Председательство РФ и право вето России: эксперты обсудили проблемы реформирования Совбеза ООН

Совет безопасности ООН. Фото: usip.org

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (ООН) Антониу Гутерриш на саммите G7 в Японии заявил, что Совет безопасности ООН не отвечает требованиям времени, и его необходимо реформировать. 

Генсек ООН считает, что государства-члены “Большой семерки” (G7) весьма недовольны нынешним состоянием институтов международной политики.

Критика в адрес Совбеза ООН

Главным объектом критики Совбеза ООН со стороны международных участников стало председательство в нем России, которая развязала полномасштабную войну против Украины. РФ начала главенствовать в Совете безопасности ООН в апреле текущего года, то есть спустя 14 месяцев после начала кровавой бойни, которую устроил президент РФ в Украине.

При этом, Россия, как член Совбеза ООН, имеет право вето на любое решение этой организации. Представители ООН заявили, что право вето России в Совбезе подрывает эффективность Организации Объединенных Наций на международной арене. 

Генсек ООН Антониу Гутерриш заявил, что пришло время реформировать как Совет Безопасности ООН, так и систему Бреттон-Вудс, которая включает в себя Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.

“Пришло время реформировать как Совет безопасности, так и Бреттон-Вудские институты. По сути, речь идет о перераспределении полномочий в соответствии с реалиями сегодняшнего мира”, — заявил генеральный секретарь ООН.

В апреле прошлого года президент Украины Владимир Зеленский в выступлении на Совбезе ООН призвал его членов лишить Россию права вето.

“Это государство не может оставаться постоянным членом Совета безопасности ООН с правом вето, если оно проводит геноцидную политику прямо сейчас и стоит лишь в шаге от радиоактивной катастрофы, а также угрожает ядерными ударами”, — сказал президент.

На саммите “Большой семерки” в Хиросиме за реформирование системы ООН также высказался премьер-министр Индии Нарендра Моди.

“Почему ООН, которая была создана с идеей установления мира, сегодня не добилась успеха в предотвращении конфликтов? Почему даже определение терроризма не было принято в ООН? Если задуматься, то становится понятно одно: институты, созданные в прошлом веке, не соответствуют системе ХХІ века. В противном случае, ООН и Совет безопасности останутся лишь болтовней”, — заявил премьер-министр Индии Нарендра Моди.

Как отметил президент Европейского совета Шарль Мишель, если постоянный член Совбеза ООН начинает неоправданную войну, ему больше не место в этой организации.

Эксперты считают, что Россию можно исключить из числа постоянных членов Совета безопасности на том основании, что ее туда никто не избирал. Согласно статье 4 Устава ООН, новые государства-члены должны быть приняты путем голосования Генеральной ассамблеи.

В частности, как указывают политологи, после распада Советского Союза в 1991 году Россия, не встретив возражений на мировой арене, просто заняла для себя место в ООН, объявив себя государством-правопреемником СССР.

На сегодняшний день ряд дипломатов, юристов, журналистов и ученых со всего мира запустили петицию об исключении России из ООН. Документ предусматривает либо предоставить руководством организации документальные доказательства законного членства РФ в ООН, либо признать ее членство в этой организации незаконным. В настоящее время петиция собрала более 300 тысяч подписей. Для рассмотрения необходимо 500 тысяч.

По словам профессора международного права в Кембридже и бывшего советника Госдепартамента США Томаса Гранта, существует правовой механизм, с помощью которого Россию можно вытеснить из Совбеза. Он напомнил, что в 1971 году ООН уже исключила из состава Тайвань.

Реформа Совета Безопасности ООН подразумевает разнообразные предложения, включающие в себя процедурные реформы, такие как его расширение, ограничение права вето, имеющегося у пяти постоянных членов. Практически обычно подразумевается план реорганизации структуры или расширения числа членов.

