Бизнес на крови: как российские предприниматели зарабатывают на войне — разбор Мацуки

Алексей Мацука. Фото: uatv.ua

Кому в России выгодна война в Украине? Такие люди есть. Близкие к Кремлю российские предприниматели за бесценок получили активы западных компаний на астрономическую сумму 3,5 трлн рублей. Если прошлое поколение российских миллионеров и миллиардеров поднялось на приватизации, то очередные “новые русские” только за прошлый военный год получили чистыми 2,5 млрд долларов прибыли. И это в условиях ограничений и санкций.

Кому Кремль отдал этот лакомый кусок и на каких условиях — разбирался шеф-редактор телеканала FREEДOM Алексей Мацука.

Схема № 1

Путин покупает лояльность своих олигархов. После того, как приближенные к Кремлю миллиардеры попали под санкции, потеряли яхты, недвижимость за границей, Кремль нашел новый способ добиться их лояльности — подкупить, раздав им имущество западных компаний, ушедших из России. Так в РФ появилась сотня друзей Путина — 100 бизнесменов, получивших за копейки активы такой же сотни иностранных компаний. Об этом выведало независимое российское издание “Новая газета Европа”.

“Мы рассчитали рейтинг бенефициаров войны — бизнесменов, которые получили больше всего активов. Мы попытались понять, каким образом принимаются решения, кому достаются самые лакомые кусочки западного бизнеса. Большое количество собственности перераспределяется российским владельцам. Появляются новые группы, целые классы бенефициаров войны — людей, которые выиграли от войны”, — говорит глава отдела data-аналитики издания “Новая газета Европа” Арнольд Хачатуров.

Самых крупных новых русских бизнесменов определяли двумя способами: искали тех, кто скупил больше всего иностранных компаний, и тех, кто получил от этих покупок больше всего прибыли.

К первым с большим отрывом от всех остальных расследователей отнесли богатейшего бизнесмена России Владимира Потанина. Он получил почти половину от общей суммы активов — более 1,5 трлн рублей, купив “Росбанк” (входил в состав французской финансовой группы Societe Generale) и две страховые компании. На внутреннем российском рынке миллиардер претендует еще и на покупку “Яндекса”.

Владимир Потанин. Скриншот: uatv.ua

“Миллиардер Потанин продолжает зарабатывать, он мало что потерял на войне, наоборот — многое выигрывает. И покупка банка Societe Generale — это на самом деле мелочь по сравнению с покупкой “Тинькофф банка”, — поясняет журналист-расследователь издания “Новая газета Европа” Сергей Тепляков.

К тем, кто скупил самые прибыльные активы, журналисты относят близкого друга Путина — Геннадия Тимченко и миллиардера Леонида Михельсона, которые владеют компанией “Новатэк”. Олигархи скупили долю французской Total Energy и британской Shell, тем самым расширив свои и без того прибыльные империи по переработке нефти и газа. По данным журналистов, суммарно чистая прибыль “Новатэка” от этих проектов в прошлом военном году уже составила 40 млрд рублей.

Геннадий Тимченко. Скриншот: uatv.ua
Леонид Михельсон. Скриншот: uatv.ua

“Новатэк” хорошо приобрел даже от войны. Потому что одна из главных проигравших компаний от войны — “Газпром”, у которой сильно сократились поставки газа в Европу. А “Новатэк” — производитель сжиженного газа, и закупки сжиженного газа из России в Европе выросли. “Новатек” оказался бенефициаром, во-первых, от падения доли “Газпрома” и роста доли “Новатэка” в Европе. А во-вторых, от покупки активов западных компаний”, — акцентирует Арнольд Хачатуров.

Следующие за “Новатэком” самые прибыльные покупки достались нефтегазохимической компании “Сибур”. Ее крупнейшие акционеры — все те же Михельсон и Тимченко.

“Почему Михельсон и Тимченко стали их владельцами? Потому что это богатейшие люди России, эти активы больше некому приобрести, ни у кого столько денег нет. Плюс у них есть связи, они уже владеют профильными компаниями и просто покупают доли своих партнеров”, — отмечает Сергей Тепляков.

Однако среди покупателей были и те, кому достались убыточные предприятия. И это, разумеется, не путинские олигархи, а государственные компании. Так, государственной Научной организации по развитию автомобилестроения досталась доля “Рено” в “АвтоВАЗе” и завод “Ниссан” в Петербурге. А убыточный, простаивающий завод “Мерседес” получил дилер “Автодор”. Теперь у простых россиян выбор автомобилей стал очень простой — или отечественный, или китайский.

“Автомобильный рынок практически уничтожен в России, обвал на 50-70%. И он нескоро восстановится. На российский рынок приходит китайский автопром, но он пока не может заместить такие объемы. То есть есть определенные сферы, в которых ущерб очень сильный”, — комментирует Арнольд Хачатуров.

В современной России чем ближе ты находишься к Путину, тем прибыльнее получаешь активы. Все сливки в виде западных энергетических компаний достались давним друзьям Путина, а крупные банковские активы — богатейшему миллиардеру. Исключение из этого списка, пожалуй, — сеть кофеен Starbucks, которая, по данным BBC, досталась человеку, близкому к Рамзану Кадырову. Однако и с ним все не так просто.

“Starbucks — это небольшой актив. Помимо него, этот человек приобрел немецкую торговую сеть товаров для дома OBI — она очень большая и была прибыльной. Был целый круговорот смены владельцев этой сети. Сначала OBI досталась какому-то немцу, потом немцы у него эту компанию забрали. Пошла смена владельцев через ряд подставных лиц. В итоге компания OBI принадлежит теперь, по сути, Кадырову”, — уточняет Сергей Тепляков.

