Экспорт украинского зерна — маршруты, риски, гарантии

Фото: Укринформ

Украина находит новые маршруты для экспорта зерна, несмотря на блокаду морских портов Россией. Удалось организовать два пути. В ближайшее время, как заявили в Министерстве иностранных дел Украины, должен появиться и третий маршрут — через страны Балтии. Однако все равно возникают логистические сложности, передает UA.

“Через Польшу украинское зерно вывозится железной дорогой, но из-за разницы в ширине путей на границе его перегружают в другие поезда. Через Румынию зерно вывозят сначала по железным дорогам в дунайские порты, после чего перегружают его на баржи, откуда оно направляется в порт Констанцы, что требует много средств и времени”, — комментирует заместитель министра иностранных дел Украины Дмитрий Сеник.

Несмотря на альтернативные каналы экспорта, Украина не может поставлять необходимое количество зерна иностранным покупателям.

“Мы просто физически не можем вывезти тот вал продукции, который нам нужен. Если брать весь транспорт — ж/д, авто, речной — то в прошлом месяце мы вывезли только 1,5 млн т. У нас только в этом году ожидается 30 млн т экспорта зерновых культур. И это плюс еще к тому, что сейчас нужно вывезти около 20 млн т. То есть просто инфраструктуры недостаточно”, — поясняет вице-президент по экономическому образованию Киевской школы экономики Олег Нивьевский.

Накануне Москва заявила, что готова пропускать зерновые морские конвои. Но при условии, что Украина разминирует свои порты. Там также заверили, что российская армия не воспользуется этим в своих военных интересах. Но обещаниям РФ Украина уже давно не верит. Поэтому требует от Кремля предоставить гарантии безопасности и ищет любые возможности для разблокирования морского экспорта.

“Для защиты береговой линии нужна военная техника, а для патрулирования экспортных путей в Черном море — миссия ВМС. Нельзя разрешить России использовать зерновые коридоры для нападения на юг Украины”, — заявил спикер Министерства иностранных дел Украины Олег Николенко.

Гарантии безопасности необходимы и судовладельцам, которые будут перевозить украинское продовольствие.

“Есть риск нападения. Это — ракетные атаки, провокации. Еще есть дрейфующие мины, которыми заминировала Россия акваторию. Судовладельцы будут закладывать риски в стоимость. И этот риск будет покрывать ожидаемые непредвиденные обстоятельства”, — комментирует Олег Нивьевский.

Накануне Украина доставила 18 тыс. т кукурузы в Испанию по новому морскому маршруту. Это первая партия с начала полномасштабного российского вторжения в Украину, которая прибыла в ЕС морским путем. Украина является четвертым по величине экспортером зерна в мире. В настоящее время на территории страны хранится около 30 млн т зерна.

Читайте также:

Единственным вариантом быстрой доставки зерна на мировой рынок остается деблокада портов Украины — эксперт

Сомали грозит голодная смерть из-за засухи и блокировки украинских портов Россией

Последствия войны: мировой голод наступает

Прямой эфир