Поддержка возможностей Украины и старт для передачи истребителей другими странами НАТО: важность первых МиГ-29 от Польши и Словакии пояснили эксперты

Советский истребитель МиГ-29. Фото: uk.wikipedia.org

Польша и Словакия совместно передадут Украине 33 истребителя советской модели МиГ-29, анонсировали в польском министерстве обороны. Таким образом они станут первыми государствами НАТО, которые предоставят нам военные самолеты с начала полномасштабного вторжения РФ.

Это станет не только оперативной помощью украинской армии на поле боя, но и может дать старт для передачи государствами НАТО более продвинутых истребителей, в частности американских F-16 и французских Mirage.

Когда Украина получит первые МиГи

В ближайшее время Польша передаст Украине первые четыре истребителя МиГ-29, а в течение года — остальные, подтвердил президент страны Анджей Дуда. Эти самолеты, по словам польского лидера, находились на вооружении противовоздушной обороны.

“В ближайшие дни мы передаем Украине четыре самолета в полностью рабочем состоянии. Остальные самолеты обслуживают и готовят. Можно с уверенностью сказать, что сейчас мы буквально доставляем эти МиГи в Украину. Мы имеем еще десяток таких МиГов. Это те МиГи, которые мы получили в начале 90-х от армии ГДР. И это последние годы их эксплуатации в соответствии с их техническими возможностями”, — заявил Анджей Дуда.

Он также уточнил, что Польша заменит советские МиГ-29 самолетами FA-50 из Южной Кореи, первые поставки которых ожидаются в конце года, а также американскими F-35. 

Вслед за Польшей о возможности передачи Украине МиГов заявила Словакия — она готова отдать 13 самолетов этого типа. Договоренность об их предоставлении нашему государству уже закрепили в межправительственном соглашении, которое подписал и. о. министра обороны Словакии Ярослав Надь.

“Документ отвечает словацкому праву, общим принципам международного права, а также обязательствам Словакии, содержащимся в других международных документах”, — подчеркнула пресс-секретарь словацкого Минобороны Мартина Какащикова.

Обзор мнений экспертов

Почему МиГ-29 могут быть только временным закрытием потребности Украины в западной авиации и в какой модели на самом деле нуждаются наши Воздушные силы в эфире телеканала FREEДOM проанализировали:

  • спикер командования Воздушных сил Украины Юрий Игнат;
  • военный эксперт Валерий Рябых;
  • авиационный эксперт, научный сотрудник музея НАУ Валерий Романенко;
  • польский историк и политолог, заместитель директора Центра диалога им. Юлиуша Мерошевского Лукаш Адамский;
  • военный обозреватель Денис Попович.

Юрий Игнат: Глобально МиГ-29 — это советский самолет со старым оборудованием, но он может поддержать наши возможности

— На сегодня у нас есть четыре основных боевых типа самолета — штурмовики и бомбардировщики Су-25, Су-24, а также истребители МиГ-29 и Су-27.

МиГ-29 — самый распространенный тип у нас на вооружении. И то, что Польша и Словакия помогут нам в поддержании наших возможностей именно этой моделью — хорошие новости.

Однако рассчитывать на то, что они изменят ход войны, не приходится. Во-первых, эти типы есть у нас на вооружении. А те единицы, которые есть у Польши и Словакии — возможно, прошли некоторую модернизацию. Имею в виду GPS, новые системы связи, а также опцию распознавания “свой-чужой”…

Но глобально МиГ-29 остается советским самолетом с его старыми РЛС, ракетными вооружениями и так далее. Нам нужна западная техника, нужны эффективные модернизированные истребители четвертого поколения [как в России]. Например, F-16 прошел несколько этапов глубокой модернизации и имеет огромный спектр высокоточного вооружения — ракет “воздух-воздух”, “воздух-земля”, а также бомб.

На сегодняшний день самолеты МиГ-29 модернизированы ракетами HARM. Это даже не модернизация, а всего лишь адаптация тех американских ракет, которые ежедневно отрабатывают по российскому ПВО. Они летят фактически самостоятельно, отрываясь от самолета. Эти ракеты изначально запрограммированы залетать в определенный район, искать РЛС противника, то есть ПВО, и уничтожать его.

То есть летчик никаким образом не влияет на полет ракеты. Ему нужно поднять ее и выпустить. А если бы эту ракету запускали с F-16, то результат применения этого вооружения был бы в 3-4 раза эффективнее.

В целом хорошо, что нам помогают и Словакия, и Польша, потому что мы не можем бесконечно обслуживать технику, которая выходит из строя… Это и двигатели, и узлы, и агрегаты, и другое бортовое оборудование.

