Европа укрепляет оборону: перевооружение, рекордные инвестиции и споры о миротворцах для Украины

Владимир Зеленский, Антониу Кошта и Урсула фон дер Ляйен на саммите по вопросам Украины. Фото: president.gov.ua

6 марта в Брюсселе состоялся экстренный саммит Европейского Совета, посвященный вопросам безопасности в регионе. Главными темами обсуждения стали дальнейшая поддержка Киева и планы по перевооружению Европейского Союза. 

Перевооружение Европы и поддержка Украины

Президент Украины Владимир Зеленский принял участие в обсуждении нового плана перевооружения ЕС, а также в рабочем обеде, который длился около двух часов. В ходе заседания он подробно рассказал о ситуации на фронте, а также об усилиях украинской дипломатии, направленных на достижение мира. Зеленский поддержал инициативы по укреплению обороноспособности Европы и призвал направить часть этих ресурсов на поддержку украинского военного производства. Европа выразила готовность ответить на этот призыв.

Все 27 стран-членов ЕС согласовали план перевооружения Европы, предусматривающий мобилизацию 800 миллиардов евро. План также включает кредитную программу на 150 миллиардов евро для военных нужд.

Финансирование будет направлено на производство систем ПВО и модернизацию оборонной инфраструктуры ЕС. Одним из ключевых элементов стратегии является расширение государственного финансирования в оборонной сфере, что позволит странам ЕС значительно ускорить разработку и производство новых военных технологий.

План презентовала президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.

Премьер-министр Польши Дональд Туск в свою очередь подчеркнул, что Россия не сможет превзойти Европу в скорости и качестве производства вооружений. Он призвал к ускоренному наращиванию военного потенциала ЕС.

“Это первый шаг к готовности, чтобы начать эту гонку вооружений. Это не наше решение, но мы должны это сделать. И я абсолютно уверен, что Россия проиграет эту борьбу. Точно так же, как Советский Союз 40 лет назад, с точно таким же результатом. И это единственный способ, которым мы можем эффективно сохранить мир. Я не сомневаюсь, это не только мое мнение, что Россия сейчас готовится к чему-то гораздо большему, чем просто агрессия против Украины. Мы должны это видеть”, — заявил Дональд Туск.

Рост оборонных расходов Евросоюза — вынужденная мера, так как действия России не оставляют европейским лидерам иного выбора. Почти все участники встречи говорили о необходимости ускоренных решений.

“На мой взгляд, самое важное сейчас — очень оперативно перевооружить Европу. Потому что я не думаю, что у нас много времени. Так что нужно перевооружать Европу и тратить, тратить, тратить на оборону и сдерживание. Это сейчас ключевое. И в то же время, конечно, необходимо продолжать поддерживать Украину, потому что мы хотим мира в Европе, а это невозможно сделать без Украины”, — отметила премьер-министр Дании Метте Фредериксен.

На саммите также обсуждался вопрос возможной отправки войск в Украину после достижения мирного соглашения. Ранее подобные дискуссии даже не поднимались, но теперь уже существует список стран, выразивших готовность принять участие в этой инициативе. Причем он включает не только государства ЕС.

Инвестиции в восстановление Украины

В ходе саммита Европейская комиссия и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) подписали соглашение в рамках программы Ukraine Facility, направленное на поддержку Украины. Это позволит банку инвестировать 2 млрд евро в восстановление и модернизацию инфраструктуры страны.

Средства будут направлены на:

  • модернизацию энергетической системы, развитие гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии;
  • улучшение железнодорожной сети, городского транспорта и развитие транспортных коридоров между Украиной и ЕС в рамках инициативы “Пути солидарности”;
  • восстановление городской инфраструктуры, включая водоснабжение, отопление, школы, больницы и университеты.

Двусторонние встречи и переговоры

Украиский лидер также посетил штаб-квартиру НАТО, где встретился с генеральным секретарем Альянса Марком Рютте. В рамках визита он провел двусторонние переговоры с премьер-министром Бельгии Бартом де Вевером, президентом Франции Эммануэлем Макроном и королем Бельгии Филиппом.

