Ответ ГП “МПИУ” на письмо МКИП по запросу народных депутатов Украины

Государственное предприятие “МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПЛАТФОРМА ИНОВЕЩАНИЯ УКРАИНЫ (далее — ГП “МПИУ”, Предприятие) получило письмо Министерства культуры и информационной политики № 06/11/4412-24 от 16.05.2024 относительно письма Председателя Верховной Рады Украины 09.05.2024 № 11/10-2024/103248, которым был отправлен депутатский запрос. 31 мая 2024 года письмом №09/505-24 Предприятие предоставило запрашиваемую информацию. Публикуем текст ответа.

1. Проверить информацию о возможном сотрудничестве журналиста В. Панасюка с российской оккупационной администрацией и получении им диплома “Донецкой юридической академии”.

Доводим до сведения народных депутатов, что проверка приведенной выше информации относится к сфере компетенции правоохранительных органов Украины, а не ГП “МПИУ”.

Также обращаем внимание народных избранников, что в публичном комментарии ГП “МПИУ” от 22.03.2024 мы отмечали, что если В. Овчаренко еще с 2021 года, как он считает, владеет информацией о незаконной деятельности какого-либо гражданина Украины, он должен был обратиться с ней не только к общественности и медиа, но прежде всего к правоохранительным органам.

В то же время, можем сообщить, что Василий Анатольевич Панасюк работал специальным корреспондентом отдела информационного вещания ГП “МПИУ” с 22 февраля 2021 года по 20 мая 2024 года и уволился по собственному желанию.

За время работы в ГП “МПИУ” занимал проукраинскую позицию, в частности, представленную публично в его журналистских материалах в эфире телеканалов “Дім” и FREEДОМ. На время принятия на работу в 2021 году Панасюк предоставил ГП “МПИУ” информацию, подтвержденную соответствующими документами, о статусе внутренне перемещенного лица, документ о текущем обучении в высшем учебном заведении (Западноукраинский национальный университет) и отсутствии трудового стажа. Соответственно, ГП “МПИУ” не владело и не владеет информацией об обучении В. Панасюка в “Донбасской юридической академии” или получении им соответствующего диплома.

После публикации в апреле 2021 года В. Овчаренко критических постов в адрес В. Панасюка, Предприятие получило от последнего объяснения обстоятельств его обучения и другой деятельности во время проживания на временно оккупированной территории. В. Панасюк родился в Угледаре Донецкой области, в пять лет после смерти отца переехал с матерью в Донецк. В 2014 году В. Панасюк, которому в то время было 15 лет, жил в Донецке с матерью и учился в средней школе. После окончания школы, по совету матери, поступил в “Донбасскую юридическую академию”, которая по информации В. Панасюка, не является военным вузом, и в которой никакой присяги на верность “ДНР” он не приносил. В то же время, В. Панасюк сообщил, что планировал продолжать взрослую жизнь в свободной Украине. Еще во время пребывания в оккупированном Донецке, в 2018 году, он проводил опрос на улицах города об отношении жителей к оккупационным властям. Во время одного из таких опросов Панасюка задержали, и он месяц провел в заключении. После достижения совершеннолетия, как только у него появилась такая возможность, Василий Панасюк поступил в украинское высшее учебное заведение и переехал в свободную Украину. Также В.Панасюк отрицал сотрудничество с А.Шарием, но подтвердил, что в 2019-2020 гг. комментировал и лайкал его отдельные посты. Также в 2021 году Василий Панасюк опубликовал на собственной странице в социальной сети Facebook личное объяснение обстоятельств его жизни и деятельности на временно оккупированных территориях https://www.facebook.com/vasylpanasiuk14/videos/53974418369743

