Преступный экспресс России. Зерно. Расследование FREEДOM

Россия ищет возможности восполнить финансы, потерянные вследствие мировых ограничений после начала полномасштабной войны против Украины. Страна-агрессор торгует украинским зерном, которое было украдено ею на временно оккупированных территориях Украины. Журналисты-расследователи телеканала иновещания FREEДOM получили документы, которые описывают логистику “путешествий” по миру украденого у Украины зерна. Каким образом Россия организовывает свой преступный экспресс — далее в расследовании.

Житница мира

Украина — житница мира. Так о крупнейшем государстве Европы говорили ранее, описывая объемы поступающей по всему Земному шару сельхозпродукции.

До начала полномасштабной войны, по данным Европейской комиссии, Украина экспортировала примерно 10% от мирового рынка пшеницы, 15% — кукурузы и 13% — ячменя. Государство также является важнейшим игроком на рынке подсолнечного масла, ведь на украинский продукт приходится более 50% мирового рынка.

Крупнейшими импортерами украинской пшеницы являются Египет, Китай, Турция, Нигерия и Индонезия. Больше всего закупали украинскую кукурузу Нидерланды, Испания и Китай. Кстати, Китай также был крупнейшим покупателем ячменя из Украины.

Несложно прикинуть, какой принцип домино запустила Россия своим вторжением в Украину. Пути поставок закрываются, производство останавливается, инфляция растет, цены идут вверх и так далее.

По данным Международного валютного фонда, российская агрессия, а с ней пандемия COVID-19 и изменение климата, ведут мир к очередному кризису — массовому голоду и подорожанию продовольствия. Добавьте сюда также увеличение цен на энергоресурсы в результате шантажа России.

Воровство на 600 млн долларов

В июле Украина, Турция, Россия и ООН подписали соглашение, открывающие возможности для так называемого зернового коридора. По данным ООН, с начала действия коридора из Украины уже вышли 130 кораблей с почти 3 млн тонн зерна.

А что же в это время делает Россия? Ворует украинское зерно и обходными путями продает продовольствие в третьи страны.

Так, в апреле городской глава Мелитополя Запорожской области Иван Федоров опубликовали видео, на котором российские грузовики, некоторые с уже известной на весь мир меткой Z, везут зерно из города в сторону Крыма.

Грабители и сами не скрывали своего преступления. Российские пропагандисты с гордостью рассказывали, как на неподконтрольных украинских территориях происходит сбор зерна, которое вагонами вывозили из оккупированного Мелитополя.

Урожай собирали и на захваченной части Луганской области. В июне этого года, по словам местных оккупационных властей, в Россию было отправлено 650 тонн украинского зерна.

Российская Федерация вывезла из Украины зерновых и масличных культур уже более чем на 600 млн долларов. И воровство продолжается. Занимаются этим под покровительством высшего российского руководства четко определенные люди и агрофирмы.

Первичная логистика

В Запорожской области процесс воровства сельхозпродукции контролирует псевдопредприятие “Государственный зерновой оператор”. Его руководитель прямо признается, что они отжимают хозяйства украинских фермеров, захватывая поля, урожай, сельхозтехнику.

“Выявляем брошенный объект. Мы заходим, берем под охрану данное предприятие, проводим комплексную инвентаризацию”, – рассказывает гендиректор “ГЗО” Никита Бусел.

Бусел также утверждает, что “ГЗО” вдвое подняло закупочную стоимость на зерновые культуры и платит более 12-13 тыс. руб. (195-215 долл.) за тонну.

Но в этом российские оккупанты врут. Согласно документу, имеющемуся в распоряжении FREEДOM, “Государственный зерновой оператор” даже пшеницу высокого 2-го класса принимает не дороже 10 тыс. руб. (165 долл.) за тонну. И это при том, что в самой России минимальная цена, установленная Минсельхозом на пшеницу классом ниже, летом была почти 14 тыс. руб. (230 долл.), а с осени она составляет 16 тыс. руб. (265 долл.).

Зерно из оккупированных районов Запорожской и Херсонской областей свозится на региональные пункты приемки. Далее — следует в порты на Азовском и Черном морях. Этим занимаются четыре российских фирмы:

  • “ТД Фрегат” (Симферополь);
  • “Компания Апрель” (Краснодар);
  • “Хлебком” (Краснодар);
  • “Петрохлеб-Кубань” (Краснодар).

В Крыму украинское зерно, в основном, доставляют в Керчь и Севастополь. До аннексии полуострова Россией перевалкой продукции на северной стороне Севастопольской бухты занималось предприятие “Авлита”.