Эти самолеты могут стать как в строй, так и частью ремонтного комплекта, который нам нужен. С самолета можно снять двигатель или любую запчасть и поставить на другой самолет. Все это взять больше негде, так как мы не изготавливаем эти уникальные запчасти. Поэтому для нас это хорошее подспорье и для поддержки наших возможностей.

В дополнение слов Анджея Дуды хочу сказать, что мы тоже хотели бы заменить советские самолеты… На таких же МиГ-29 наши летчики сегодня выполняют разные задачи. В частности это патрулирование территории Украины, уничтожение [российских] крылатых ракет и дронов-камикадзе, прикрытие ударных групп наших бомбардировщиков и штурмовиков на направлениях, где работает наша авиация…

Но эффективность применения этой техники 1970-1980-х годов очень невысокая. Поэтому летчики выжимают из них, а также из Су-27 все возможное, что позволяет обстановка. Я с ними постоянно общаюсь.

Понятно, что западные самолеты могли бы легко справиться и с крылатыми ракетами, и с дронами-камикадзе. А модели у нас на вооружении могут уничтожить цель, только если она оказалась перед глазами.

Валерий Рябых: Воздушные силы Украины нуждаются в универсальных самолетах, которые могут вести боевые действия по четырем основным направлениям

— Дело в том, что как раз заявление президента Дуды о поставке самолетов Украине дает старт для дальнейшего наращивания усилий нашими партнерами в этом направлении. Буквально сразу после него появилось сообщение о том, что Словакия также передает 13 МиГ-29.

Это свидетельствует о том, что будут собраны все истребители советского образца, которые могут пополнить наши Воздушные силы, причем пополнить качественно.

Часть польских истребителей прошли модернизацию и адаптацию к использованию различных систем по стандартам НАТО. Такую же модернизацию прошли и словацкие истребители. В частности, эти самолеты получили новые радарные системы, системы “свой-чужой”, системы управления вооружением. Таким образом эти МиГи более эффективны, чем советские аналоги.

И я не исключаю, что эти машины могут быть также адаптированы и к использованию различных вооружений по стандартам НАТО. Потому что прецедент есть: даже без усовершенствований, которые были сделаны в странах НАТО, украинские боевые самолеты были успешно адаптированы к использованию тех же американских ракет HARM.

В частности, в американской прессе мы могли наблюдать сообщения о том, что рассматривается вопрос о возможности адаптации для применения на истребителях типа МиГ-29 легендарных ракет класса “воздух-воздух” AIM-120 AMRAAM.

Это позволит существенно нарастить возможности этого типа самолета для противостояния воздушным объектам противника, в частности, боевой авиации, а также успешно уничтожать на тех расстояниях, где российские истребители пока не могут обнаруживать те системы, которые им противостоят. Поэтому это очень хороший сигнал.

Более того, для того, чтобы овладеть этими системами, не нужно много времени. Причем, если проанализировать заявления официальных лиц Польши и других стран НАТО — проводятся тренировки украинских летчиков. Думаю, что они уже ознакомились с усовершенствованиями [самолетов] и имели практику полетов.

Поэтому сейчас речь идет именно о возможности использования этих самолетов в ближайшее время.

[Насчет передачи Украине других типов истребителей]: к примеру, культовый A-10 Thunderbolt создавался для войны с СССР в условиях полномасштабного конфликта. Они показали достаточно высокую эффективность, в частности, во время проведения операции “Буря в пустыне”, где записали на свой счет 900 танков, 1200 артиллерийских систем и более 2000 других бронированных колесных машин. Эти самолеты продемонстрировали высокую летную готовность — где-то на уровне 90%.

Подобная эффективность была достигнута лишь потому, что тогда американцы сумели достичь превосходства в небе. Это было сделано за счет других типов авиации, прежде всего, истребительной — тех же F-16. Нужно сказать, что при применении этих самолетов в противостоянии с РФ, конечно, подобных идеальных условий не будет.

Одновременно мы видим эффективное использование Вооруженными силами Украины других советских самолетов — штурмовиков типа Су-25… В целом наши Воздушные силы заявляли, что в случае перехода на новый тип самолета нужно вести речь об универсальной модели, которая обеспечила бы возможность решения всех задач и могла бы вести боевые действия по четырем основным направлениям: в качестве перехватчика, в качестве истребителя, в качестве бомбардировщика и в качестве самолета поддержки войск на поле боя.

[Самым универсальным в данном случае] был бы F-16 или любой другой самолет четвертого плюс поколения.