В дальнейшем, в период с апреля по июль 2021 года, В. Овчаренко опубликовал несколько критических постов и видео о Василии Панасюке, в одном из которых, в частности, заявлял о намерении обратиться в СБУ (https://www.youtube.com/watch?v =CzXy7E7Z5Gk) по поводу собственных подозрений по В. Панасюку. Также ГП “МПИУ” не известно, обращался ли В. Овчаренко в правоохранительные органы три года назад или нет, и, если да, то каким был результат этого обращения. С лета 2021 по март 2024 года в медийном пространстве В. Овчаренко к истории В. Панасюка не возвращался. Однако 18 марта 2024, без очевидных поводов, В. Овчаренко опубликовал пост о В. Панасюке, который фактически не содержал никакой новой информации, отличной от обнародованной им три года назад. Начиная с 18 марта текущего года, В. Овчаренко регулярно републикует ту же информацию о В. Панасюке на собственных страницах в социальных сетях, а также обнародует ее в комментариях разным украинским медиа. При этом в течение марта — мая 2024 года Овчаренко неоднократно заявлял о намерении обратиться в СБУ для проверки его подозрений. ГП “МПИУ” не известно, осуществил ли В. Овчаренко свои намерения.

Отдельно обращаем внимание народных депутатов, что неоднократно повторяемая В. Овчаренко информация о том, что ГП “МПИУ” якобы “обратилось в СБУ с жалобой на него”, не соответствует действительности. Еще 22 марта 2024 года ГП “МПИУ” обнародовало свой комментарий об обстоятельствах обращения предприятия в Службу безопасности Украины. В нем, в частности, говорилось, что обращение к СБУ касалось проверки факта информационной атаки на страницы государственных телеканалов “Дім” и FREEДОМ в социальных сетях по фейковым аккаунтам, для чего был использован пост В. Овчаренко, и не касалось его персонально. Рассмотрение обращения ГП “МПИУ” к СБУ предусматривает изучение и проверку всех обстоятельств и фактов, касающихся предмета обращения, в том числе обстоятельств жизни и деятельности В. Панасюка на временно оккупированных территориях.

Полностью с комментарием можно ознакомиться по ссылке: https://kanaldim.tv/komentar-dp-mpiu-shhodo-zvernennya-do-sluzhby-bezpeky-ukrayiny-pro-informaczijnu-ataku-na-pidpryyemstvo/

2. В случае подтверждения этой информации предоставить правовую оценку правомерности сотрудничества государственного телеканала с журналистом, который занимает антиукраинскую позицию и может быть причастен к коллаборационистской деятельности.

У ГП “МПИУ” отсутствуют подтверждения этой информации.

Также ГП “МПИУ” не владеет информацией о причинах и мотивах, по которым В. Овчаренко распространяет одну и ту же критическую информацию о В. Панасюке, и не обращается для ее проверки в правоохранительные органы. Но хотим напомнить народным избранникам, что только суд определяет виновность человека, и какие-либо недоказанные обвинения, в том числе в коллаборационизме, в адрес гражданина Украины, который подростком не по собственному желанию жил и учился на временно оккупированной территории, неприемлемы с точки зрения закона, да и с точки зрения единства общества, поддержки внутренне перемещенных лиц, а также украинцев, которые до сих пор находятся на временно оккупированных территориях.

Отдельно хотим обратить внимание на тот факт, что 22 марта 2024 года, после постов Овчаренко о якобы поданном на него заявлении в СБУ, информация о Панасюке, в том числе его личные данные, тайна которых находится под защитой закона, были внесены в базу сайта “Миротворец”. Это, в свою очередь, привело к появлению ряда манипулятивных комментариев о том, что государственное предприятие якобы “трудоустроило человека, фигурирующего в базе “Миротворца”.

3. Проинформировать народных депутатов Украины о критериях кадровой политики, которыми руководствуется руководство государственного телеканала FREEДОМ при трудоустройстве журналистов.

При приеме работников на работу ГП “МПИУ” руководствуется действующим законодательством Украины, регулирующим сферу трудовых отношений, и Уставом Предприятия.

4. Предоставить официальную информацию об эффективности использования бюджетных средств, выделенных на финансирование телеканала FREEДОМ, а также проинформировать о зрительской аудитории телеканала, рейтингах, доле телеканала и других качественных показателях его деятельности.

