Аргументы здравого смысла: почему США должны признать Россию государством — спонсором терроризма

Андрей Пышный. Фото: wikimedia.org

Колонка члена международной санкционной группы Ермака-Макфола Андрея Пышного для “Украинской правды“.

Президент Соединенных Штатов Джо Байден не считает, что Россию следует признавать государством — спонсором терроризма из-за ее полномасштабного вторжения в Украину.

Президент Украины Владимир Зеленский настаивает на необходимости такого шага и ограничении выдачи россиянам американских виз, о чем он заявил на встрече с государственным секретарем США Энтони Блинкеном 8 сентября.

Сейчас в политикуме и в экспертной среде Украины, США и Европейского Союза идет острая дискуссия по поводу того, следует ли признавать Россию государством — спонсором терроризма. Конечно, стоит. И вот почему.

Кто же против?

Есть объективная реальность: зверства, которые совершили и совершают российские захватчики, военные и наемники на временно захваченных территориях и не только.

Зафиксировано более трех десятков тысяч военных преступлений, более 90% которых совершены против гражданского населения и направлены на уничтожение гражданских объектов. Именно это побудило высшее военно-политическое руководство Украины обратиться в США с таким призывом.

Парламенты Литвы и Латвии уже признали Россию спонсором терроризма. Впрочем, это больше морально-политическая поддержка. Только у США есть действенный правовой механизм и опыт признания государств спонсорами терроризма с последующим применением к ним целого спектра всеобъемлющих экономических санкций.

В настоящее время в США признание России спонсором терроризма поддерживают большинство экспертов, гражданское общество и даже Конгресс.

Сенат уже единогласно одобрил соответствующую резолюцию. Спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси заявила о готовности членов нижней палаты принять соответствующее решение, если этого не сделает Госдеп, который в этой истории должен сыграть ведущую роль.

Следовательно, двухпартийный квинтет членов Палаты представителей даже представил законопроект. Госдеп же более месяца открыто ничего не комментировал по этому поводу, в то же время непублично работал с Конгрессом, чтобы убедить в нецелесообразности признания России спонсором терроризма.

Далее появилось упомянутое заявление Джо Байдена с категоричным “нет”, а на следующий день спикерка Белого дома привела три основных аргумента в пользу такой позиции.

К этой аргументации Белого дома следует также добавить статью International Crisis Group с заголовком “Почему США не должны признавать Россию государством — спонсором терроризма”, которая вышла месяцем ранее.

Главный аргумент — госдепартамент хочет оставить за собой определенную свободу маневра для переговоров. Признание же России спонсором терроризма сузит этот маневр. Поэтому Кремль может прибегнуть к более радикальным действиям, в том числе, к ядерному шантажу.

Далее следуют сюрреалистические тезисы о том, что российское правительство внесло весомый вклад в борьбу с международным терроризмом. Или что включение России в перечень террористических государств даст право гражданам США требовать в американских судах компенсаций из средств арестованных российских активов, что существенно усложнит возмещение ущерба Украине.

Кроме того, снятие санкций с государства — спонсора терроризма, как и снятие самого этого статуса с России, в случае завершения войны, будет сложным и продолжительным. От этого будут страдать и российская экономика, и ее экономические партнеры — ЕС и ЕврАзЭС, что ударит и по мировой экономике.

Должен не согласиться.

Emoticons

США признают четыре государства спонсорами терроризма: Сирию, Иран, Кубу и Северную Корею. В каждой из них торчат советские уши. Вся эта террористическая сеть стран-изгоев была и есть периферийной к Москве. Там она была спроектирована, руководилась оттуда, получала оружие, технологии и деньги.

СССР — государство-террорист с самого начала своего основания. Россия является правопреемницей СССР. После распада Советского Союза Россия не воспользовалась шансом стать преуспевающей демократией. В то же время единоличный режим Путина взрывал жилые дома, развязал Вторую чеченскую войну, войну с Грузией, расправился с оппозицией и свободной журналистикой.

