Страны теперь по-другому видят безопасность — война в Украине заставляет мир перезагружаться. Мнение

Международные институции продемонстрировали свою несостоятельность в контексте войны в Украине. Яркий тому пример – голос России в ООН.  Об этом рассказала директор Института безопасности Восточной Европы Юлия Осмоловская в эфире марафона “FreeДОМ” на телеканале UA

Зависимость от РФ группы стран делает их уязвимыми. Тем не менее, по ее мнению, Запад демонстрирует консолидированную позицию трансатлантического сообщества, есть лишь различия в подходах и позициях стран.  

Подробно — в интервью.

— Какие основные треки Вы для себя выделяете, если говорить о геополитических последствиях войны в Украине? Одни выделяют вопросы энергетики. Кто-то обращает внимание на климатическую повестку. Кто-то выделяет проблему голода. Может быть, что-то еще Вы добавите в перечень этой повестки?

— В моем списке порядка 11 возможных геополитических последствий этой войны и победы Украины. Если говорить о текущем моменте, то первое, наверное, самое главное это то, что международные институты в силу своей очень ограниченной реакции на действия Российской Федерации и того инструментария, который они имеют в своем распоряжении, чтобы принудить Россию изменить свое поведение, продемонстрировали свою полную несостоятельность на сегодняшний день.

И первый, главный вызов, с которым столкнется мир по завершении войны, это тотальный пересмотр принципов работы международных институтов. Ну давайте возьмём хотя бы Организацию Объединенных Наций, где Россия, будучи страной-агрессором имеет право вето, находясь среди постоянных членов Совета безопасности. И таким образом блокирует все возможные решения, которые отражают позицию большинства стран, входящих в Организацию Объединенных Наций. Мы это видим по результатам голосования по украинским резолюциям в рамках Генеральной ассамблеи ООН. Или, например, другая ситуация, которая касается безопасности на Черном море. Когда Украина еще в марте заявила о невозможности гарантировать безопасность судоходства и обратилась к Международной морской организации с соответствующим заявлением о закрытии портов, то было принято решение, что нужно вводить меры временного характера, которые бы гарантировали эту безопасность. Но ничего не было сделано. А ООН рассматривала соответствующую ситуацию только в мае этого года и результатов на сегодняшний день нет. Хотя вполне очевидно, что Россия нарушила ряд положений Конвенции по безопасному судоходству. И в общем-то никаких трибуналов, рассматривающих такие враждебные действия Российской Федерации, не было создано.

И что мы видим сейчас? Мы видим, что патовая ситуация с зерном, с невозможностью его вывоза через украинские порты в Черное море заставляет наших западных партнеров менять риторику и говорить о том, что нам нужно искать пути договоренностей с Россией, потому что без политической воли России повлиять на ситуацию мы не можем. Они расписываются в собственном бессилии решать эти вопросы независимо от страны-агрессора. Это ведет к следующему очень серьёзному геополитическому выводу: зависимость определенных стран или групп стран от одной страны, которая реализует агрессивную политику и может на каком-то этапе стать враждебной, делает эти страны уязвимыми и ограниченными в возможностях своих реакций на действия страны-агрессора.

Европейский Союз пытается искать альтернативные источники и диверсифицировать риски зависимости от одного источника, в данном случае от Российской Федерации.

Следующий вывод, который напрашивается: трансатлантическое единство на первой фазе продемонстрировало серьезнейшую консолидацию и пока в рамках компонента безопасности и обороны. Сейчас будет третья встреча в Брюсселе. Но в общем-то формат участия министров обороны более, чем 40 стран уже получил название “встречи Рамштайн”. Пока существует консолидированная позиция трансатлантического сообщества касательно того, как нужно реагировать на действия России, как страны-агрессора. Вместе с тем на переговорном направлении мы видим уже различия в подходах и позициях, где явно просматривается англосаксонская ветвь – это Британия и США, которые занимают позицию ближе к Украине, и континентальная Европа, которая выступает с такими заявлениями как “перестаньте унижать Россию”, “давайте поможем Путину сохранить политическое лицо” и так далее. Вот эти вот вещи сейчас приводят к риску того, что трансатлантическое единство может сейчас подвергаться серьезным испытаниям.

Следующий глобальный вывод: тенденция на уход от так называемых крупных оборонительных союзов, и союзов по безопасности в пользу более гибких, маневренных субрегиональных альянсов безопасности по смешанному типу. Что я имею в виду? С одной стороны — это НАТО, как большая громоздкая бюрократическая структура или ЕС, а с другой стороны — это союзы, которые формируются органически, уже на основании позиций тех стран, которые нас поддерживают. Например, инициатива Бориса Джонсона по более плотному оборонительному и компоненту по безопасности с Польшей, Украиной и со странами Балтии.