На полях заседания Европейского Совета Владимир Зеленский провел переговоры с президентом Франции Эммануэлем Макроном и федеральным канцлером Австрии Кристианом Штокером.

Во время беседы с Макроном президент Украины поблагодарил его за поддержку и подчеркнул необходимость усиленных действий для защиты Европы. Главной темой стало обсуждение встречи в Париже, запланированной на 11 марта, где военные представители стран обсудят дополнительные шаги по обеспечению безопасности.

“Уже на следующей неделе мы соберем в Париже глав армий, которые хотят взять на себя ответственность в этом вопросе. И это план прочного, длительного мира, который мы подготовили вместе с украинцами и несколькими европейскими партнерами, и который я защищал в Соединенных Штатах две недели назад и по всей Европе. И я хотел бы верить, что Соединенные Штаты останутся на нашей стороне, но мы должны быть готовы, если это не так”, — заявил лидер Франции.

Стоит отметить, что ранее французский лидер акцентировал, что готов на углубление сотрудничества с европейскими партнерами в вопросе ядерного сдерживания.

Зеленский и Макрон скоординировали свои позиции и ближайшие действия. Оба лидера убеждены, что прочный и долгосрочный мир возможен только благодаря сотрудничеству Украины, Европы и США.

Во время встречи с Кристианом Штокером украинский лидер поблагодарил Австрию за гуманитарную и финансовую помощь. В ходе переговоров обсуждались вопросы гуманитарного разминирования, восстановления энергетической инфраструктуры, строительства укрытий в школах и детсадах, а также участие Австрии в инициативе “Продовольствие из Украины”.

Эксперты проанализировали заявления европейских лидеров

Какие выводы можно уже сделать по итогам экстренного саммита в Брюсселе?  Надежной ли является оборона Европы сейчас? Что будет, если США откажутся сотрудничать с Великобританией и Евросоюзом в сфере безопасности? Совпадает ли стратегия европейских стран со стратегией защиты Украины? На эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДOM ответили: 

  • Вячеслав Потапенко, заместитель директора Национального института стратегических исследований; 
  • Владимир Фесенко, политолог;
  • Игорь Попов, эксперт Аналитического центра “Объединенная Украина”;
  • Игорь Рейтерович, политолог.

ВЯЧЕСЛАВ ПОТАПЕНКО: Пока неясно, насколько Европа сможет справиться без американской помощи, но ее потенциал растет

— Франция, как единственная ядерная держава в ЕС, воспринимает изменения во внешней политике США как новую реальность. Париж осознает, что в Вашингтоне ведутся переговоры с Россией, и политический контекст значительно изменился. Европейские страны стремятся участвовать в этом процессе, поскольку считают несправедливым и недопустимым, что США фактически пытаются снять с себя ответственность за последствия российско-украинской войны и переложить ее исключительно на Европу.

Соответственно, европейские лидеры заявляют о своем видении ситуации, которое, в целом, совпадает с украинским. Они подчеркивают необходимость надежных гарантий безопасности и справедливого мира. Вопрос о размещении войск обсуждается уже не впервые — за последние полгода президент Франции Эммануэль Макрон трижды заявлял о готовности направить французские войска. Однако, важно понимать, что Франция не планирует вступать в войну с Россией. Речь идет о возможном введении миротворческого контингента, который может стать частью будущего соглашения.

При этом Россия категорически против присутствия войск стран НАТО на территории Украины, даже в статусе миротворцев. В последнее время в качестве возможных участников такой миссии упоминались Китай и Индия. 

Мы наблюдаем активизацию дипломатических процессов, когда переговоры о мире становятся реальностью, а различные глобальные игроки стремятся занять свое место за столом переговоров. Для Украины это, в целом, положительное развитие событий, так как открываются новые возможности для дипломатических маневров и поиска компромиссов. 