Именно из этого терминала с мая большие объемы зерна вывозят три российских судна (о них детальнее чуть позже):

  • “Матрос Позынич”;
  • “Матрос Кошка”;
  • “Михаил Ненашев”.

По нашей информации, только за 10 дней августа и только через таможенный пункт пропуска “Инкерманский” могло пройти 43 железнодорожных вагона с 3 тыс. тонн даров поля.

При этом скрыть настоящее происхождение украинского зерна стараются и продавцы, и покупатели. Вот один из договоров о сделке, в котором покупатель не указан, видимо, по чистой случайности. Однако в нем фигурирует брокерская компания из Турции MPM Gida.

Как указано на официальном сайте компании MPM Gida, она имеет налаженную цепочку поставок продовольствия из России, Украины, Молдовы, Румынии и ряда других стран для турецкого рынка. Основными ценностями декларирует надежность, профессионализм и… лояльность к своим клиентам.

Среди прочего, наши информаторы передали часть списка грузовиков, которые были задействованы в этом процессе. Это разрешение на пропуск через Джанкой в оккупированный Россией Крым.

К нам попал не весь список, но из имеющейся страницы можем понять, что грузовики вывозили как пшеницу, так и семечку. Также в документе указаны серии регистрационных номеров фур с кодами различных регионов Украины — от Тернопольской области (например, ВО 2439 ВК) до Киева (АА 2463 КС). Скорее всего, эти грузовики находились на территории, которую после 24 февраля оккупировала Россия, и были попросту украдены.

Преступная логистика

Итак. Как выглядит логистика вывоза украинского зерна на одном из примеров.

Этим занимаются стивидорные компании России, которые обычно выполняют функцию погрузки и разгрузки товара в портах. Из материковой временно неподконтрольной части Украины зерно автомобильным транспортом везут в Джанкой. Здесь товар загружают в вагоны, которые едут до Симферополя.

По месту прибытия зерно взвешивают, оформляют протоколы проверки продукции. Этим занимается подразделение российского государственного бюджетного учреждения “Всероссийский центр карантина растений” с офисом по адресу г. Симферополь, улица Оленчука, 52.

Дальше у украинского зерна, которое украла Россия, есть два пути.

Первый. Товар везут в порт города Керчь, а оттуда оно идет с украинского полуострова в российский порт “Кавказ”.

Второй путь — зерно из Симферополя отправляют в таможенный пункт “Инкерманский” по адресу г.Севастополь, ул. Приморская, 2г. Там происходит процесс оформления документов на количество вагонов и грузовиков с сельхозпродукцией. В терминале компании “АВАЛ” зерно смешивают, переоформляют документацию и наполняют им сухогрузы.

Судя по сайту компании “АВАЛ”, ее главный офис находится в Москве, а единственный филиал организации  — в Севастополе, и все по той же по улице Приморской.

Морские пираты

Чтобы вывозить украденное украинское зерно, Российская Федерация использует с десяток разных судов под разными флагами. Те, что поменьше, загружаются в порту оккупированного Бердянска. Крупные — как раз в Севастополе.

Наиболее частыми гостями в Крыму после полномасштабного вторжения РФ стали 4 сухогруза:

  • “Финикия” — ходит под сирийским флагом;
  • три — под триколором. “Матрос Позынич”, “Матрос Кошка” и “Михаил Ненашев”.

Это идентичные по своим техническим характеристикам балкеры. 170-метровые суда, способные перевозить до 30 тонн грузов. Это практически корабли-близнецы, даже спущенные на воду приблизительно в одно и то же время — в 2009 и 2010 годах.

Все три балкера принадлежат российской компании ООО “Крейн Марин Контрактор”. Это “дочка” российского судостроительного гиганта “Объединенная судостроительная корпорация”. “ОСК” находится под западными санкциями с 2014 года. А в апреле 2022 года Министерство финансов США ввело новые ограничения в отношении восьми членов совета директоров “ОСК” и 28 его дочерних предприятий.

Но что самое интересное — ООО “Крейн Марин Контрактор” в санкционном списке нет.  И поэтому их суда сейчас беспроблемно ходят по морям, заходят в порты разных стран мира, вывозя украинское зерно.

В качестве примера рассмотрим один сухогруз — “Михаил Ненашев”. Этот завсегдатай порта в Севастополе, судя по сервису “Марин Траффик”, двигался из турецкого порта “Искендерун” (одного из ближайших к Сирии) в порт “Кавказ” в Краснодарском крае РФ.

Но если присмотреться к маршруту сухогруза, отмеченного зелеными стрелками, ни в какие порты он не заходит. Балкер, вероятно, обогнул берега Кипра по Средиземному морю и пошел назад. Да и то, не обогнул, а просто телепортировался. Согласитесь, странно. А что если мы предположим, что на сухогрузе просто отключили радары, чтобы его было невозможно отследить?

