Возможно ли Россию исключить из Совета безопасности и ООН в целом — разъяснения экспертов

Заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Фото: un.org

Украина будет настаивать на исключении Российской Федерации не только из Совета безопасности ООН, но и из самой Организации Объединенных Наций. В Министерстве иностранных дел Украины считают, что после распада Советского Союза в 1991 году Россия незаконно получила место в ООН.

В МИД пояснили, что РФ без какого-либо согласования с Генеральной ассамблеей и Советом безопасности ООН объявила себя правопреемником СССР и с молчаливого согласия руководящих органов стала членом этой международной организации.

Россия как правопреемник Советского Союза также стала одним из 15-ти членов Совета безопасности ООН, кроме того — одним из пяти постоянных членов Совбеза наряду с Великобританией, Китаем, США и Францией. Именно постоянные члены имеют право вето — могут отвергнуть проект любой содержательной резолюции Совбеза. И с 2014 года Российская Федерация таким способом блокирует все инициативы ООН по прекращению войны в Украине.

Кроме этого, Россия использует площадку ООН для продвижения нарративов российской пропаганды. Последние были озвучены 24 февраля, в годовщину полномасштабного вторжения, когда постоянный представитель РФ в ООН заявил о том, что именно поставки зарубежного вооружения Украине якобы “разжигают войну”.

В связи с этим, Украина инициировала процесс, направленный на исключение России из Совета безопасности ООН и организации в целом.

Возможно ли исключить Российскую Федерацию из ООН? Какие аргументы и механизмы может использовать ООН для этого? Какие последствия для самой Организации Объединенных Наций и мировой политики может иметь исключение России из ООН? Эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДОМ обсудили:

  • бывший руководитель секретариата Совета безопасности ООН Александр Мацука;
  • чрезвычайный и полномочный посол Украины в Республике Хорватия, Боснии и Герцеговине (2010-2017 гг.) Александр Левченко;
  • директор Центра общественных исследований “Украинский меридиан” Дмитрий Левусь.

Александр Мацука: Россия использует трибуну ООН для своей пропаганды

— Дело в том, что Россию нельзя исключить из Совета безопасности ООН и при этом оставить ее в Организации Объединенных Наций. Для того чтобы Россия перестала быть членом Совбеза ООН ее нужно исключить из самой ООН. Потому что сейчас не существует механизма, по которому любого члена Совбеза можно исключить из этого органа Организации Объединенных Наций.

Если мы говорим, что нужно исключить Россию из Совбеза ООН, ее нужно исключать из состава ООН в целом. Этот процесс достаточно сложен. Четкого механизма исключения государства из ООН тоже не существует. Для этого нужна рекомендация Совета безопасности, в котором Россия сидит на сегодняшний день.

Почему мы не хотим, чтобы Россия принимала участия в работе Организации Объединенных Наций? Потому что все, что Россия делает в ООН, это использует трибуну ООН для своей пропаганды. Это для них площадка, такой своеобразный рупор для пропаганды. Поэтому если мы хотим, чтобы Россия не принимала участие в организации ООН и не использовала ее для своей пропаганды, есть другой путь в этом вопросе.

Есть прецедент в истории: в свое время, в 1974 году, полномочия Южно-Африканской республики (ЮАР), где был режим апартеида, не были признаны Генеральной ассамблей ООН. Генассамблея проголосовала большинством, было две трети голосов. И, собственно, у ЮАР отобрали возможность работать или как-то о чем-то заявлять на разных уровнях организации.

Если мы говорим о том, что Генеральная ассамблея большинством — больше 140 голосов — осуждает агрессию против Украины, она может не признавать полномочия той страны, которая виновата в этой агрессии. И для многих делегаций проще не признать полномочия делегации сроком на один год, нежели исключать какую то страну из ООН.

Что касается вопроса исключения РФ из ООН из-за не прохождения процедуры вступления. Дело в том, что после распада СССР Россия в 1991 году должна была вступить в ООН как новое государство, пройти определенные процедуры. Но вместо этого РФ решила, что просто сменит табличку [как правопреемник СССР], и на этом все закончится.