После нескольких лет прямого противостояния на поле боя дипломатия вновь становится важным инструментом, и украинским дипломатам предстоит определить, как именно использовать эту новую динамику в свою пользу.

Помимо процессов в ЕС, ключевым событием является встреча министров обороны США и Великобритании в Вашингтоне. Именно там будут обсуждаться новые принципы атлантической безопасности и параметры возможных мирных соглашений. Это затрагивает вопросы обмена разведданными, совместной обороны и других аспектов безопасности. Дискуссия выходит за рамки исключительно европейского континента. Великобритания, несмотря на выход из ЕС, продолжает играть важную роль в обеспечении безопасности Европы, а традиционное “атлантическое единство”, существовавшее с 1940-х годов, теперь стоит под вопросом. Одним из ключевых вопросов является возможная реформа системы гарантий безопасности и определение роли США в защите Европы.

На данный момент, даже обладая ядерным оружием и полноценной ядерной триадой (Франция располагает стратегическими силами наземного, воздушного и подводного базирования), Европа не может быстро развернуть эффективный ядерный щит для всего НАТО без американской поддержки. Это делает зависимость европейской безопасности от США критически важной темой. Особенно в свете заявлений Макрона о возможных гибридных угрозах со стороны России — таких как кибератаки, дестабилизация информационного пространства или вмешательство в выборы.

Однако, если речь пойдет о более масштабных действиях со стороны России, наподобие аннексии Крыма 2014 года, остается неясным, насколько Европа сможет справиться без американской помощи. Вся структура безопасности НАТО с 1945 года строилась вокруг лидерства США, включая финансирование, инфраструктуру и командование. Американские военные всегда играли ведущую роль в координации действий Альянса.

Недавние изменения демонстрируют, что Великобритания впервые за долгие годы берет на себя значительную координирующую роль в вопросах безопасности Европы. Именно Лондон организовал последние заседания “Рамштайна”, что является важным сигналом о возможных изменениях в структуре управления европейской безопасностью.

Мы находимся в периоде, когда нельзя просто предложить готовый план, одобрить его голосованием и приступить к реализации. Сегодня система европейской безопасности формируется в ходе переговоров, коммуникаций дипломатических маневров и согласования интересов различных стран.

Важным фактором остается опыт войны РФ против Украины. Он показал, что даже обладая ядерным арсеналом, Россия более трех лет ведет войну против неядерной Украины, которая, тем не менее, получает поддержку союзников. Несмотря на многочисленные ядерные угрозы, Кремль так и не решился применить это оружие. Конечно, ядерный фактор оказывает влияние на поставки вооружений и стратегические решения Запада, но он не является абсолютным решающим аргументом.

Более того, война продемонстрировала, что ключевую роль в конфликте играют не только технологии, но и мобилизационная способность государства, стойкость общества и готовность противостоять агрессии. Гибкость, способность к переговорам и дипломатическое маневрирование становятся все более важными инструментами в условиях глобального конфликта интересов.

ВЛАДИМИР ФЕСЕНКО: В истории ЕС еще не было решений о таких больших суммах на свою безопасность

— На экстренном саммите Евросоюза обсуждалась долгосрочная четырехлетняя программа по укреплению обороноспособности ЕС. В ее рамках планируется создать нестандартные финансовые механизмы, которые позволят выделить на оборону Евросоюза 800 миллиардов евро. 

В истории ЕС еще не было подобных решений, чтобы такие значительные средства направлялись на собственную оборону. Часть этих средств также пойдет на военную помощь Украине. 

Также обсуждали возможную миротворческую миссию отдельных европейских стран в Украине после завершения войны. Этот вопрос еще предстоит согласовывать в рамках мирных переговоров, но в отличие от ситуации год или даже полгода назад, сейчас ряд европейских стран уже готов направить свои войска и рассматривает конкретные аспекты их размещения. Обсуждаются численность контингента, функции военных и другие детали. Это важный шаг вперед в политике безопасности Европы.

