Защита “зернового коридора” в Черном море: достижения и риски украинского экспорта в условиях войны обсудили эксперты

Балкер, который прошел по "зерновому коридору". Фото: facebook.com/oleksandr.kubrakov

Украина получит военные корабли для охраны судов, которые перевозят зерно в Черном море. Эффективно продолжается реализация Черноморской зерновой инициативы с использованием альтернативных маршрутов. Вопрос экспорта украинской агропродукции странам, которые в ней нуждаются, остро встал после выхода России из зернового соглашения. 

Охрана “зернового коридора”

Пока РФ пыталась сделать все, чтобы сорвать поставки украинского продовольствия “зерновым коридором”, который теперь работает и без Москвы, — Киев вместе в партнерами работал над усилением безопасности маршрута.

“У нас есть договоренность с несколькими государствами по поводу мощного сопровождения, но на другой технике. Таким образом нам передадут и уже передают соответствующие катера”, — заявил президент Украины Владимир Зеленский

Пока без конкретики: кто и что передаст для конвоирования суден с зерном — неизвестно. Но уже сейчас можно сказать, что такое пристальное внимание и участие в процессе западных партнеров — достижение Украины.

После выхода России из зернового соглашения в июле, Украина запустила альтернативный маршрут для транспортировки продовольствия Черным морем. 

По словам Владимира Зеленского, восстановление зерновой инициативы без России является одним из крупнейших достижений Украины за 2023 год. И именно усилия Киева по возобновлению “зернового коридора” повлияли на вовлеченность западных партнеров в процесс.

В скором будущем общими усилиями западных партнеров будет усилена безопасность и на суше.

“Для нас важны наши люди в Одесском регионе — очень важны. С системами противовоздушной обороны (ПВО) — дефицит, вы знаете, это не секрет. Тем не менее важно, что есть договоренности и есть позитивные сигналы”, — подчеркнул Владимир Зеленский.

По состоянию на середину ноября Украина собрала почти 76 млн тонн зерновых и масличных культур, сообщили в Министерстве агрополитики.

При этом с 18 июля 2023 года в результате атак российской армии на украинские морские порты повреждены 167 объектов портовой инфраструктуры и 7 гражданских судов. Уничтожено около 300 тыс. тонн зерна. Из-за ракетного террора Москвы экспортный потенциал украинских портов сократился на 40%. А экспорт зерновых в страны Азии, Африки и Европы сократился почти на 3 млн тонн в месяц.

До начала полномасштабного вторжения России Украина ежемесячно экспортировала более 10 млн тонн агропродукции. Цель нового судоходного коридора — организовать экспорт не менее 6 млн тонн в месяц. Такие объемы поставок придадут позитивный импульс экономике Украины, уверены аграрии. И позволят избежать глобального продовольственного кризиса.

Мнения экспертов

Как Украине, несмотря на военные действия, удается оставаться надежным партнером по экспорту зерна? Какова роль западных партнеров в обеспечении безопасности “зернового коридора”? Какие перспективы логистического расширения экспорта украинского зерна? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы: 

  • Александр Чумак, член правления общественного союза “Всеукраинский аграрный совет”;
  • Александр Гапон, глава общественной организации “Украинская аграрная ассамблея”;
  • Денис Марчук, заместитель главы “Всеукраинского аграрного совета”; 
  • Андрей Длигач, доктор экономических наук, профессор Киевского национального университета;
  • Андрей Рыженко, капитан 1-го ранга запаса, заместитель начальника штаба ВМС Украины (2004-2020 гг.).

АЛЕКСАНДР ЧУМАК: Безопасность “зернового коридора” важна для многих стран мира

— Защита “зернового коридора” — это общий интерес. Безопасность торгового мирного судоходства в интересах всех стран мира, потому что практически все пользуются благами, которые нам дает эта свободная торговля. И все будет зависеть от конкретных решений конкретных стран. 

Когда мы говорим о военном сопровождении —  речь не идет о том, что корабли будут защищать судна от пиратов или от военных кораблей России. Речь, скорее всего, идет о том, что корабли будут заранее выявлять мины и делать так, чтобы мирные судна не были повреждены в процессе своего пути. 

Интерес к украинскому зерну имеют те страны, у которых дефицит продовольствия по внутреннему производственному балансу. И для них единственный метод борьбы с возможным голодом — это импорт продовольствия на регулярной основе. Это страны Африки, часть стран Азии, Китай, который очень активно на нашем рынке закупает продовольствие. Также Индия в те годы, когда у них падает производство. 

Почему враг так активно атаковал Одессу? Почему так активно пытался не дать возможности работать портам Большой Одессы, Дунайскому кластеру? Дунайски кластер выполнял просто уникальную, на мой взгляд, роль — через него идут перевалки, в том числе и зерна. 