Читайте также: О необходимости реформирования Совбеза ООН заявил Гутерриш — предпосылки и возможности (ВИДЕО)

Будет ли реформироваться ООН? Повлияют изменения в Организации Объединенных Наций на политическую систему мира? Отразится ли как-то реформа ООН на войне, которую РФ развязала против Украины? Эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДОМ обсудили:

  • Михаил Подоляк, советник главы Офиса президента Украины;
  • Андреа Калан, представитель Государственного департамента США;
  • Олег Шамшур, чрезвычайный и полномочный посол Украины, заместитель министра иностранных дел Украины (2004-2005 гг.), посол Украины в США (2006-2010 гг.), посол Украины во Франции (2014-2020 гг.);
  • Максим Яковлев, кандидат политических наук, заведующий кафедрой международных отношений, директор Школы политической аналитики Киево-Могилянской академии.

МИХАИЛ ПОДОЛЯК: Сейчас идет эра заката российской имперскости

— Путин теряет монополию на насилие как таковую в регионе, и скорее теряет монополию на страх, на котором в этом регионе многое держалось.

К примеру, Армения ведет эффективные переговоры с Азербайджаном в присутствии посреднической миссии США. Это совершенно другая концепция переговорных процессов. Более того, на Самаркандском саммите ШОС (Шанхайская организация сотрудничества, — ред.) мы с вами увидели абсолютное одиночество того же Путина.

Потому что все понимали, что это эра заката уже российской имперскости, которая долгое время являлась притягательной для многих стран, в частности, государств среднеазиатского региона, бывших советских республик и так далее.

Сейчас все ищут других посредников, другие площадки. Кто-то тяготеет к Китаю, кто-то тяготеет к Европейскому Союзу и Соединенным Штатам, еще шире к Североатлантическому сообществу.

Есть страны, например, как Грузия, правительство которого, к сожалению, идет навстречу аутсайдеру, и выбрало для себя белорусский путь. Сейчас, мне кажется, даже Беларусь понимает, насколько это страшно быть союзником умирающей империи, которой является РФ.

Если чуть шире посмотреть на этот вопрос, то Россия никогда и не была страной, которая умеет дипломатически решать те или иные задачи. Это страна, которая генерирует проблемы, создает их и подвешивает все эти “приднестровья” на шею своим соседям.

Допустим, та же грузинская 20%-я территория, которая сегодня контролируется сепаратистами в разных регионах Грузии. Точно также военные ограниченные контингенты России в среднеазиатских республиках, на самом деле, никогда не решали проблему.

В этом и весь парадокс этих ситуаций: там, где находится Россия, вы будете иметь постоянную болезненную проблему, которая всегда будет сдерживать развитие региона, развитие дипломатического урегулирования тех или иных кризисных ситуаций, и которая всегда будет превращать этот регион в максимально отсталый, зависимый от примитивных российских технологий, ну, условно говоря, денег, сырья и так далее, и тому подобное.

Меня удивляет, когда кто-то продолжает считать Россию перспективным партнером, который якобы обеспечит решение тех или иных задач. Но, как оказалось, держать Россию в качестве большого союзника и большого модератора тех или иных процессов очень невыгодно.

И хорошо, если Армения поставит окончательный крест на ОДКБ, юридически похоронит и окончательно уничтожит эту постсоветскую концепцию ОДКБ, который, по своей сути, является таким усеченным “Варшавским договором”.

И поэтому сейчас все эти концепции обнуляются. Россия как модератор, как страна, которая умеет организовывать решение проблем, как региональный лидер абсолютно отсутствует. Россия как страна, которой надо бояться, абсолютно дискредитирована.

Поэтому давайте уже поставим точки над i — мы партнерам это говорим. Давайте все-таки максимизировать объемы военной помощи, чтобы ускорить наступление и наш победный финал этой войны.

АНДРЕА КАЛАН: ООН в любом случае нужны реформы
— Мы действительно видим, что в ООН нужна реформа. Гуттериш об этом говорил, и сам президент Байден говорил об этом, когда он выступал перед Генассамблеей осенью прошлого года.