Схема № 2

Выше была описана первая схема, которую разоблачила пресса, когда с барского плеча одаривали своих. Вторая — еще более возмутительна. Она о том, что многие западные бренды формально из России ушли, но оставили себе лазейку, чтобы в любой момент вернуться. Для этого они продали активы своему менеджеру в России за 1 рубль с правом в любой момент выкупить обратно.

К примеру, сеть ресторанов “Макдональдс”, которая теперь переименована в России во “Вкусно и точка”, купил франчайзинговый партнер компании в Сибири Александр Говор.

Александр Говор. Скриншот: uatv.ua

“Александр Говор владел рестораном “Макдональдс” в Сибири. Это достаточно закономерный покупатель, все-таки его в “Макдональдсе” знали. Он человек с деньгами. До этого Говор был местным угольным магнатом на Кузбассе. Сделка по “Макдональдсу” прошла за 1 рубль, но “Макдональдс” оставил за собой в договоре право на обратный выкуп по такой же формальной цене”, — рассказывает Сергей Тепляков.  

Журналисты установили, что каждый третий покупатель иностранных компаний — это российский менеджер, который ими управлял до 2022 года. Таким образом иностранный бизнес нашел выход не сжигать мосты.

“Как только они увидят изменение ситуации, они готовы вернуться. А местный менеджмент, соответственно, откатится на статус управляющих и не будет ничем владеть. Очень часто по факту менеджмент, который приобретает долю, на самом деле этими компаниями не владеет. Они могут находиться в залоге у тех же самых западных компаний, в залоге у банка”, — акцентирует Арнольд Хачатуров.

По сути, Кремль решил сразу две проблемы. С одной стороны, ограбил западные компании, отпустив их ни с чем, а с другой — создал целый пласт бизнесменов, которым теперь невыгодно завершение войны. Ведь им придется все отдавать обратно. Если раньше их бизнес был политически индифферентен, то теперь они заинтересованы в сохранении режима и в сохранении постоянной военной напряженности с Западом. И таким образом Кремль, по сути, расширил подконтрольных себе олигархов.

“Важно, что этот передел активов используется в том числе для того, чтобы сглаживать какие-то негативные последствия и потери от войны. Многие компании многое потеряли. Многие бизнесмены и олигархи находятся в санкционных списках. Прервались какие-то партнерские отношения с западными компаниями, пришлось закрывать свои западные “дочки”. Российские власти всячески продвигают идею, что можно хорошо заработать на войне. Расчет на то, что создается некая социальная база поддержки войны, люди (особенно крупные собственники) менее недовольные происходящим, потому что могут на этом заработать”, — продолжает Арнольд Хачатуров.

Дешевле остаться

С начала полномасштабной войны Украина ведет перечень международных спонсоров этой войны. Это около 30 крупнейших компаний, которым принадлежат сотни известных брендов, до сих пор работают в России. Там они платят налоги, соответственно, финансируют российскую агрессию против Украины.

Журналисты издания “Новая газета Европа” нашли в открытых источниках шокирующую статистику. За полтора года войны Россию полностью покинули всего лишь от 10% до 30% иностранных компаний. Эту же цифру подтверждает и Киевская школа экономики. Причины, по которым остальные 70-90% остаются работать в России или с Россией, — разные. Часто решают для себя, что деньги дороже репутации. А иногда и хотели бы уйти, но чиновники специально затягивают процесс.

“По данным разных СМИ, на выход из России выстроилось большое количество компаний. Но они столкнулись с тем, что государство их обязало обращаться в специальную комиссию, чтобы получить разрешение на сделку. А эта комиссия будто бы намеренно работает очень медленно, рассматривает крайне мало сделок и установила требования”, — говорит Сергей Тепляков.

По данным Financial Times, сейчас около 2 000 зарубежных компаний ждут разрешение Минфина РФ на продажу активов в России. Такая комиссия собирается три раза в месяц и за одно заседание рассматривает не более семи заявлений. И такими темпами весь процесс затянется лет на восемь.

Требования те же, почти грабеж — половину стоимости активов компания должна просто подарить в виде скидки. Еще 10% обязательно передать в бюджет добровольным взносом. На практике же рынок выкручивает дисконт и до 90%. То есть компании просто уходят ни с чем. Выходит, что официально российские власти говорят, мол, мы никого не держим, но чтобы уйти, надо выполнить сотню условий, подождать сколько-то то ли месяцев, то ли лет.

“Вообще российское правительство признавалось, что оно специально вводит такие правила, чтобы компаниям было невыгодно уходить, то есть чтобы они через силу, но все же оставались на российском рынке. Но те, которые уходят, их активы переходят российским владельцам”, — подчеркивает Арнольд Хачатуров.

Подводя итоги, картина следующая. Главную выгоду от выхода иностранных компаний с российского рынка получили российские путинские олигархи. Осознавая уязвимость для режима, и понимая, что война затягивается, забирает все больше денег и жизней, Кремль пытается подкупить все больше людей. И один из способов расплатиться — взять чужое и разделить, как уже было не раз в советской и в российской истории.

И пока близкие Кремлю бизнесмены зарабатывают свои миллионы, бюджет наполняют вовсе не из-за их налогов, а за счет штрафов, которые выбивают с несогласных. Два в одном — и на войну деньги собираются, и сами люди стараются не говорить лишнего, понимая, что сегодня штраф, завтра — срок.

Прямой эфир