Следующий геополитический вывод: нейтральность больше не является самым эффективным методом гарантирования безопасности. Скорее, такую безопасность может давать коллективная безопасность, членство в определенных союзах. В данном случае я делаю отсылку к историческому решению Швеции и Финляндии вступить в НАТО. Мы видим, что эти страны отказываются от нейтралитета в пользу коллективной безопасности.

— Вы согласны с той логикой, что ООН стала жертвой войны в Украине, а не война в Украине стала жертвой бессистемной, или как вы сказали слабой позиции Организации Объединенных Наций?

— Поясните мне, пожалуйста, почему ООН стала жертвой?

— Это не моя мысль. Эта мысль есть в международной прессе и в дискуссиях на страницах международных медиа, что якобы ООН сама по себе как институт стала жертвой событий в восточной Европе. Вы не согласны с такой дискуссией, я так понимаю?

— Конечно, нет. Я считаю, что это слабая попытка объяснить несостоятельность такого института как ООН. Давайте вспомним: призывы к реформированию ООН звучат не одно десятилетие. Уже порядка 30 лет идут призывы, во-первых, к изменению системы работы Совета безопасности и постоянных членов. Знаем, что при создании ООН Германия умышленно была исключена из него и с того времени Германия тоже совершает определенные попытки попасть в число постоянных членов Совета безопасности ООН. Плюс есть подход к тому, что этот состав на сегодняшний день не отражает реальную конфигурацию серьезных игроков, в частности, говорят о том, что недопредставлен регион Африки, что Индия и страны Латинской Америки должны иметь более серьезные права. То есть сейчас ситуация просто еще раз показала, что фундаментальный смысл, который закладывался в создание Организации Объединенных Наций, а именно недопущение войны, эта организация не в состоянии обеспечить. Ведь эскалация с 24 февраля — лишь логическое следствие того, что, начиная с 2014 года ООН и другие международные институты не смогли дать более адекватный правильный ответ, который бы остановил Россию. Поэтому мне кажется, что здесь просто апологетам глобалистики и международным институтам просто нечего сказать в свою защиту. Вот они пытаются таким образом сместить акценты того, что же на самом деле нужно делать вокруг этих громоздких бюрократических организаций вроде ООН.  

Если необходима либо реформа ООН как таковой либо в целом отказ от участия в Организации Объединенных Наций, кто же тогда будет гарантом хотя бы какой-то системы безопасности в мире? Как быть тогда? Это же дискуссия не на один год, я так понимаю.

— Конечно, она же уже 30 лет идет и никакого результата нет. Можно руководствуясь соображениями сохранения системы ради системы, идти по принципу этих же призывов к реформированию. Но мы видим, что за 30 лет ничего не было сделано существенно. Ведь если смотреть в историческом срезе, Лига Наций распалась перед Второй мировой войной и после ее окончания была создана уже ООН. И очень многие аналитики на сегодняшний день предрекают то, что с тестовой ситуацией ООН, скорее всего, не справится. И в результате завершения войны, в случае победы Украины она приобретает уже выбороную субъектность в международных отношениях. То есть это уже страна, которая будет иметь огромный опыт ведения войны, победы в такой войне. И страна, которая будет иметь абсолютно равное право претендовать на одну из лидирующих ролей по формированию новых подходов к архитектуре безопасности в Европе.

Я не призываю сейчас разгонять ООН. Надо отдать должное, что ООН пытается каким-то образом все-таки внести свой посильный вклад в регулирование хотя бы каких-то аспектов войны. Достаточно активную роль взял на себя генсек ООН Гутерреш для урегулирования вопроса ситуации в Мариуполе. И до сих пор идет этот диалог по освобождению украинских бойцов, которые сражались и удерживали “Азовсталь”. Также знаем, что сейчас ООН активно пытается приступить к урегулированию вопроса продовольственного кризиса и вывоза украинского зерна через наши порты по Черному морю. Но с точки зрения результативности пока мы видим очень ограниченный ее эффект. То же самое можно сказать о деятельности Международного Красного Креста в Украине. Есть много вопросов к этим сложным громоздким бюрократическим структурам. Я очень бы хотела надеяться, что война в Украине будет как раз тем самым триггером, который приведет к реальным изменениям в работе этих структур. Если не к их полной перезагрузке.

Читайте также:

Интересы западных стран, переговоры о зерне и бой за Северодонецк. Главные тезисы Зеленского

Не так страшны угрозы от россиян, как видеть тот ужас, который они творят в наших городах – журналистка Волкова

Глобальные изменения в мире: последствия войны РФ против Украины

Прямой эфир