Все другие страны, которые не были на тот момент членами ООН, кроме Беларуси и Украины, подали заявления и заявки. По сути, нет никакого документа, который бы подтверждал, что Россия вступала в Организацию Объединенных Наций в любом качестве.

Поэтому возникает вопрос: что мы должны с этим делать? Мы должны сейчас признать, что она незаконно занимает место в ООН. Это все так, но есть два нюанса.

Нюанс первый — нашим союзникам, которые закрыли глаза на то, что Россия просто поменяла табличку, придется признать, что они 30 лет сидели возле пассажира, у которого нет билета, безбилетника. То есть мы признаем, что сотрудничали с Россией на протяжении многих лет, а они, оказывается, незаконно здесь занимают место. Тогда возникает вопрос: а как относиться к тем решениям, которые были приняты с помощью голосов Российской Федерации? Это долгий процесс и достаточно сложный, хотя он возможный.

Но есть еще один нюанс. Мы говорим только о том, что Россия незаконно заняла место СССР или нас больше волнует то, что РФ недостойна быть членом ООН из-за того, что она нарушила все права и все нормы, на которой базируется Организация Объединенных Наций?

То, что делает Россия сейчас в Украине, — это против всех принципов, на которых основана эта организация. И на мой взгляд, более важно то, что Россия недостойна быть членом ООН из-за того, что она делает, а не то, что она попала без билета в этот вагон. Это принципиальный момент. Поэтому я думаю, что правильнее было бы не признавать полномочий этого режима.

Еще нужно уделить внимание присутствию России в Секретариате ООН и секретариатах разных международных организаций при ООН. К примеру, заместителем генерального секретаря ООН, который занимается вопросами борьбы с терроризмом, является россиянин. Это при том, что действия, которые РФ осуществляет в Украине, граничат с откровенным терроризмом.

Еще один россиянин работает директором в Офисе генсека ООН по операциям поддержки мира, и он отвечает за разминирование. При том, что Украина сейчас нашпигована минами, и, по большему счету, это самая заминированная страна в мире. Заместитель генерального директора МАГАТЭ, который отвечает за ядерную безопасность, тоже россиянин. Это при том, что россияне делают сейчас на Запорожской АЭС.

Я считаю, что кроме того, что мы делаем сейчас насчет членства и присутствия России в ООН, было бы правильным сейчас оказывать давление на генерального секретаря ООН, а также на глав всех специализированных агентства ООН, чтобы выводить россиян из постоянных руководителей этих организаций.

Но почему-то генсек считает, что это нормально, когда на этих постах работают россияне. Сейчас мы говорим о должностях, имеющих политическое влияние на те вопросы, с которыми сейчас сталкивается Украина. Я считаю, что было бы просто логично попросить этих людей на выход.

Александр Левченко: Российская Федерация должна заново пройти процедуру вступления в ООН

— Российская Федерация дискредитирует такой важный орган как Совбез ООН, который отвечает за вопросы поддержания безопасности во всем мире. РФ является фактически главным нарушителем всех правил ООН, его устава, она развязала самую большую войну после Второй мировой.

Совет безопасности ООН бездействует из-за постоянного включения Российской Федерацией кнопки “вето”, чем фактически блокирует решения по остановке российской инвазии.

Как же решить эту проблему? Даже Франция поставила вопрос об этом, хотя раньше она всегда была против реформы Совета безопасности, потому что она тоже пользуется правом вето. Очень редко, но пользуется. Поэтому объективно Франция была не заинтересована в этом. Но то, что сейчас делает Россия, демонстрирует, что так быть не может.

А как выйти из ситуации, учитывая то, что Устав ООН не позволяет исключить Россию из Совета безопасности? Мы знаем, что 26 декабря 1991 года Российская Федерация незаконно заняла место Советского Союза в Организации Объединенных Наций. Тогда президент Борис Ельцин написал письмо генеральному секретарю ООН о том, что Россия становится правопреемником СССР и на правах этой правопреемственности занимает его место в ООН.