Действия России были вполне предсказуемы: первое, на что они накинулись после того, как зашли на наши территории — это было украинское зерно. Они стали его вывозить. 

АЛЕКСАНДР ГАПОН: Экспорт зерна в этом году увеличился

— Мы в самом начале зернового соглашения говорили, что Россия будет только вредить и делать все то, чтобы ее замедлить. 

Путин обещал Африке бесплатное зерно, не в первый раз, кстати. Президент ЮАР сказал, что им не нужны подачки, а нужны нормальные рыночные отношения и для этого нужно разблокировать “зерновой коридор” Украины. 

Украине нужно просто делать свою работу и поставлять зерновые. А сейчас с позволения ООН российские суда и удобрения идут беспрепятственно через всю зону Черного моря. На это санкции накладывать нельзя. А Украина должна просто потерпеть, что обстреливают ее суда, портовую инфраструктуру, линейные элеваторы и так далее.  

Количество зерна в этом году осталось на прежнем уровне. Это хорошо. Мы можем сказать, что у нас увеличился экспорт зерна в этом году. В первую очередь, благодаря тому, что мы вышли из зернового соглашения. 

Главное — это страховые компании. На сегодняшний момент общая сумма страхования составляет 50 млрд. долларов. Это огромная сумма, которая способна все покрыть. У России ракет не хватит. 

Мы беспокоимся только об одном — о людских жизнях, которые находятся на этих суднах. Пускай задумаются, что они делают. Потому что кроме того, что они разрушают портовую инфраструктуру — они убивают граждане не только Украины, а и других стран. 

ДЕНИС МАРЧУК: Украина остается надежным партнером по экспорту

— Украина была и остается надежным партнером по экспорту продовольствия. Несмотря на сложную ситуацию, военные действия, постоянные удары по аграрной инфраструктуре мы обеспечиваем экспорт зерна. 

За прошлый год было реализовано около 170 тысяч тонн зерновых для бедных стран. В первую очередь мы говорим об Африканском континенте. Сейчас выделены деньги, чтобы продолжить эту работу и дальше говорить о том, что Украина является надежным партнером в реализации продовольственной безопасности в мире. 

Когда мы увидели позицию Еврокомиссии в сентябре — они не продолжили запрет на украинский импорт — это было дополнительным показателем того, что наша продукция не приводит к кризису продовольствия в Европе. От нее не страдают европейские фермеры. 

АНДРЕЙ ДЛИГАЧ: Украина будет системно иметь больше урожая

— “Зерновой коридор” работает блестяще. Это было прекрасное решение — не дожидаясь гарантий со стороны стран НАТО или Турции запускать зерновой коридор. Заседание в формате “Рамштайн” показало, что все больше стран готовы подключиться к защите украинского экспорта и контролировать “зерновой коридор”.

Мы видели два негативных примера, когда суда наталкивались на мины. Но к счастью обошлось. Я думаю, что еще могут быть такие ситуации. Но смелость и ответственность владельцев этих суден и готовность стран поддерживать нас в работе “зернового коридора” — это хорошая перспектива. 

Создание продовольственных логистических хабов в странах Африки — это хорошая инициатива для Украины. Уже который месяц подряд есть четкое обоснование, почему мы должны активно запускать переработку, активно работать над тем, чтобы сокращать в объемах логистику, но делать ее более выгодной для украинских производителей и украинского бюджета.

У нас действительно очень стойкая экономика, нам везет из-за климатической зоны с природными изменениями. Поэтому в ближайшие годы Украина системно будет иметь больше урожая. Логистические пути все равно будут ограничены. Как бы мы не пытались решить сейчас этот вопрос с помощью появления новых дополнительных коридоров или открытия новых портовых терминалов — все равно этого будет недостаточно. 

АНДРЕЙ РЫЖЕНКО: Морской путь — самый выгодный и дешевый

— Украина смогла убедить бизнес использовать “зерновой коридор”. Это очень хорошо. Потому что обеспечить безопасность коридора в наших территориальных водах — не очень легко. Вернее, это сложно, потому что авиация противника в этом районе доминирует. 

Объемы экспортных поставок через “зерновой коридор” не очень большие. Поэтому нужно думать, как его расширять. Сейчас Великобритания и другие страны думают, как эти поставки зерна, проводить по другим альтернативным путям. 

Морской путь — самый выгодный и дешевый. 90% грузов на планете перевозятся морем. Поэтому нужно думать о том, как открывать международные пути, которые сейчас заблокированы. Их блокирует непотопляемый российский авианосец “Крым”, который имеет 800 ракет различного базирования. 

Украине нужен технологический рывок. Потому что последние 30 лет наше военное судостроение не развивалось. Были какие-то разработки, но на практике они не применялись. 

Читайте также: Оборонное сотрудничество, усиление ПВО и “зерновой коридор”: Зеленский провел телефонный разговор с Шольцом

Прямой эфир