Война меняет жизнь украинцев, а они — задают тренды в соцсетях: что об этом думают эксперты

Украинские военные снимают ролики для TikTok. Коллаж: uatv.ua

Социальные сети во время войны имеют важное значение — как для пропаганды со стороны страны-агрессора, так и для Украины, которая не просто отбивает атаки российских войск на фронте, но и пытается поведать всему миру правду. Наряду с традиционными медиа правдивая информация в соцсетях тоже имеет значение. С начала полномасштабного вторжения России в Украину содержание публикаций украинцев в соцсетях кардинально изменилось. Пользователи активно публикуют видео и информацию о войне. Эти ролики набирают миллионы просмотров не только в Украине, но и во всем мире.

Так, пользователи TikTok, которые до 24 февраля на своих страницах размещали ролики о личной жизни и путешествиях, с началом полномасштабного вторжения стали публиковать видео совсем другого содержания. Пылающие и разрушенные дома, пустые магазины, условия выживания. Здесь же, в TikTok блогеры запускают новые тренды, популяризируя украинскую культуру.

YouTube тоже стал преобразованной площадкой для информации о жизни Украины под постоянными ракетными ударами РФ. Эксперты подчеркивают: чтобы видео имело социальный эффект — его нужно адаптировать для зарубежной аудитории. По возможности, делать его на английском языке и ставить теги на английском. Также в видео должны быть обращения к зарубежной аудитории через всевозможные социальные медиа.

Вместе с тем, тема войны в Украине подпадает под цензуру в соцсетях – это связано с правилами этих медиа. Подробно об информационных войнах и трендах, связанных с войной, журналисты FREEДОМ поговорили с фактчекером StopFake Александром Замковым и аналитиком Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности Ириной Суботой.

Замковый: Украинский YouTube колоссально изменился

Как изменилась YouTube-ниша после полномасштабного вторжения РФ?

— Сейчас ежемесячно просмотр украинского контента на YouTube равняется примерно 500 миллионам просмотров. Это цифра, которая действительно впечатляет. На пике вторжения, в марте, вообще просмотров было около 1,5 миллиарда. Это произошло за счет иностранной аудитории, которая хотела понять, что же происходит в Украине.

Украинские блогеры и СМИ, которые сейчас не растерялись и имплементировали в свои видео субтитры на английском языке. Что-то даже записывали на английском языке. Это была тоже большая работа, которая была очень важна, особенно в марте и апреле.

Количество украинских каналов в YouTube увеличилось. По статистике, если до вторжения у нас было около 15 тысяч каналов с подписчиками больше, чем 1,5 тысячи. Теперь их уже 18 тысяч. То есть мы приобрели 3 тысячи новых каналов в абсолютно разных нишах. Это интертеймент и блогинг, это и люди, которые делают сюжеты, эксплейнеры на историческую тематику, делают новостной контент и реалити, потому что многие находятся в бомбоубежищах, многие пережили бомбардировки и бежали из городов. Это все снимали. Это все выкладывалось тоже на YouTube.

До 24 февраля мы говорили о том, что есть очень большой вакуум украинского контента, который должен пользоваться спросом. Люди хотят его потреблять. Но, к сожалению, не все были такие активные в YouTube и многие транслировали свой контент на российскую аудиторию, потому что больше монетизации было именно там. Мы понимаем, что аудитория России и Украины — это разная весовая категория. Но сейчас многие YouTube -каналы сделали свой выбор и, наоборот, избавились от российской аудитории, потому что перешли на украинский язык.

По отзывам многих блогеров украинского контента на TikTok за последний год стало где-то в три раза больше, чем это было до 2022 года. Очень много появилось каналов, которые показывают именно украинскую культуру, историю, используют украинские песни, запускают какие-то тренды. Конечно же, ВСУ это, по сути, главный тренд года. Потому они постоянно транслируют в своих TikTok что-то с полей сражений, с оккупированных и деоккупированных территорий. Даже их танцы очень поднимают настроение. В TikTok хештег “ВСУ” уже был использован 15 миллиардов раз. То есть на TikTok было залито 15 миллиардов различных видео, где так или иначе фигурировали ВСУ.

— Что еще в ближайшее время, по вашему мнению, получит вторую жизнь в YouTube, связанное с войной и с Вооруженными силами Украины?