Обращение президента Франции Эммануэля Макрона к французам можно рассматривать как идеологическую программу укрепления европейской обороны. В нем четко зафиксированы два ключевых тезиса:

Первое — Европа сталкивается с прямыми угрозами со стороны России, поэтому должна укреплять свою обороноспособность и продолжать поддержку Украины.

Второе — существует риск снижения роли США в обеспечении безопасности Европы, а значит, европейские страны должны взять на себя большую ответственность за собственную оборону.

Сейчас речь идет уже не просто о теоретических дискуссиях, а о разработке конкретных механизмов и решений. Включая не только защиту самого Евросоюза, но и утверждение отдельных пакетов военной помощи Украине. Этот процесс уже запущен, и, вероятно, в ближайшее время его реализация будет только ускоряться.

ИГОРЬ ПОПОВ: “Коалиция смелых” решит споры об отправке миротворцев в Украину 

— Позиция Трампа заключается в том, что Европа должна больше тратить на оборону и безопасность. В таком случае она может покупать американское оружие, что, безусловно, выгодно для Трампа. Это также является важным шагом к тому, чтобы Европа была включена в мирные переговоры, поскольку вопрос безопасности в Европе напрямую связан с Украиной. Без участия Украины любые договоренности будут бессмысленны. Кроме того, в финальной версии мирного плана на Европу, скорее всего, будут возложены обязательства в сфере безопасности и финансирования, а значит, ее представители должны принимать участие в переговорах.

Возникает вопрос: кто именно будет представлять Европу? Администрация Трампа не слишком доверяет брюссельской бюрократии и предпочитает работать напрямую с лидерами национальных государств, такими как Макрон, канцлер Германии, Орбан или премьер-министр Великобритании Стармер. Визит Каи Каллас в Вашингтон оказался не слишком успешным, а с Урсулой фон дер Ляйен пока вообще не было прямой коммуникации.

На саммите обсуждались два ключевых вопроса. Первый — выделение дополнительных средств на безопасность. Второй — возможная отправка вооруженного контингента в Украину после подписания соглашения о прекращении огня.

Что касается финансирования, ожидается, что странам порекомендуют брать новые долговые обязательства. Вопрос бюджетных перераспределений в Европейском Союзе также обсуждается, включая возможность новых займов или создания дополнительной миссии. Здесь важно учитывать позицию Венгрии, которая на данный момент занимает особую позицию.

Что касается отправки войск в Украину, то, помимо Венгрии, есть несколько стран, не готовых поддержать подобные инициативы. Некоторые страны согласны лишь на формулировки с расплывчатыми формулировками. Именно поэтому говорится о создании “коалиции решительных” — стран, которые готовы отправить войска без необходимости ждать одобрения от ЕС.

Если в планах Трампа действительно значится объявление прекращения огня в ближайшие месяцы, уже сейчас необходимо разрабатывать механизмы его контроля. В этом вопросе существуют два параллельных направления.

Первое — контроль за линией соприкосновения, то есть миротворческая миссия, желательно под эгидой ООН или, как альтернатива, под мандатом Европейского Союза. Это небольшая, слабо вооруженная миссия, включающая патрули и дроны для наблюдения за линией разграничения.

Второе направление — размещение более крупного контингента вооруженных сил нескольких стран под условным названием “силы стабилизации”. Их размещение, скорее всего, будет не на линии фронта, а в тыловых районах. Вопрос в том, какие задачи будут прописаны в их мандате: вступят ли они в бой на стороне Украины в случае новой агрессии России или их роль будет ограничена наблюдением? Именно этот момент вызывает наибольшие споры.

На данный момент безопасность Европы в значительной степени обеспечивается механизмами НАТО. В сфере ядерного сдерживания ключевую роль играют американские противоракетные системы, истребители и около 100 ядерных боеголовок, размещенных на территории ЕС, в основном на западных базах в Германии у границы с Нидерландами. 