Однако для вступления в ООН есть своя процедура, и она хорошо прописана в ее Уставе. Ты должен пройти процедуру вступления. Либо должно быть сначала решение Совета безопасности о том, что у нас появляется новый член ООН.

Напомню, Украина — член ООН с момента ее основания, Украина является фундатором Организации Объединенных Наций, а Российская Федерация — нет. Поэтому если Россия хочет вступить в ООН, она, как и многие другие страны, должна пройти определенную процедуру.

Так, после распада Чехословакии Чехия и Словакия проходили процедуру вступления. После распада Социалистической Федеративной Республики Югославия все шесть бывших республик этой страны проходили вступление в ООН. Что касается Российской Федерации, то здесь тоже должна быть соблюдена процедура и Устав ООН.

Приобретение Россией права быть членом ООН на основании только письма президента Ельцина, согласно Уставу ООН — незаконно. Не было решения Совета безопасности, не было решения Генеральной ассамблеи. Поэтому украинская сторона давно направила запрос в Секретариат ООН о том, чтобы рассмотреть этот вопрос по сути. И после этого рассматривать вопрос по приему в ООН нового члена — Российской Федерации.

ООН принимает только миролюбивые страны. Примут ли сейчас в ООН Россию, является ли она миролюбивой страной? Большой знак вопроса. И мы же понимаем, что страна, которая не является членом ООН, не может быть и членом Совета безопасности.

Поэтому основная дискуссия должна переместиться в плоскость оспаривания законности представления Россией себя как члена ООН. Это реально. И затем рассматривать вопрос о новом членстве в ООН, а потом уже и смотреть, достойна ли РФ быть в Совете безопасности.

Дмитрий Левусь: Россия получила место в Совбезе ООН рейдерским захватом

— Говорить об исключении Российской Федерации из ООН и принятии ее в эту организацию по-новому однозначно стоит. Ведь когда происходил распад Чехословакии или Югославии, то все принимались заново. И Россия, в отличие от Украины и Беларуси, не была страной-основательницей ООН.

Было заявление о том, что РФ как будто бы берет на себя все права Советского Союза. Но относительно присутствия в Совете безопасности ООН — это являлось рейдерским захватом, по сути. Просто с этим мир согласился.

Почему сейчас важен тот процесс, который начала Украина? Действительно, есть большие сомнения, что в нынешних условиях можно исключить Россию из Совета безопасности и из ООН в целом, и по новой ее принимать.

Но должно быть наработано решение на тот момент, если с государством Россия что-то произойдет [после провала в войне]. То есть чтобы не повторилась ситуация 1991 года.

Тем более, что помимо решения Генеральной ассамблеи ООН, есть регулярные заявления нескольких стран. Например, заявление в поддержку Украины от имени государств всей Северной Европы делал министр иностранных дел Латвии Ринкевич. И таких заявлений достаточно много.

Это все то, что набирает легитимность и создает почву реформирования самой ООН после поражения России, когда изменится конъюнктура.

К сожалению, по-другому не произойдет. Потому что сама по себе реформа ООН, видимо, возможна именно в таких условиях. Например, после Первой мировой войны возникла Лига наций возникла, а Организация Объединенных Наций — это уже продукт Второй мировой войны.

Отказываться от ООН как институции человечество не будет. Это уже очевидно. Но количество изменений, которые должны произойти, действительно велико. И тут не только украинское предложение, и не только речь о России идет, а и о более справедливом представительстве континентов и регионов.

Поэтому сейчас создается та почва, на которой и будет принято решение, и его нельзя будет обойти, как это произошло в 1991 году, когда, по сути, рейдерским захватом Россия оказалась на месте СССР — что в ООН, что в Совете безопасности.

Читайте также:

Прямой эфир