Посмотрим на маршрут балкера уже в Черном море. Здесь сухогруз снова исчезает в никуда, и появляется из ниоткуда.

Притом, что между этими загадочными исчезновениями — 5-6 дней. Как раз столько, сколько нужно, чтобы зайти в порт, разгрузиться (ну или же загрузиться), пройти формальные проверки и снова двинуться в путь.

Через Сирию

У нас на руках есть документ под названием “Заявка на выдачу фитосанитарного сертификата”. Фитосанитарный сертификат — это документ, который свидетельствует о соблюдении всех требований касательно безопасности и отсутствии на продукции растительного происхождения разных вредителей, сорняков и болезней. Это необходимый документ для таможенного оформления многих товаров.

Эта заявка была направлена в Южное межрегиональное управление “Россельхознадзора”. Три из четырех офисов которого находятся в аннексированном Крыму: один — в Севастополе и два — в Симферополе.

Согласно этой заявке, некое ООО “Ника”, зарегистрированное в Ростовской области РФ, собиралось экспортировать 27 тонн пшеницы мелкого помола в порт “Латакия” в Сирии. Получатель груза — General Organization for Trade, Storage and Grain Processing, расположенная в Дамаске.

Это созданная в 2019 году Башаром Асадом — сирийским диктатором-президентом — государственная зерновая компания, которая должна отвечать за торговлю, хранение и переработку зерна. Согласно информации от информагентства Reuters, в 2019 году Сирия через эту компанию собиралась закупить 1,5 млн тонн пшеницы у России.

Как видим, прошло три года, ситуация сильно не изменилась. Сирия все так же покупает зерно у России. Хотя у России ли? В “Заявке на выдачу фитосанитарного сертификата” в пункте “Место происхождения груза” указано — Donetsk People’s Repablic (то есть “ДНР”). И то, слово REPABLIC написано с ошибкой.

Получается, что российская частная компания собирается продать сирийской государственной компании пшеницу, собранную якобы в так называемой “ДНР”.

В подтверждение этому еще один документ компании “АВАЛ”, точнее ее Севастопольского филиала. Так вот, в компании обратились к начальнику отдела Государственного фитосанитарного контроля Денису Бойко с просьбой перевыпустить сертификат на пшеницу. Как говорится в документе, в связи с “некорректным указанием страны происхождения как ДНР” просят перевыпустить сертификат с изменением места происхождения украинского зерна на “Российская Федерация”.

Как видим, уже не впервые сама Россия не относится к признанной ею же “ДНР” как к субъекту мировой экономики. Псевдогосударство якобы признают только на бумажках внутри России, которые за ее пределами ничего ни для кого не значат.

А теперь важно следить за датами. Первая заявка на фитосанитарный сертификат датирована 1 августа 2022 года. Письмо с просьбой переделать его — уже 3 августа. Следовательно, можем предположить, что из порта Севастополя сухогруз с украинским зерном вышел 5-6 августа. В среднем путь из Крыма в Сирию через Черное море, Босфор и Средиземное море занимает от 4 до 6 дней. Это уже 10-11 августа. А первая доступная нам за последний месяц дата, когда сухогруз “Михаил Ненашев” появляется на радарах сервиса “Марин Трафик”, как раз через 5-6 дней, на которые российские корабли загадочным образом исчезают с морских карт. 16 августа — в этот день балкер уже находится у южного побережья Кипра, направляясь в сторону Босфора. И если посмотреть по траектории, то движется он аккурат от побережья Сирии.

Остановить экспресс

Итак, еще раз напомним, что по данным Киевской школы экономики, только по состоянию на июль 2022 года Россия вывезла из Украины зерновых и масличных культур на 613 млн долларов, а общий ущерб в области сельского хозяйства Украины оценивается в более чем 27,5 млрд долларов.

Продажа Россией украинского зерна — это не так называемое благородство, как это пытаются показать пропагандисты Кремля. Нет, это грабеж, это воровство, это попытка заработать себе политические баллы, в то же время — получить неплохую прибыль и хоть как-то попытаться компенсировать финансовые потери от ограничений на энергоресурсы.

Зерно продают тайно, втихую, скрывая сухогрузы от системы слежения. И это в то время, как украинская власть всеми силами борется за открытие зерновых коридоров и стабильность в мировой системе продовольствия. Украина восстановит контроль над всеми территориями, которые оккупировала Россия, и вместе с этим вернет баланс в системе продовольствия мира.

Но и государства-партнеры Украины обязаны воспрепятствовать этому преступному экспрессу России, ведь вряд ли государство-террорист остановится по своей инициативе.

Прямой эфир