Если США начнут сокращать свои обязательства в этой сфере, Франции, вероятно, придется взять на себя ведущую роль. Это потребует как юридических, так и технических изменений, в частности, пересмотра процедур хранения и применения ядерного оружия. Пока этот вопрос остается лишь на уровне политической инициативы и активно не обсуждается.

Абсолютных гарантий безопасности не существует, поэтому Украина настаивает на том, чтобы прекращение огня не стало единственной договоренностью. Президент Зеленский на всех переговорах подчеркивает необходимость целого пакета соглашений, включающего:

  • максимальные гарантии безопасности;
  • четкие перспективы членства в НАТО;
  • ускоренный процесс вступления в ЕС;
  • свободную торговлю без квот и тарифных ограничений;
  • размещение сил стабилизации.

Однако главная гарантия безопасности Украины — это сильные и хорошо вооруженные Вооруженные силы. Украина не собирается нападать на другие страны, но если ее армия будет мощной, обеспеченной финансированием и запасами оружия минимум на год интенсивной войны, потенциальный агрессор просто не рискнет нападать.

ИГОРЬ РЕЙТЕРОВИЧ: Макрон демонстрирует готовность взять на себя лидерство в обороне Европы  

— Макрон в очередной раз подчеркнул, что если кто-то пытается перекроить мировой порядок с позиции силы, такие страны, как Франция, не намерены молчать. Это первый важный момент. Второй заключается в том, что его заявление — это не просто риторика, а претензия на лидерство, причем не в политической или геополитической сфере, а именно в военной. 

Макрон не стал бы делать столь громкие заявления, если бы у Франции не было соответствующих возможностей. Помимо привычных деклараций, он предложил конкретные шаги, такие как проведение встречи руководителей генеральных штабов для обсуждения вопросов обороны. Это важный момент, демонстрирующий, что Франция не ограничивается словами, а предлагает реальную стратегию.

Очевидно, что в значительной степени эта политика ориентирована на защиту национальных интересов Франции, но в этом нет ничего предосудительного. Каждая страна отстаивает свои позиции, а Макрон делает это, заявляя о готовности Франции взять на себя ответственность за европейскую безопасность.

Он предлагает конкретные инициативы, включая увеличение производства военной техники (вертолетов, танков) и распространение французского «ядерного зонтика» на другие страны Европы. Это заявление крайне важно, так как ядерные силы Франции находятся в высокой степени готовности. Практически все ее боеголовки стоят на боевом дежурстве, а ее атомные подводные лодки позволяют гибко менять дислокацию и эффективно контролировать ситуацию.

На фоне заявлений из Вашингтона о том, что США в случае агрессии России против стран Балтии не готовы развязывать ядерную войну, позиция Франции может выглядеть совершенно иначе. 

Франция, будучи частью Европы, потенциально более уязвима для российской агрессии, чем США, а потому ее интерес в усилении обороны куда более очевиден. Макрон понимает, что Путин мечтает восстановить свое влияние как минимум в Центральной и Восточной Европе, откатив ситуацию к 1997 году. Однако французский президент намерен пресечь эти попытки на корню.

В Европе все больше осознают, что если президент Трамп позволяет себе резкие высказывания, не задумываясь о последствиях, то почему европейские лидеры должны стесняться в формулировках?

В отличие от США, европейские страны уже защищали Америку в рамках пятой статьи договора о НАТО. После террористической атаки 11 сентября 2001 года Германия, Великобритания и другие союзники присоединились к коалиции по борьбе с терроризмом, участвуя в операциях в Афганистане, Ираке и других горячих точках. Возможно, Трамп просто забыл об этом, но напоминать ему стоит.

Скорее всего, в ближайшее время можно ожидать ответных заявлений от британского премьера или других европейских лидеров. Если представители администрации Трампа продолжат делать сомнительные высказывания, европейцы вполне могут напомнить, кто и чем жертвовал ради общего дела.

Читайте также: Украина готова к возобновлению переговоров, но есть “красные линии”: диалог Киева и Вашингтона в оценке экспертов

Прямой эфир