Поэтому признать Россию спонсором терроризма — это, по меньшей мере, честно назвать вещи своими именами, а на самом деле — ударить в сердечник современного мирового терроризма.

СССР создан путем вооруженного захвата власти и физического уничтожения политических оппонентов. Его официальная верхушка, не скрывая, проводила политику “красного террора”, в том числе, в отношении завоеванных народов.

Первое десятилетие своего существования этот монстр находился в международной изоляции. Когда Франция, США и другие страны Запада начали признавать СССР, чтобы начать с ним экономическое сотрудничество, тогдашнее советское руководство уничтожило украинское крестьянство для индустриализации СССР. Это привело к Голодомору, в результате которого умерли около 4 миллионов украинцев.

Что-то подобное делает Россия и сейчас, когда ворует украинское зерно и украинскую сталь на временно оккупированных территориях, оставляя гражданское украинское население без еды, лекарств и средств к существованию.

Массовые расстрелы мирных украинцев в Буче, Ирпене, убийство тысяч гражданских в сравненном с землей Мариуполе, бомбардировка роддома, умышленное уничтожение авиаударами сотен жителей в драмтеатре, обстрелянные гражданские объекты в Виннице, Краматорске, Кременчуге, где погибли десятки жилых районов Харькова и ракетные удары по энергетической инфраструктуре — что это как не целенаправленный терроризм?

А использование в боевых действиях наемников ЧВК Вагнера, запрещенного международными конвенциями оружия — кассетных и фосфорных бомб, противопехотных мин? А циничное уничтожение украинских военнопленных в Еленовке?

А ядерный шантаж? Он осуществляется прямо сейчас. Россия в начале полномасштабного вторжения захватила не действующую, но опасную Чернобыльскую АЭС и действующую Запорожскую — крупнейшую в Европе. Последнюю оккупанты заминировали, что уже несет большую угрозу. Что это, если не ядерный шантаж?

Добавьте постоянные угрозы из Москвы применить против Украины и мира ядерное оружие. Что это, если не терроризм, который поддерживает, спонсирует и осуществляет Россия?

Ratio

Понятно, что ключевым вопросом для Украины является взыскание арестованных и замороженных на Западе российских активов в качестве компенсации за нанесенный ущерб.

Чтобы избежать конкуренции между гражданами США и Украиной за компенсацию ущерба, нанесенного в результате войны России против Украины, Конгрессу США следует принять специальный Акт к законодательству об иностранном иммунитете в судах США. Его основой может стать законопроект Беннета-Портмана.

Он устанавливает, что все средства, конфискованные в РФ благодаря расследованиям группы KleptoCapture, должны быть направлены на помощь украинским беженцам и послевоенное восстановление Украины. Окончательная сумма ущерба, нанесенного Россией Украине и украинцам, будет установлена ​​после завершения войны, однако тщательный подсчет с участием авторитетных международных организаций уже ведется.

По данным Института КШЭ, к 5 сентября 2022 года сумма прямого задокументированного ущерба Украины достигает 114,5 миллиарда долларов. Наибольшая доля в общей сумме ущерба принадлежит жилищному фонду и инфраструктуре – 72%. Суммарно ущерб этих двух сфер оценивается в 82,9 миллиарда долларов.

То есть речь идет не о военных объектах, не о военной инфраструктуре, а о жилье. Если сюда добавить разрушенные дороги, объекты медицины и образования, это составит более трех четвертей всех убытков.

Российское государство, его вооруженные силы и наемники действительно воюют не с Вооруженными силами Украины, а с гражданским украинским населением, умышленно разрушая его жилье и гражданские объекты.

Что это, если не терроризм с целью запугивания украинского гражданского населения? Причем терроризм даже не международного, а вселенского масштаба, пожалуй, самого большого после завершения Второй мировой войны.