10 марта 2022 года государственное предприятие “Мультимедийная платформа иновещания Украины” совместно с ведущими украинскими медиагруппами начало производство и трансляцию информационного проекта FREEДOM на русском языке (прямая трансляция в эфире телеканала иновещания UATV, который изменил логотип на FREEДОМ в августе 2024 года, и на YouTube-каналах ГП “МПИУ” и партнеров) с целью доносить правду о войне России против Украины до более чем 280-миллионной русскоязычной аудитории за рубежом, противодействовать антиукраинским нарративам российской пропаганды.

С марта 2022 по май 2024 в эфир телеканала FREEДОМ вышло более 12 тыс. часов премьерного контента, несколько десятков премьерных проектов собственного производства ГП “МПИУ” и партнеров. Подробная информация о контенте телеканала FREEДОМ доступна в годовых отчетах ГП “МПИУ”, опубликованных на официальном веб-портале вещателя.

После начала полномасштабного вторжения ГП “МПИУ” получило высокий запрос от провайдеров из разных стран на украинский телеканал именно на русском языке, который оперативно доносил бы правдивую информацию о ситуации в Украине и который можно было бы противопоставить российской пропаганде. В 2022 году количество спутников, через которые вещает телеканал FREEДОМ, выросло с двух до шести. Провайдеры четырех спутников включили FREEДОМ бесплатно, чтобы поддержать Украину. Также, в течение 2022-2024 годов, существенно выросло присутствие канала в национальных кабельных, DTH-, IPTV сетях разных стран и на международных ОТТ-платформах.

По состоянию на май 2024 года телеканал украинского иновещания FREEДOM присутствует на 6 спутниках (4 бесплатно), покрывающих всю Европу (в т.ч. европейскую часть РФ), часть Азии и Северной Африки, в сетях более 700 национальных кабельных, DTH, IPTV операторов 44 стран мира (все страны Европы, а также США, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Монголия, Индонезия, Израиль, ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет, Канада и др.), 20 из этих стран добавились после полномасштабного вторжения РФ, на 12 международных ОТТ-платформах. В диджитал, в частности на YouTube-каналах ГП “МПИУ” и партнеров, контент под брендом FREEДОМ и трансляция информационного марафона наживо доступны по всему миру.

Целевая аудитория FREEДОМ — русскоязычные зрители за рубежом, в первую очередь в странах, где большинство населения знают русский язык, а не только жители страны-агрессора. Даже данные диджитал-просмотра показывают стабильный интерес к каналу в странах Балтии, Молдове, Грузии, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Беларуси, Кыргызстане, а также в странах Европы, в Израиле, в Турции, в которых есть русскоязычные диаспоры. К примеру, в октябре 2023 года, после террористической атаки ХАМАС, в топ-стран по YouTube-просмотрам вошел Израиль, в марте-апреле 2024 года, на волне ксенофобии россиян к трудовым мигрантам, высокие просмотры зафиксированы в Таджикистане.

Отдельно отмечаем, что в коммуникации с аудиторией жителей страны-агрессора телеканал FREEДОМ применяет сегментированный подход. К примеру, телеканал системно поддерживает инициативы ГУР “Хочу жить” и, по информации ГУР МО, стал одним из десяти главных инструментов коммуникации этого проекта. FREEДOM на постоянной основе проводит информационную кампанию “Знаешь — скажи!“, цель которой — мотивировать жителей России противодействовать принудительной депортации украинских детей и способствовать их возвращению в Украину.

Также FREEДOM на постоянной основе обращается к аудитории колонизированных коренных народов РФ. В эфире телеканала выходит линейка проектов (“Народ”, “Деколонизация”, “Сокровища нации”, “Новости свободных народов”), которые освещают темы деколонизации РФ, возрождения национальной памяти коренных народов, рассказывают о том, как Россия веками создавала миф о величии своей истории и культуры, грабив порабощенные народы и уничтожая их идентичность, продвигают идеи борьбы за свободу и независимость от Москвы. Эти проекты получают высокий зрительский интерес среди зрителей национальных автономий РФ, особенно на Кавказе и в странах-соседях России: Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Монголия. В топ-городов по YouTube-просмотрам этих проектов стабильно входят Грозный, Махачкала, Уфа. В конце 2023 года ГП “МПИУ” запустило русскоязычный YouTube-канал “FREEДОМ.Кавказ”, цель которого — способствовать освобождению народов Кавказа из-под власти Кремля.