— Я думаю, что будут оставаться популярны видео с ВСУ, потому что из TikTok мы узнаем постоянно последние события о том, что происходит на фронте. И не только мы за этим следим. Иностранцы, в том числе. Все зависит от креативности украинцев. У нас очень много TikTok блогеров, например, которые запускают разные челленджи, например, как они обходятся без света и без воды. И иностранцы это подхватывают, тоже пытаются ответить на это. Допустим, они день не пользуются какими-либо предметами. Или неделю не едят какую-то определенную еду. То есть это очень обычные вещи вроде бы. Но на самом деле, таким образом открывается наша страна, потому что люди пытаются понять, как же мы живем все эти 10 месяцев в военном положении.

Украинская музыка становится популярной, особенно этно-стиль. Многие композиции опять набирают большие просмотры. Это значит, что в TikTok они тоже завирусятся или уже завирусились.

Конечно, если говорить о креативности, то многим мы открываем украинское кино, в том числе. Многие фильмы, которые у нас были сняты и не пользовались такой популярностью, сейчас транслируются на мировых кинофестивалях. Особенно кино, которое было снято после 2014 года, потому что иностранцы хотят понять, что же привело к этой войне и как страна жила раньше.

— Ежегодно Facebook удаляет со своей платформы миллиарды фейковых аккаунтов. В частности, компания Meta отключила более тысячи фальшивых аккаунтов, составлявших многочисленные комментарии в поддержку российского вторжения на территорию украинского государства. По мнению аналитиков, количество удаленных аккаунтов за последние три года свидетельствует о серьезных проблемах с верификацией новых пользователей. Сеть до сих пор не сумела создать действенный механизм борьбы с массовым созданием поддельных аккаунтов.

Расскажите, что сейчас происходит в социальных сетях компании Meta?

— На данный момент 74% жителей Украины действительно получают новости из соцсетей. И такие случаи, когда в Facebook блокируется контент, вызывают большое раздражение, потому что аккаунты, которые имеют по 200 тысяч подписчиков, в том числе, в Instagram, не могут, по сути, донести информацию, которой владеют. А это огромные аккаунты, которые параллельно еще и могут собирать деньги для ВСУ и продвигают многие нарративы из первых уст.

Facebook говорит, что у него свыше 15 тысяч человек в штате занимаются именно цифровой безопасностью. Из них половина занимается модерацией. И несмотря на то, что многие вначале упрекали Facebook в том, что, возможно, офис модерации украинского контента находится в Москве. Но официальная позиция такая, что этот офис находится в Варшаве. И они утверждают, что над украинским контентом работают носители языка. Но, к сожалению, есть случаи, когда действительно посты, которые мы пишем, соцсеть трактует как те, которые разжигают ненависть или могут влиять, например, в дальнейшем на эскалацию войны. Проблема до сих пор не решена.

Я думаю, что Meta боится пойти на какие-то радикальные меры, потому что правила сообщества едины для всей сети, для всей платформы и отдельно делать настройку для Украины Meta пока не готова. Тем более, что, скорее всего, они рассчитывают на то, что война пойдет на спад, и им не нужно будет прикладывать к этому дополнительные усилия.

В TikTok, насколько я знаю, блогеров банят намного сильнее. Это соцсеть, которая воспринимает свою платформу как развлекательную. Она вообще не приемлет, по сути, жестких видео обстрелов или каких-то там кровавых видео.

За последний год мы видим огромный прирост аудитории в Twitter, потому что он, по сути, такие посты не блокирует. Изначально эта соцсеть была настроена на политическую повестку. Там публиковались очень жесткие посты, еще со времен сирийской войны, израильско-палестинского конфликта 2014 года.

Многие пользователи сосетей “мигрируют” в Telegram именно из-за того, что, Facebook теряет этот контент. Но в разрезе всего межнационального сегмента, который пользуются платформой для Facebook Украина и Россия — это совсем небольшая численность людей. Поэтому в Meta готовы этим пренебречь и допустить отток.

— Когда войну называют войной — этой язык ненависти? Здесь уместен вопрос цензуры?

— Я думаю, что в Facebook есть стоп-слова. Судя по опыту последнего года, это слова, которые воспринимаются как такие, которые разжигают ненависть или создают угрозу какой-то определенной этнической группе или национальности. Также, Facebook никогда не отменяет угрозы по принципу сексуальной ориентации, вероисповедания и прочее. Сейчас украинцы со своим контентом попадают именно в разряд нарушения правил сообщества в контексте угроз какой-то определенной национальной группе. Все мы понимаем, кому — россиянам. А Facebook не хочет с этим мириться, потому что это те правила, которые были прописаны изначально. Они регулируют также там невозможность продвигать сексуальное насилие, насилие над животными, детьми. Достаточно много контента удаляется каждый день в Facebook. Все мы это понимаем. Просто сейчас контент, который нужен украинцам для того, чтобы мир видел, как выглядит наша война, к сожалению, тоже попадает правила сообщества.

