Фильм, которого не должно быть: как “Оскар” за ленту “20 дней в Мариуполе” влияет на отношение мира к войне — мнения экспертов

"Оскар" за "20 дней в Мариуполе". Фото: ap.org

Лента “20 дней в Мариуполе” режиссера Мстислава Чернова получила премию “Оскар” в категории “Лучший документальный полнометражный фильм”. Это первый “Оскар” в истории Украины. Церемония награждения самой престижной кинопремией мира состоялась в ночь с 10 на 11 марта в Лос-Анджелесе (США). 

Первый украинский “Оскар” в истории

“20 дней в Мариуполе” — документальная хроника жизни Мариуполя во время первых дней полномасштабного вторжения России в Украину. Команда репортеров Associated Press, в составе которой были режиссер Мстислав Чернов, фотограф Евгений Малолетка и продюсер Василиса Степаненко, в течение 20 дней снимали осажденный российскими войсками город. 

Украинская лента впервые отмечена самой престижной кинонаградой в мире, но режиссер Мстислав Чернов признался: хотел бы, чтобы этого фильма никогда не было.

“Это первый украинский “Оскар” в истории. И для меня это большая честь. Но, возможно, я буду первым режиссером в истории, который скажет, стоя на этой сцене, что я не хотел бы делать этот фильм. Я бы поменял эту награду на то, чтобы Россия никогда бы не нападала на Украину, никогда не захватывала наши города, чтобы не убивала десятки тысяч украинцев, чтобы они освободили всех пленных, всех заложников, которые находятся в их тюрьмах. Я не могу изменить историю, не могу изменить прошлое. Но мы все вместе можем сделать так, чтобы историю исправить и чтобы правда победила, и чтобы люди из Мариуполя, и те, кто отдал свои жизни, никогда не были забыты. Кино формирует воспоминания, а воспоминания формируют историю. Спасибо всем, спасибо Украине. Слава Украине!” — сказал Мстислав Чернов.

Победу украинского документального фильма прокомментировал президент Владимир Зеленский

“20 дней в Мариуполе” — фильм, который показывает правду о российском терроризме. Спасибо команде, которая работала над этим фильмом и получила такую важную награду “Оскар”, которая позволяет громко сказать о российской войне против Украины. Спасибо всем журналистам в мире, которые понимают важность освещения правды о нашей борьбе и рассказывают ее. Мы помним и никогда не забудем каждый день этой войны, каждый день Мариуполя, его защитников и защитниц. Мы помним всех, кто боролся ради города. Помним и должны освободить из российского плена всех защитников Мариуполя и “Азовстали”, которых до сих пор удерживают в нечеловеческих условиях”, — заявил Зеленский. 

9 марта Евгений Малолетка, Мстислав Чернов и Василиса Степаненко получили Шевченковскую премию за серию журналистских материалов об осаде Мариуполя. Ранее лента Чернова получила награду “британского Оскара” — кинопремии BAFTA.

Мстислав Чернов и Евгений Малолетка приехали в Мариуполь за несколько часов до вторжения 24 февраля 2022 года. Они освещали работу врачей в местных госпиталях, фиксировали многочисленные жертвы среди гражданского населения и смогли покинуть город 15 марта 2022 года. 

Оборона Мариуполя длилась 86 дней. Российские войска методично обстреливали город из всех возможных видов вооружения. Мирные жители не могли покинуть Мариуполь, они находились в блокаде без связи, электричества, воды, газа и гуманитарной помощи. 

Армия РФ практически полностью разрушила город. До сих пор нет точной информации о том, сколько мирных жителей погибло во время боевых действий. Мариупольский горсовет приводит данные — 20 тыс. человек, но эта цифра может быть намного больше. 

Читайте также: Наш флаг — сине-желтый, мы не будем поднимать других флагов: Кулеба ответил Папе Римскому о мирных переговорах с Россией

Мнения экспертов

Что означает для Украины “Оскар” за документальный фильм про Мариуполь? Каким образом популярность фильма “20 дней в Мариуполе” может повлиять на зарубежную аудиторию? Как кинематограф стал частью информационной войны? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM ответили: 

  • Николай Осыченко, президент “Мариупольского телевидения”;
  • Антон Кучухидзе, политолог-международник, сооснователь аналитического центра “Объединенная Украина”;
  • Олег Лисный, политолог;
  • Илья Пономарев, делегат Съезда народных депутатов, политический представитель “Легиона свободы России”.

НИКОЛАЙ ОСЫЧЕНКО: События в Мариуполе весной 2022 года — это квинтэссенция того, что Россия творит в Украине

— Я воспринимаю этот “Оскар” как должное, это то, чего мы все очень долго ждали. Очень больно было видеть, как с конца весны 2022 года интерес к Мариуполю начал падать. Все меньше СМИ запрашивали какие-то комментарии о ситуации в городе. 