Относительно показателей просмотра телеканала FREEДOM (доля и рейтинг), сообщаем народным депутатам, что телеканалы ГП “МПИУ” ориентируются на вещание за рубежом и не присутствуют в пиплметрической панели компании “Нильсен”. Таким образом, утверждение авторов запроса о якобы “невысоком количестве просмотров канала в кабельных сетях” не соответствует действительности, поскольку такие измерения не производятся. Измерение просмотра каналов ГП “МПИУ” за границей не проводится в течение всего периода работы предприятия (от создания в 2016 году) из-за высокой стоимости таких исследований, расходы на которые не предусмотрены бюджетом Предприятия. В то же время, по нашему мнению, показатели развития сети международной дистрибуции эфирного телеканала FREEДOM свидетельствуют о высоком спросе среди целевой аудитории.

Следовательно, при анализе количественных и качественных показателей просмотров и запросов зрительской аудитории медиабрендов украинского иновещания, в том числе телеканала FREEДOM, ГП “МПИУ” ориентируется на показатели в диджитал, потому что инструменты их анализа либо бесплатные, либо относительно недорогие и могут дать понимание просмотров контента телеканала по разным параметрам. Предприятие пользуется аналитическими инструментами самих диджитал-платформ, а также авторитетными независимыми инструментами, в частности Google Analytic, YouTube Studio, Meta Business Suite, аналитическими данными Sab.Box (Genesis) и т.д. О чем ГП “МПИУ” уже неоднократно информировало медиа и общественность, а также народных депутатов, в частности на заседаниях профильного комитета Верховной Рады Украины. Для общего понимания, согласно этим данным, более 90% просмотров YouTube-каналов ГП “МПИУ” FREEДOM и FREEДОМ.LIVE происходят из-за границы, соответственно, можем предположить, что просмотр телеканала через спутник и в сетях разных провайдеров за границей этот процент увеличивает.

Итак, предоставляем ключевые показатели просмотра контента под брендом FREEДOM в диджитал. За период с 10.03.2022 г. по 30.04.2024 г. общее количество просмотров контента под брендом FREEДOM на различных диджитал-площадках ГП “МПИУ” (YouTube, Facebook, Telegram, X, TikTok) и на площадках партнеров достигло 10,5 млрд.

Показатели базовых диджитал-площадок телеканала FREEДOM YouTube-канал FREEДOM, на котором аккумулирован весь контент телеканала, и YouTube-канал FREEДОМ.LIVE, предлагающий аналитические материалы, интервью, документальные и публицистические программы, авторские проекты, вместе составляют свыше 2 млн человек подписчиков и более 1,3 млрд просмотров. Даже в условиях, когда по сравнению с первыми месяцами полномасштабного вторжения органический интерес иностранной аудитории и медиа к событиям в Украине снизился, FREEДOM сохраняет высокие просмотры и динамику прироста подписчиков. За неполные 5 месяцев 2024 прирост подписчиков составляет 285 тыс.; просмотров — 225 млн. Более 90% просмотров обоих YouTube-каналов из-за рубежа, в топ-стран — Россия, Казахстан, Беларусь, Германия, Узбекистан, городов — Москва, Санкт-Петербург, Ташкент, Екатеринбург, Краснодар.

За более чем два года видео YouTube-каналов FREEДОМ и FREEДОМ.LIVE десятки раз попадало в тренды YouTube России, Беларуси, Казахстана, Литвы, Эстонии и т.д. В 2023 году количество подписчиков YouTube-канала FREEДОМ превысило 1 миллион. Он стал первым и остается пока единственным из YouTube-каналов украинских государственных и общественных вещателей, получивших “золотую кнопку”. Среди тем, представляющих наибольший интерес русскоязычной аудитории за рубежом, — заявления и обращения Президента Украины Владимира Зеленского и события с его участием; материалы, касающиеся международных событий и поддержки Украины миром; правда о потерях российской армии в Украине и информация о том, как россияне могут избежать мобилизации; новости о положении дел на фронте; освещение рейдов РДК и ЛСР в Белгородской области РФ, удачных атак украинцев по объектам военной инфраструктуры РФ, в том числе ударов по НПЗ и по военным объектам во временно оккупированном Крыму; информация о последствиях ракетных обстрелов россиянами мирного населения; оценка войны простыми украинцами. К примеру, одним из самых популярных видео на YouTube-каналах FREEДОМ и FREEДОМ.LIVE стало эмоциональное высказывание ветерана Второй мировой о войне, которую Россия развязала против Украины — Путина надо повесить и кончить. Это геноцид, в общем на двух каналах зрители посмотрели его более 8,9 млн раз, свыше 90% просмотров — из-за рубежа.