— В условиях войны боты в соцсетях ведут свою деятельность по заказу спецслужб страны-агрессора. Они делают это для дискредитации политического руководства Украины, действуют в оправдание российской агрессии, навязывают кремлевские нарративы, распространеняют панические настроения и так далее. Но все это направлено на то, чтобы подавить волю населения к сопротивлению оккупантам. По мнению экспертов, сейчас таких ботов будет еще больше, ведь Россия проигрывает в войне. Так что оккупанты будут искать варианты и прилагать все усилия, чтобы ослабить или снизить поддержку Украины цивилизованным миром. Александр, а как боты влияют на новостной фон о войне, о преступлениях путинского режима против Украины в Facebook?

— Мы почти каждый день встречаемся с накруткой разных постов в Facebook, которая происходит посредством троллей и ботов. Больше всего, конечно, таким образом влияют на панические настроения украинцев. Разгоняют разные посты по поводу того, что мы не переживем энергетический кризис, что у России много ракет, что это никогда не закончится, все только будет хуже. Очень много постов на тему беженцев в Европе о том, как они страдают, или как от них страдают европейские страны, о том, что Украину не будут поддерживать долго и скоро закончится поддержка других стран.

Это все очень часто происходит на фоне бытовых фейков: какая-то определенная история в Facebook постится обычным аккаунтом, а на этот пост налетают тролли, которые начинают писать комментарии, рассказывать вымышленные истории, делать перепост. И когда публикация набирает охват, на него реагируют люди, которые, в принципе, не понимают, что это информационная кампания. Они начинают тоже в это втягиваться, начинают кидать это своим знакомым, близким и таким образом раскручивается какая-то проблема, которой на самом деле нет. Но и в дальнейшем очень многие медиа могут это подхватывать.

Субота: “Информационный пузырь” в соцсетях должен лопнуть

— Украинские блогеры снимают контент, который не дает возможность зарубежным зрителям забывать об Украине, о том, что здесь происходит. Возможно ли в будущем использовать этот видеоконтент в качестве доказательной базы, например, в суде?

— Есть хорошая тенденция касательно того, что украинский контент действительно набирает популярность. Мы знаем случаи, когда набирают популярность и украинские хиты — они поддерживают боевой дух.

Украинские русскоязычные блогеры сейчас переходят на украинский язык. И таким образом происходит популяризация всего украинского с помощью соцсетей.  

Аудитория социальных сетей не ограничивается, например, только одной страной или регионом. Она заключает в себе очень много жителей других стран и регионов. Есть возможность мгновенного распространения правды об Украине. То есть мы не выкладываем какие-то очень важные данные о событиях или объектах во время обстрела. Но уже после официального объявления информации можно распространять информацию о военных преступлениях России против Украины.

А насколько можно использовать этот контент? Когда мы говорим о каких-то юридических моментах, здесь уже вопрос сложнее. Информацию для начала нужно проверить через специальные проекты.

В основном, такие видео и фото являются инструментом для того, чтобы именно сейчас показывать и рассказывать международной аудитории, что происходит в Украине.

— Не кажется ли вам, что подобный контент смотрят люди, которые изначально расположены по отношению к Украине? Возможно ли, по вашему мнению, переубедить ту аудиторию, которая не настроена вообще воспринимать украинский контент?

В TikTok контент подбирается по не только популярности, а и по тому, что вы смотрели ранее в этой соцсети. Соответственно, здесь действительно будет проблема с тем, что те, кто смотрели российскую пропаганду и те, кто настроены, например, на поддержку идей России, алгоритмы будут дальше подбирать фейки. Чтобы переубедить такую аудиторию, нужна система, которая должна включать разные каналы, разные соцсети. Алгоритмы должны давать преимущество, например, правдивому контенту, чтобы побороть “информационный пузырь”.

— Как сейчас борются с ботами — проплаченными пользователями соцсетей?

— Это одна из проблем социальных сетей, которая пока никуда не девается. Точно так же, как продолжается распространение необъективной информации. Точно также российские пропагандисты используют ботов и другие инструменты, которые помогают охватывать большую аудиторию для того, чтобы поднимать как бы рейтинги своего контента. Это та же самая информационная война в конкретной социальной сети. Именно поэтому социальные сети вводят политику, которая должна бороться с этим. Но пока что ситуация с использованием ботов до сих пор продолжается.

Читайте также: У украинских художников происходит мощный всплеск, количество выставок растет по всему миру, — Вайсберг

Прямой эфир