Военно-морская операция для деблокады портов Украины — в чем заключается и насколько реалистична

Фото: Укринформ

До войны Украина была 5-й страной в мире по экспорту пшеницы. Кроме того, входила в тройку наибольших экспортеров кукурузы, ячменя, подсолнечника и подсолнечного масла. Большинство грузов доставлялись через порты Черного моря, которые теперь заблокированы российским военными кораблями. Россия провоцирует продовольственный кризис и при этом перекладывает вину на Запад. Тем временем лидеры ЕС собираются рассмотреть возможность создания военно-морской миссии для деблокирования украинских портов, передает UA.

Через несколько месяцев в Украине будет новый урожай зерна, а хранилища еще заняты прошлогодним. Из-за блокады морских портов поставки из Украины почти полностью остановлены. Россия же продолжает продавать зерно, которое крадет у аграриев на временно оккупированных территориях.

“У нас конкретная ситуация: 11-12 апреля в хозяйство одного из наших участников пришли военные, которые фактически осуществили рейдерскую атаку и отобрали предприятие. Имущество в виде зерновых было просто выгружено с элеваторов и вывезено”, — рассказал заместитель председателя общественного союза “Всеукраинская аграрная рада” Денис Марчук.

Сейчас на украинских элеваторах скопилось около 22 млн тонн зерна, которые любым путем нужно отгрузить заказчикам. Если этого не произойдет, то начнется продовольственный кризис и даже голод. Только за март цены на продукты повысились на 13%. 

“Количество недоедающих в мире будет расти, потому что им будет сложно позволить себе покупать это продовольствие”, — комментирует аграрный эксперт Андрей Сизов.

Самой Украине голод не грозит, но львиная доля бюджета страны состоит из денег, вырученных за экспорт зерна. До войны 75% товаров шли через морские порты. Сейчас из-за морской блокады Украина ежедневно теряет 170 млн долл.

“Фактически у нас действуют три порта на Дунае: Рени, Измаил и Вилково. [Еще] Усть-Дунайский. Это малые порты, там порядка нескольких процентов от всего товарооборота нашего было. Дунайские порты с этой задачей [экспортом зерна] также не справятся”, — констатирует военный эксперт Павел Лакийчук.

В начале военного конфликта небольшие объемы зерна отправляли в Европу по железной дороге, но сейчас даже такие поставки остановлены.

“Многие, наверное, слышали, что на границах меняется ширина железнодорожной колеи, поэтому на въезде из Украины в ЕС необходимо перенести весь груз из одного вагона в другой. Но даже если бы этой проблемы не было, по железной дороге трудно доставить тот объем груза, что доставляется по морю”, — поясняет соруководитель отдела исследований в Gro Intelligence Стив Мэтьюз.

После полномасштабного вторжения в Украину Россия захватила все порты, находящиеся на Азовском море. Через них осуществлялось 12% морских перевозок. В основном, это был металл.

“Морской товарооборот этих портов, особенно Ммариупольского, это были металлоизделия. Я думаю, что даже после освобождения Крыма и деблокады Азова восстановление товаропотока через азовские порты будет очень длительным процессом”, — считает Лакийчук.

Черноморские порты в Скадовске и Херсоне сейчас находятся под российским контролем. А порты в Николаеве, по сути, — в зоне боевых действий. Львиная доля морского трафика, в том числе и зернового, идет через порты Одессы, Южного и Черноморска. Сейчас их работа остановлена. Украина вместе с Европой ищут пути решения, чтобы снять блокаду и не допустить голода миллиардов людей. Литва уже предложила создать военно-морскую коалицию для разблокирования портов Украины. По мнению министра иностранных дел Литвы, военно-морская операция должна защитить корабли с украинским зерном от возможных ракетных ударов российских военных кораблей, когда они последуют Черным морем. 

“Это будет невоенная гуманитарная миссия, и ее нельзя сравнивать с бесполетной зоной. В этом начинании будут использоваться военные корабли или самолеты или и то, и другое, чтобы гарантировать, что поставки зерна могут безопасно покинуть Одессу и добраться до Босфора без вмешательства России. Нам потребуется коалиция желающих — стран, обладающих значительной военно-морской мощью для защиты судоходных путей, и стран, которые от этого страдают”, — заявил министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис.

План Литвы заключается в разминировании части Черного моря, чтобы обезопасить проход судов с зерном, и требует получения разрешения от Турции, охраняющей вход в Черное море. Тем не менее, эксперты считают, что эту миссию Европа снова перекладывает на Украину.

“О поставках крылатых противокорабельных ракет уже говорят как о свершившимся факте. Это говорит о том, что мировое сообщество возлагает эту миссию на нас, как всегда”, — комментирует военный эксперт Павел Лакийчук.

Сегодня, 30 мая, в Брюсселе лидеры ЕС должны рассмотреть возможность создания военно-морской миссии по освобождению украинских портов от российской блокады. Опыт у Евросоюза есть.

В настоящее время ЕС имеет 18 оперативных миссий такого типа по всему миру, и некоторые из них — военно-морские. Такие миссии, например, следят за соблюдением эмбарго на поставку оружия в Ливию в Средиземном море или борются с пиратством в Индийском океане у побережья Сомали. Тем не менее, в Европе признают: операция в Черном море несет беспрецедентные риски для европейских сил. Хотя этот вопрос в прямом смысле жизни и смерти миллионов людей.

Напомним, народный депутат Украины, глава комитета ВРУ по вопросам прав человека, деоккупации и реинтеграции Дмитрий Лубинец в эфире марафона “FreeДОМ” на телеканале UA пояснил, что Северодонецк нужен россиянам для политической победы, а Лиман – для военной.

Звонки Зеленскому и Путину. Урегулирование войны

В Евросовете надеются договориться об эмбарго на нефть, поставляемую из РФ морем

Прямой эфир