Таким образом, утверждение народных депутатов, авторов запроса, о том, что “количество просмотров телепередач FREEДОМ в YouTube остается невысоким”, не соответствует действительности и вызывает, по меньшей мере, удивление. Надеемся, оно не было сознательной манипуляцией, а явилось следствием их неосведомленности. Учитывая совершенно разные задачи, размер штата, возможность привлекать грантовую помощь (которой ГП “МПИУ” фактически лишено), разные целевые аудитории, понимаем некорректность сравнения показателей базового YouTube-канала FREEДОМ и YouTube-канала “Суспільне. Новини“, и все же, учитывая общую техническую характеристику — финансирование за счет государственного бюджета Украины, считаем возможным, как метрику для сравнения, предоставить народным избранникам информацию, что количество подписчиков базовой YouTube-площадки общественного вещателя за более 10 лет работы (основан 14 мая 2014 года) составляет 748 тыс., количество просмотров — 420 млн.

О важности и эффективности работы канала FREEДOM неоднократно говорили зрители канала, эксперты и международные партнеры. В частности, об этом говорилось на встрече полномочных представителей стран “Большой семерки” (G7) с представителями украинского государственного иновещания, ключевых отечественных телеканалов и медиагрупп, которые создают и транслируют марафоны “Єдині новини” и FREEДOМ. С другой стороны, смотрящие FREEДOМ жители РФ вызывают пристальное внимание карательных органов страны-агрессора.

Спутниковое вещание, диджитал-площадки и IT-инфраструктура украинского иновещания неоднократно подвергались мощным хакерским атакам, что также свидетельствует об эффективности работы вещателя.

Также обращаем внимание народных избранников, что вся вышеприведенная и другая информация о работе телеканала FREEДOM есть в открытом доступе и регулярно публикуется на официальном веб-портале вещателя.

5. Насколько целесообразным в условиях полномасштабного вторжения и жестокой войны РФ против Украины является финансирование телеканала, вещающего на языке страны-агрессора?

Учитывая приведенную выше информацию о просмотрах телеканала в диджитал и развитии международной сети покрытия через спутник, кабель, ОТТ и IPTV-сервисы, можем отметить, что за время в эфире FREEДOM стал ключевым украиноцентрическим телеканалом, ориентированным на иностранную русскоязычную аудиторию.

В условиях, когда, с одной стороны, Россия постоянно укрепляет и видоизменяет антиукраинскую пропаганду, запускает масштабные кампании по дискредитации нашей страны и подрыву единства наших союзников, а, с другой, — мир уже отошел от шока полномасштабного вторжения и фиксируется снижение медийного внимания к событиям в Украине, государство обязано усиливать свою медийную субъектность и иметь собственный голос в мировом информационном поле, в том числе и на языке страны-агрессора. Кроме того, что русскоязычная аудитория в мире достаточно велика, она особенно чувствительна к событиям в Украине и уязвима к русской пропаганде и мифам об Украине, которые российские империи распространяли столетиями. Мы уже неоднократно удостоверялись, что самые либеральные российские медиа, а иногда и медиа демократических стран, когда речь идет об Украине, часто остаются в требующей противодействия парадигме имперского мышления.

