию в школах — это надсмотрщики со стороны режима, которые контролируют выполнение директив. Иногда они проявляют собственную инициативу в этих вопросах —  пишут доносы на родителей, которые всячески пытаются избегать пропагандистского воспитания. 

Министерство просвещения РФ разработало методички для учителей, в которых указывается общий портрет гражданина — как будет выглядеть их ученик после окончания школы. Есть четкая методичка, по которой учителя будут формировать приверженных режиму граждан, там прямо описываются приоритеты — покорное служение путинскому режиму. 

Мы уже должны разрабатывать контробразовательные мероприятия для детей из оккупированных территорий, каким-то образом через систему онлайн-платформ давать как альтернативное образование. 

Для путинского режима важно искоренить историческую память, украинскую самоидентификацию у детей на оккупированных территориях. Кремлю важно изменить представление и понимание тех процессов, которые РФ предпринимала  в отношении Украины с 2014 года. Они внедряют детям в головы то, что Россия пришла сюда кого-то спасать. 

ПАВЕЛ ЛИСЯНСКИЙ: На оккупированных территориях тотальная милитаризация детей

— Практика гражданского милитаризма распространяется Кремлем по всей территории России, а также на оккупированных территориях. Гражданский милитаризм — это фактически переход страны от автократии к военной диктатуре. Основная цель — привить обществу чувство жертвенности и готовности отдать свою жизнь “за Родину”, а на самом деле — за путинский режим. Создается ложный образ врага, который якобы виноват во всех проблемах государства, в том числе и внутренних. 

Кремль вкладывает детям в руки оружие и говорит, что во всем виноваты другие государства — Украина, Великобритания, США и страны ЕС.  

Эта практика началась еще на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей в 2017 году, а теперь произошла колоссальная модернизация. Россияне переводят все учебное образование на временно оккупированных территориях на милитаризацию. Фактически все школы там до 2025 года должны стать либо кадетскими корпусами, либо казачьими кадетскими корпусами.

Россияне проводят соревнования по управлению БпЛА, полосе разведчика, метанию ножей, огневой подготовке. И это все происходит с детьми от 7 лет. 

Сейчас на временно оккупированных территориях работает так называемый военно-патриотический центр “Воин”. Там проходит курс молодого бойца для детей от 11 до 15 лет. Это полноценный курс молодого бойца, который обычно проходят в армии. 

Зимой россияне вывезли из оккупированных территорий в Тюмень около 3 тыс. школьных учителей по физкультуре. Там они сделали из них инструкторов по разным видам занятий в курсе молодого бойца. 

Читайте также: Пропаганда войны среди школьников: тотальную милитаризацию детей в РФ и на оккупированных территориях обсудили эксперты

Прямой эфир