Мстислав Чернов, Евгений Малолетка, Василиса Степаненко — большие молодцы, потому что вновь всколыхнули общественность и напомнили о тех страшных событиях. Мариуполь — это квинтэссенция того, что Россия творит в Украине. 

Я видел фильм “20 дней в Мариуполе” много раз. Каждый раз я плакал. Люди, которым мы показывали этот фильм, тоже плакали. Мы все собственными глазами видели то, что показано в фильме. Я хочу, чтобы “20 дней в Мариуполе” посмотрели в России, чтобы им там целыми днями показывали эти жуткие кадры. 

Если бы авторы фильма не попали на место бомбардировки роддома в марте 2022 года и не показали кадры всему миру, то никто бы не узнал правды об этой трагедии. В России настаивали, что все ужасные события в Мариуполе — это фейк и дело рук украинских военных. Фильм “20 дней в Мариуполе” показал правду. 

Если россияне посмотрят этот фильм, поймут, что он правдивый, то они почувствуют себя соучастниками убийства. Несколько сотен тысяч мариупольцев были заблокированы в городе. Оборона Мариуполя длилась 86 дней, в фильме показаны 20 из них. До сих пор нет конкретных цифр — сколько жителей города погибли. Возможно, мы никогда ее не узнаем. Когда журналисты Associated Press выехали из города, гуманитарная ситуация там значительно ухудшилась. 

Россия делает большой медийный акцент на Мариуполе. Он важен для них в логистическом плане — имеется в виду сухопутный коридор в аннексированный Крым. Из Мариуполя РФ хочет сделать второй Грозный. Туда даже приезжают некоторые западные журналисты и снимают материалы про восстановление. 

Пропаганда никогда не покажет, что в Мариуполе до сих пор масса разбитых домов, людям негде жить, а по городу до сих пор находят самодельные могилы погибших. Зато сняли четырехсерийный фильм о захвате Мариуполя. 

АНТОН КУЧУХИДЗЕ: “Оскар” за фильм о Мариуполе усиливает позиции Украины на международной арене

— Решение о том, чтобы дать “Оскар” документальному фильму “20 дней в Мариуполе” усиливает позиции Украины. Вовлечение кинематографии, культурной среды, популярнейших людей, большинство из которых находятся, в США, — это позволяет донести правду миру и усилить позиции Украины как государства. 

Фильм “20 дней в Мариуполе” теперь станет популярным и его посмотрят миллионы людей по всему миру. Они увидят праву и их настроения и отношение к Украине может измениться. Таким образом будут сформированы иные электоральные настроения для правительств других стран. 

Этот документальный фильм — важнейший механизм продвижения интересов Украины на глобальном уровне. В этом есть прямая связь с внешнеполитическими интересами и интересами безопасности нашей страны. 

ОЛЕГ ЛИСНЫЙ: Нужно доносить правду об Украине и через кинематограф

— Это победа, действительно, со слезами на глазах. Зарубежному обществу был дан очень сильный посыл от авторов фильма “20 дней в Мариуполе” — и это уже результат. Фильм будет показан во многих странах и будет привлекать внимание. Это очень хорошо. 

Если бы Папа Римский Франциск посмотрел фильм “20 дней в Мариуполе”, то у него не возникло бы желание предлагать Украине “поднять белый флаг”.

Именно через массовую культуру заходят смыслы в головы наших иностранных партнеров. Потому что Россия серьезно работает над пропагандой, причем не только в новостях, но и в документалистике. Россияне снимают псевдофильмы, например, о Буче и пытаются показывать их западному зрителю. 

Я считаю, что нам нужно дальше доносить через кинематограф (художественный или документальный) правдивую информацию об Украине. Безусловно, это горе и тяжелая тематика, но это нужно делать, понимая, что против нас стоит очень мощная машина — российская пропаганда, на деятельность которой именно за пределами России выделены колоссальные деньги. 

ИЛЬЯ ПОНОМАРЕВ: Путин получил “анти-Оскар”

— “20 дней в Мариуполе” — прекрасный фильм, но я абсолютно солидарен с режиссером — лучше бы не было повода снимать такие фильмы. И лучше бы мы “Оскар” получили за какую-нибудь хорошую художественную картину не на военную тематику. 

К сожалению, продолжается полномасштабная война. Важно, чтобы люди видели правду о том, что происходит. Сказки, которые рассказывает Кремль о Мариуполе, не имеют ничего общего с реальностью, которая показана в этом документальном фильме. 

В прошлом году “Оскар” получил документальный фильм про Алексея Навального (умерший российский оппозиционер, — ред.). Получается, второй раз Путин получает “анти-Оскар”. Преступления, которые он совершает, видит весь мир. 

Читайте также: “Выборы” в оккупации: Кремль свозит на “голосование” россиян (ВИДЕО)

Прямой эфир