По мнению ГП “МПИУ”, народным избранникам следует осознавать, что в международном медиапространстве Украина находится не в той ситуации, когда может полагаться только на органический интерес различных иностранных аудиторий к нам, и должна системно работать на этом поле с помощью всех возможных инструментов, в том числе инструментов украинского государственного иновещания. Бесспорно, для Украины важно, чтобы ее голос звучал в мире на разных языках, поэтому в ГП “МПИУ” есть площадки на украинском, английском, испанском, арабском, и Предприятие работает над расширением языковой линейки своих медиабрендов. Но Украина также не должна терять коммуникацию со странами, в которых большинство населения знают русский язык, которые имеют общие границы с РФ, а иногда и с Украиной. Имеем в виду страны Центральной Азии, Кавказа, Балтии, Молдову, Беларусь, которые часто уязвимы для влияния “русского мира”.

6. Какую цель ставит перед собой Правительство Украины, сохраняя русскоязычный телеканал и не меняя стратегию его деятельности?

Утверждение авторов запроса о том, что “русскоязычный телеканал украинского иновещания работает без изменения стратегии деятельности”, не соответствует действительности. Такое утверждение является следствием недостаточной осведомленности народных избранников о деятельности ГП “МПИУ” и его отдельных подразделений в частности, или манипуляцией. В любом случае предоставляем справочную информацию о генезе вещания на русском языке на площадках ГП “МПИУ”.

С самого начала создания телеканала UATV в 2015 году русский язык был в его эфире. Для общего понимания, в 2015-2019 годах, кроме русского, UATV на протяжении суток вещал на украинском, английском, арабском и крымскотатарском языках как за границу, так и на временно оккупированные территории. В эфире были представлены преимущественно документальные проекты об истории, культуре, обычаях, выдающихся личностях, географии, достопримечательностях Украины, а также новости. У ГП “МПИУ” нет данных об эффективности эфирного вещания такой модели телеканала на многих языках, поскольку, как указано выше, измерение телевизионных рейтингов каналов иновещания за рубежом не проводилось и не проводится. Мы можем предоставить только показатели YouTube-каналов, которые были запущены только с 2017 года. За период до конца 2019 года количество просмотров и подписчиков площадок UATV составило: UATV.Русский (в 2020 г. перезапустился как “Дом”, в 2022 г. — как FREEДОМ.LIVE) — 87,1 тыс. подписчиков, 35,1 млн просмотров; UATV.Украинский (с 2022 года FREEДОМ) — 16,2 тыс. подписчиков, 4,5 млн просмотров; UATV.English — 15,7 тыс. подписчиков, 4,7 млн просмотров; UATV.Arabic — 38,1 тыс. подписчиков, 4,5 млн просмотров; UATV.Qırımtatarca — 581 человек подписчиков, 58 тыс. просмотров.

В то же время, в 2019 году на то время генеральный директор ГП “МПИУ” Людмила Березовская, которая возглавляла Предприятие с момента его создания, детально обосновывала потребность в 100-процентно русскоязычном телеканале необходимостью противодействия российской пропаганде и выражала надежду, что Верховная Рада нового созыва (тогда проходила избирательная кампания в нынешний состав парламента) внесет нужные изменения в закон и создаст два телеканала. В марте 2020 года ГП “МПИУ” запустило русскоязычный телеканал “Дом”, ориентированный на коммуникацию с жителями временно оккупированных территорий. С начала полномасштабного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года телеканал “Дім” вещает на украинском языке. В сентябре 2022 года на телеканале “Дім” стартовала обновленная сетка вещания на украинском языке, ориентированная на украинских беженцев за границей и внутри перемещенных лиц (с марта по 12 сентября 2022 года “Дім” ретранслировал марафон “Єдині новини”). ГП “МПИУ” активно развивает сеть международной дистрибуции канала: с начала 2024 года “Дім” начал трансляцию на одном из крупнейших спутников HotBird13G (также продолжает трансляцию на спутнике Astra), стал доступным в сетях национальных кабельных операторов, национальных и национальных провайдеров, благодаря чему доступен во всех странах Европы, в США, Индонезии, Бангладеш, Израиле, ОАЭ, Египте, Саудовской Аравии и т.д.