Как это работает и почему США могут

В последнем докладе Института КШЭ, подготовленном по результатам работы группы Ермака-Макфола, были тщательно проанализированы санкционные меры в отношении государств, классифицированных по американскому законодательству как спонсоры терроризма.

Следовательно, со стороны США они подвергаются следующим общим мерам:

  • требование лицензии на экспорт в эти страны определенных оборонных товаров и запрет на экспорт в них любых боеприпасов;
  • ограничение двусторонней помощи;
  • закрытый доступ к участию в программе общей системы преференций (страна не может иметь беспошлинный вход на американский рынок);
  • запрет на финансовые операции с правительством страны, определенной как государство — спонсор терроризма;
  • внесение исключений в юрисдикционный иммунитет иностранного государства (т.е. американские граждане могут судиться с Россией и ее резидентами в американских судах по компенсациям);
  • отказ в предоставлении иностранного налогового кредита;
  • новые ограничения на дипломатические отношения и противодействие международным финансовым институтам.

Иногда США ссылаются на поддержку терроризма этими странами во время введения дополнительных санкций. Они могут быть введены “чтобы лишить правительство страны доходов, которые могут быть использованы для финансирования и поддержки террористических групп и сетей”, что актуально в ситуации Украины.

Американские санкции против четырех стран — спонсоров терроризма делятся на первичные и вторичные:

  • первичные применяются к государствам-террористам и их правительствам;
  • вторичные – в третьи страны или бизнесы, которые с ними сотрудничают в запрещенных сферах.

Что это все значит? А то, что у американского правительства и государственного департамента более чем достаточно свободы для маневра.

Ранее список государств — спонсоров терроризма включал Ирак, Ливию, Южный Йемен и Судан. Теперь они вне черного списка. Куба и Северная Корея успели и попасть в список, и выйти из него, а потом попасть во второй раз.

Поэтому в США есть опыт вывода стран из перечня государств — спонсоров терроризма, пошагового снятия санкций, а также повторного их введения с усилением санкционных мер. Кроме того, в отношении каждого подсанкционного государства — спонсора терроризма применяется индивидуальный пакет санкций.

Скажем, в случае с Ираном, признанным в 1984 году спонсором терроризма, основные системные санкции США начали вводить с ноября 1979 года. Они не только заблокировали всю иранскую правительственную собственность и активы, но запретили всю торговлю между США и Ираном.

Благодаря этим мерам около 50 миллиардов долларов иранских активов было использовано для выплаты компенсаций американским жертвам иранского терроризма — заложникам посольства США, удерживаемым Ираном, и их семьям.

Северная Корея впервые попала в список в 1988 году из-за уничтожения пассажирского самолета Южной Кореи. За 20 лет, в период президентства Джорджа Буша-младшего, КНДР была исключена из списка государств-террористов, поскольку она согласилась свернуть ядерную программу (но так и не свернула).

9 декабря 2016 года Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями Минфина США (FinCEN) включила Северную Корею в перечень юрисдикций, вызывающих основную обеспокоенность в связи с отмыванием денег. 20 ноября 2017 года она была возвращена в “черный” список государств — спонсоров терроризма.

Торговля с этой страной ограничена продовольствием, медикаментами и другими товарами гуманитарного назначения и все эти товары нуждаются в лицензии правительства США. Внешняя помощь Северной Корее от Соединенных Штатов минимальна и преимущественно направлена ​​на беженцев, покидающих эту страну.

Уникальный кейс у Кубы. США ввели всеобъемлющие санкции против нее в 1960 году. В список государств — спонсоров терроризма Куба попала в 1982 году. Тогда администрация Рейгана выдала ряд документов, подтверждающих поддержку Кубой революционных групп в Латинской Америке, которые нападали на мирных жителей.

В декабре 2014 года президент Барак Обама объявил о возобновлении дипломатических отношений с Кубой и смягчении дипломатических и экономических ограничений, ожидая, что Конгресс пересмотрит санкции.