Решение России вторгаться в Украину и неуважение территориальной целостности Украины нарушает основополагающие принципы ООН. Поэтому нужны реформы.

Кроме этого, мы видим, что Россия использует Совет Безопасности как платформу для распространения кампании дезинформации. Так что нужно что-то делать.

И мы как раз работаем вместе с нашими партнерами из демократических стран, из многих стран мира над тем, чтобы найти путь вперед. Но здесь важно смотреть на ООН как важную организацию.

Несмотря на то, что Россия нарушает все основополагающие принципы, ООН является важной организацией, важной платформой, чтобы говорить о глобальных проблемах, например, здоровья, изменения климата и других. И мы должны смотреть на реформы, и не отказываться от этой организации.

ОЛЕГ ШАМШУР: Если ООН не реформировать, она сойдет на ноль

— Председательство России в Совбезе ООН —это как раз свидетельство того глубокого кризиса, в котором находится Организация Объединенных Наций, которая не выполняет свою главную функцию поддержания мира и безопасности.

Россия пользуется теми привилегиями, теми возможностями, которые дает современное функционирование, современное состояние Организации Объединенных Наций.

И, к сожалению, никто ее не лишает членства в нынешней системе координат в Совете Безопасности. И вряд ли можно рассчитывать, что она будет исключена из Организации Объединенных Наций, хотя она, безусловно, заслуживает и первого, и второго.

Это цинично, абсурдно, и я бы сказал, даже в какой-то мере гротескно. Но такова, к сожалению, реальность. Поэтому это еще раз показывает о том, что вся система европейской международной безопасности, вся архитектура, которая плохо или хорошо, но как-то функционировала — она просто ликвидирована, уничтожена.

И поэтому все эти организации нуждаются в глубоких реформах. Они смогут существовать только тогда, когда они будут реформированы, будет сохраняться. В противном случае эти организации сойдут на ноль.

МАКСИМ ЯКОВЛЕВ: Совбез ООН в том составе, в котором был создан, уже устарел

— В прошлом году в конце сентября было два очень знаковых заявления. Одно от Олафа Шольца, федерального канцлера Германии, который, выступая на Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций, просто открытым текстом сказал о том, что нужно реформировать Совбез ООН.

Там была очень резкая критика в адрес России. Он обвинил РФ в империализме и заявил о том, что нужно реформировать Совбез как организацию, и предоставить там место Германии среди постоянных членов. Это очень знаково, потому что мы все понимаем, что отсутствие Германии в этой структуре обусловлено результатами Второй мировой войны, а с тех пор мир очень поменялся.

А второе важное выступление было на следующий день. Я сейчас скажу, почему оно очень важное, потому что некоторые аналитики и исследователи ООН говорят, что Совбез в том составе, в котором был создан, был уже немного устаревшим.

Почему? Потому что Великобритания, Франция уже теряли свои позиции на мировой арене, по сути, не были такими мощными империями, и это страны с ядерным оружием, что очень важно. Они перестали быть решающими вообще на мировой арене как таковой по сравнению с многими другими странами.

После этого было выступление Макрона, который тоже говорил о том, что нужно ограничить применение права вето, а этим Россия очень манипулирует и пытается перетянуть на себя инициативу в плане расширения количества постоянных членов за счет стран Африки, Азии, Латинской Америки.

И даже если брать статистику по непостоянным членам Совета безопасности, то там действительно намного больше европейских стран, чем стран других континентов.

Так вот, вторая часть касается, чтобы ограничить применение права вето, особенно, если страна непонятно как попала в ООН. И особенно, если она является агрессором, напала на другую страну, развязала войну, и при этом еще может там блокировать какие-то инициативы и решения. Это просто парализует деятельность этой организации как таковой.

Читайте также: Расширение ООН и право вето: анализ ситуации в Организации провел политолог

Прямой эфир