Несмотря на то, что в запросе народных депутатов речь не идет о телеканале “Дім”, ГП “МПИУ” предоставляет эту информацию и обращает на нее особое внимание, поскольку среди авторов запроса есть народные избранники, которые постоянно и систематически обнародуют в публичном пространстве (СМИ, социальные сети, публичные выступления и т.д.) информацию о телеканале “Дім”, которая не соответствует действительности. В частности, позиционируют телеканал как русскоязычный, перекручивают его название, допускают эмоционально окрашенные высказывания, а кое-где и обсценную лексику, например, употребляют лексемы “уроды”, “сволочи”, “подонки” и т.д. по отношению к коллективу Предприятия. К сожалению, подобная практика ошибочных утверждений, ложных предположений, искаженных фактов и безосновательных обвинений часто применяется и в отношении других площадок иновещания, в частности телеканала FREEДOM, диджитал-платформы The Gaze, отдельных проектов или лиц. ГП “МПИУ” никоим образом не подвергает сомнению право народных избранников таким эмоциональным способом реализовывать свое право на свободу взглядов или вести политическую борьбу. И все же просим понять, что таким образом они обесценивают не только работу коллектива ГП “МПИУ”, но и идею института украинского иновещания как инструмента защиты информационного суверенитета Украинского государства и продвижения украинских нарративов в международное медиапространство.

Что касается телеканала UATV, то после внесения изменений в Закон “О системе иновещания Украины” и отмены требования о 50% вещания на английском языке за границу на русском, в его эфире были представлены культурологические и развлекательные проекты, новости, кинопоказ. С 2021 года в эфире UATV на русском ГП “МПИУ” начало усиливать новостное, информационно-аналитическое и публицистическое направления, авторские проекты, ориентированные на противодействие российской пропаганде. С началом полномасштабного вторжения телеканал начал трансляцию информационного марафона FREEДOM, в августе 2022 года сменил логотип с UATV на FREEДOM.

Телеканал FREEДOM, как и остальные площадки ГП “МПИУ”, открыт к изменениям и трансформациям. В первые дни полномасштабного вторжения решение запустить информационный марафон на русском языке было вызвано необходимостью максимально оперативно сообщать правду о войне России против Украины, развенчивать ложь российской пропаганды, к которой русскоязычная аудитория особенно уязвима. Также существовало мнение, что нужно максимально массово обращаться к населению России с тем, чтобы побуждать россиян к противодействию войне. Довольно быстро стало ясно, что мысль о том, что россияне массово не поддерживают войну, — это иллюзия.

После первых месяцев вещания FREEДOM, преимущественно в формате информационного марафона с ориентацией именно на население страны-агрессора, ГП “МПИУ” усилило программное наполнение канала линейками аналитических, документальных, публицистических проектов собственного производства и производства ведущих медиагрупп 1+1 media, Starlight Media, Inter Media Group. В эфире FREEДOM вышел ряд премьер, которые держат в фокусе события и явления, способствующие трансформационным процессам в России; усилилось внимание к украинским пунктам международной повестки дня, прочности международной коалиции в поддержку Украины и противодействия российским нарративам, нацеленным на русскоязычные аудитории разных стран. В настоящее время стратегия развития телеканала FREEДOM предусматривает максимальное внимание к освещению ключевых событий в Украине и мире, учитывая их влияние на мировой политический, экономический и социальный ландшафт.

7. Каковы результаты деятельности и влияния телеканала на аудиторию, и на какую именно аудиторию рассчитано вещание телеканала FREEДOM?

Ответ по существу представлен в п.4.

Уважаемые народные депутаты, отдельно хотим обратить Ваше внимание на недопустимую, на наш взгляд, обесценивательно-разоблачительную стилистику поданного Вами запроса, использование фактов вне контекста, обвинительные, стилистически маркированные фразы, не соответствующие действительности утверждения. ГП “МПИУ” всегда открыто к конструктивной критике и привержено принципам открытого диалога. Статус государственного предприятия возлагает на нас значительную ответственность относительно соблюдения стандартов, прозрачности деятельности, подотчетности и подконтрольности как институтам гражданского общества, так и соответствующим органам государственного контроля. Однако просим избегать сознательного обесценивания результатов деятельности украинского государственного иновещания, в частности телеканала FREEДOM, намеренно преуменьшая важность, эффективность или успешность его деятельности.

Прямой эфир