Валерий Романенко: Украине нужна комбинация из двух типов истребителей — легкого и тяжелого

— Единственная область, в которой россияне имеют превосходство над нами, это авиация. Она, во-первых, более многочисленна. Во-вторых, у них самолеты в основном поколения 4++, то есть минимум дважды модифицированные или новой постройки.

А мы имеем самолеты выпуска примерно 1985-1991 годов. Мы проводили некоторую модернизацию этих самолетов. Но из-за того, что они выпускались в России, у нас было очень плохо с поставками запасных частей вооружения — россияне не шли нам навстречу, и мы практически не получали от них запасных частей.

Поэтому проводить модернизацию нам было очень сложно, включая даже основные элементы истребителя, например, систему управления вооружением. Она исключительно важна для применения самолета. При этом она имеет закрытую архитектуру, и мы никоим образом не могли производить там какие-то модернизации.

[С заявленным количеством МиГов] фактически идет восполнение наших потерь, не более того. То есть мы имели самолеты производства до 1991 года и мы получим самолеты производства до 1991 года.

Звучала информация, что эти самолеты имеют самое современное вооружение НАТО — это не совсем так. Все МиГи остались с советским вооружением по причинам, которые я уже объяснил: закрытая архитектура системы управления вооружением не позволяет внедрить туда какие-либо новые управляемые системы.

В целом Украине необходим единый тип боевого самолета, как это принято в странах НАТО. Это может быть и F-16, и F-18, и F-15… F-16 — хороший многоцелевой самолет, но это легкий истребитель. Но желательно все-таки получить комбинацию из легких и тяжелых истребителей, потому что россияне в основном имеют тяжелые истребители для завоевания превосходства в воздухе.

Что касается заявления спикера Воздушных сил о том, что нам нужно 200 самолетов: такое число нам нужно в целом, это не означает, что они нужны нам к лету. Но подготовить такое количество летчиков нереально, для начала нужна хотя бы одна бригада — 24 самолета. А с двухместными учебно-боевыми самолетами и определенным запасом — это где-то 30 самолетов.

Это была бы реальная помощь. Тогда мы смогли бы прикрыть наши наступающие войска с воздуха, организовав им минимальную поддержку.

Лукаш Адамский: Польские элиты — оппозиция и правительство — делают абсолютно все, чтобы Украина эту войну выиграла, в том числе поставят МиГи

— [Насчет передачи Польшей МиГов Украине]: хочу отметить, что Польша предлагала еще в марте прошлого года поставку своих МиГов, но при одном условии — что это не будет за счет безопасности самой Польши. То есть западные союзники Польши как-то компенсируют ей передачу этих МиГов.

[Это] будет в рамках коалиции и при условии, что польская противовоздушная оборона не будет страдать от того, что Польша получит какие-то другие самолеты.

Другие страны тоже будут передавать [самолеты] — мы все держим кулаки за успешное контрнаступление ВСУ, поэтому стараемся помочь в этом как можно больше. Мы понимаем, что это в какой-то мере и наша война.

Возможное поражение или принуждение Украины к каким-то территориальным уступкам — такой вариант мне не кажется особо вероятным, но и полностью исключать его тоже нельзя. Если такой негативный вариант будет реализован, это станет сильным ударом по польской безопасности. И мир в целом станет гораздо менее безопасный.

Польские элиты — оппозиция и правительство — делают абсолютно все, чтобы Украина эту войну выиграла. И поэтому мы поставляем вооружение и МиГи.

Сейчас оказалось, что Польша заказала F-35, а также имеет перспективы довольно быстро получить другие самолеты. А часть этих МиГов, которые есть у Польши, нужно уже сейчас передать Украине, потому что война имеет свою динамику.

С другой стороны, Россия оказалась гораздо менее подготовлена к этой войне и слабее, чем мы думали год назад. Таким образом сейчас уже не ощущается прямая угроза безопасности самой Польши в виде какого-то российского удара или нападения. Поэтому Польша и передает эти МиГи.

Денис Попович: Передача первых МиГов — это дополнительные возможности и очевидный толчок другим партнерам

— В нашем положении сейчас чем больше, тем лучше. То есть четыре МиГ-29 лишними совершенно не будут. Это во всем хорошо — и дополнительные средства, и большие возможности для прикрытия наших войск, для господства в воздухе на определенных участках фронта…

Понятное дело, что четыре самолета больших возможностей не дадут. Но на тех участках фронта, где они будут применяться, будет весьма большая польза. Плюс это очевидный толчок другим партнерам.

Прямой эфир