29 мая 2015 года государственный секретарь Джон Керри исключил правительство Кубы из списка. Однако в начале своего срока президент Дональд Трамп сменил курс и в течение четырех лет ввел новые санкции.

Мы видим, что во всех странах, находящихся в списке государств-террористов, есть свои истории и причины включения в него. Поэтому Россия — не исключение и так же имеет свою историю санкций от США, ЕС, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Вероятно, ничего чрезвычайного не произойдет, если у России будет и соответствующий статус, которого она вполне заслуживает: статус государства — спонсора терроризма.

Экономические санкции работают, это так

Почему это важно? Среди невоенных средств влияния всеобъемлющие экономические санкции против России наиболее эффективны.

Мы не раз наблюдали, что через неофициальные каналы, эксканцлера ФРГ Герхарда Шредера, организацию пророссийских митингов в странах ЕС и газовый шантаж военно-политическое руководство России посылает сигналы о готовности к переговорам с Западом по поводу войны в Украине. Но на определенных условиях.

В этих “определенных условиях”, обычно в дымовой завесе кремлевской пропаганды о денацификации, федерализации и демилитаризации Украины, среди прочего непременно каждый раз звучит главный месседж: снимите с нас санкции. Это свидетельствует об их чувствительности, а значит — об эффективности.

Конечно, такая политика приводит к определенным потерям для стран и глобальной экономики. Но кто посчитает, какими они будут, если в этой ситуации свободный мир во главе с США не поставит Россию на место?

Сейчас Белый дом устами своего спикера апеллирует к зерновому соглашению, мол, это едва ли не единственное дипломатическое достижение в этой войне, которое в случае признания России спонсором терроризма будет поставлено под угрозу.

На самом же деле зерновому соглашению грозит прогрессирующее ментальное расстройство Путина. Зерновое соглашение будет под ударом всегда, как и Запорожская АЭС, и угроза ракетных ударов по объектам критической гражданской инфраструктуры.

Отказ от признания России государством — спонсором терроризма не может обезопасить нас от этого, не улучшит гуманитарную ситуацию на временно оккупированных территориях и прифронтовых районах. Также она не ускорит желание Путина сесть за стол переговоров. У него всегда найдется что-то еще, чем он будет шантажировать Украину и мир.

Такова новая реальность, в которой мы живем, и ее нужно признать. А чтобы ее изменить, Россия должна быть признана государством — спонсором терроризма.

Каждый день войны в Украине — это десятки убитых и сотни изуродованных человеческих жизней. По данным МВД Украины, с начала полномасштабного вторжения от обстрелов российских оккупантов погибли не менее 7 тысяч гражданских, еще 5,5 тысячи получили ранения. Это официально зафиксированные случаи смерти мирных людей.

Мы можем только представить, какая ситуация на временно оккупированных территориях, особенно в Мариуполе, Запорожской и Херсонской областях. Сколько Буч и Ирпеней нам придется увидеть после освобождения.

Каждый день войны — это разрушенные дома, детсады и школы. В Украине повреждены, разрушены или захвачены по меньшей мере 115,9 тысячи частных домов, 15,3 тысячи многоэтажек, 44 социальных центра, 1 118 учреждений среднего образования, 978 медицинских учреждений, 511 административных зданий.

Это реальная угроза аварии на Запорожской АЭС. В случае худшего сценария с окрестных территорий необходимо будет эвакуировать более 400 тысяч человек.

Это удар по международному праву и правовому порядку, основанному после Второй мировой войны в рамках ООН и других организаций. Чего только стоит игнорирование Россией первого решения Международного суда ООН в Гааге от 16 марта, который обязал Россию немедленно прекратить военное вторжение в Украину.

В конце концов, каждый день войны в Украине — это прямая дорога к Третьей мировой, которой угрожает бывший президент России, а теперь заместитель председателя Совбеза России. Ключ к преодолению этого вызова сейчас находится в руках США и американского правительства — государственного департамента и президента Байдена.

Прямой эфир