Мир устал от Путина. Интервью с заместителем председателя комитета по вопросам внешней политики Верховной Рады

Фото Facebook Марины Бардиной

Марина Бардина, зампредседателя комитета Верховной Рады по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества, ответила на вопросы канала украинского иновещания UA. Беседует редактор иновещания Алексей Мацука.

Что означает такая интенсивность сегодня визитов в столицу Украины, в Киев иностранных делегаций, премьер-министров, министров иностранных дел, всевозможных миссий и прочее-прочее. Что это значит для нашего региона Восточной Европы?

– Сегодня действительно невероятно сильная поддержка международниками позиции Украины относительно и России, и нашего международного будущего. Мы знаем, что именно сейчас поддержка украинцев по присоединению к Европейскому Союзу и НАТО, она высока, как никогда. И на самом деле, для нас очень важно, что это закреплено и в нашем ключевом, основном документе страны, в нашей Конституции. То, что сегодня существуют риски эскалации российской агрессии, это и есть причиной приезда очень многих дипломатов в Украину. И мы видим высокий уровень этих визитов. Буквально час назад наш комитет по международному сотрудничеству закончил встречу с коллегами из Европейского парламента. На прошлой неделе мы встречались с коллегами из Конгресса, из Соединенных Штатов Америки. Были встречи и с депутатами из Британии. Ряд разнообразных встреч, на которых мы обсуждаем возможность поддержки Украины в противостоянии с Российской Федерацией.

Конечно же, мы хотим достичь мира на востоке Украины мирным путем, путем дипломатических переговоров. Но мы также понимаем, что санкционная политика, как персональные санкции, так и политика в отношении военной помощи Украине, она очень важна, и она усиливает наши позиции по предотвращению возможного конфликта, возможной эскалации со стороны России. И очень важно в ключе, в котором я начала относительно НАТО, что наши международные партнеры, они не отказываются от принципа “открытых дверей” НАТО для новых членов. Потому что Россия давит на наших международных партнеров именно с такими требованиями, отказать Украине в присоединении к НАТО. Но, к счастью, мы видим последовательность позиций наших международных партнеров, и понимаем, что эта поддержка на очень высоком уровне сегодня. И, мне кажется, что мир действительно устал от вот такого политического давления со стороны президента Российской Федерации, и дает четкий и громкий сигнал остановится.

– Не на пустом месте вся эта история возникла насчет и России, и, кстати, западной поддержки в том виде, в котором она сегодня есть для Украины. В прошлом году была принята Стратегия внешней политики Украины, комплексный документ, в котором описаны как раз те страны, о которых Вы сейчас упоминали, и Франция, и Британия, и США, и Канада, как приоритетные для сотрудничества партнеры Украины ввиду как раз всех предыдущих восьми лет внешней агрессии  Российской Федерации. И я, наблюдая за ситуацией с украинской дипломатией и с развитием внешнеполитического направления нашей страны, могу сделать вывод, что сегодня у Украины есть четкий внешний вектор действия. И в связи с этим у меня к вам вопрос. Может ли этот внешний вектор подвергнуться какой-либо модификации, либо изменению дизайна, скажем так, изменению дизайна направления Украины в те организации, которые указаны у нас, кстати, в Конституции. Например, Североатлантический альянс. После так называемых требований Российской Федерации в случае, если эти требования будут не просто услышаны и оценены теми странами, которые в нашей доктрине внешней политики указаны, как партнерские, и восприняты, как руководство к действию? Что будет с нашей внешней политикой в таком случае?

– Мы суверенное независимое государство, и сами можем и должны определять нашу внешнюю политику. И, к счастью, она определена, она закреплена в Конституции. Это движение к полноценному членству в НАТО и Европейском Союзе. И что важно, украинцы, больше 60% украинцев поддерживают интеграцию в НАТО. И больше 70% украинцев поддерживают интеграцию в Европейский Союз. Это тот вектор внешней политики по которому будет развиваться Украина и дальше. Мы же видим экономики, мы видим, как живут страны, мы видим, как работает демократия в странах, которые непосредственно есть членами ЕС и НАТО. И мы хотим для Украины такого будущего. Мы работаем над реформами, потому что понимаем, что это залог нашего успеха, залог наших партнерских отношений, и залог нашего будущего.

Поэтому я не вижу вообще возможностей изменять как-либо внешний вектор развития украинской политики, и хочу сказать еще раз, что в этот момент, когда Российская Федерация продолжает давление на наших международных партнеров с тем, чтобы они отказались от идеи членства Украины в НАТО наши международные партнеры: Соединенные Штаты Америки, НАТО, выступают и с публичными заявлениями о том, что Украина сама будет определять, в каких альянсах ей участвовать, или нет. Первое. А второе: они подтверждают принцип “открытых дверей” для новых членов в НАТО. Поэтому мы движемся по намеченному внешнеполитическому вектору, и президент Зеленский всячески и постоянно заявляет о том, что мы ведем переговоры с нашими коллегами о членстве в НАТО и в Европейском Союзе. Мы идем принципиально путем исполнения определенных наших обязательств. У нас есть соглашение об Ассоциации с Европейским Союзом. Мы надежные партнеры для наших международных коллег. Поэтому я не вижу ничего, что бы изменило внешнюю политику. 

А давление Российской Федерации – это действительно давление на весь мир, и это противостояние нашим союзникам и по НАТО блоку. Но я не вижу никаких перспектив у этого давления. И вот обострение ситуации сейчас в который раз действительно доказало, что мир поддерживает Украину, поддерживает демократию в нашей стране, и, я надеюсь, в скором времени получение плана действий по членству в НАТО.

Это, кстати, прояснится во время будущего саммита НАТО уже в этом году, который должен состояться в Мадриде. И посмотрим, в каком виде будет там представлена делегация Украины, в каком формате Альянс пригласит нас для участия туда. Но у меня в связи с этим вопрос еще есть к вам насчет ситуации с Минскими соглашениями. Мы слышим часто, что этот пункт выставляется тоже, как одно из требований, чтобы о “Минске” говорилось в повестке украинской, что “Минск” нужно выполнять, “Минские соглашения” обязательны и так далее. Об этом говорят и американцы, об этом говорят и в НАТО. Где границы требований к исполнению “Минского блока соглашений” в Украине, если это также вопрос нашего суверенитета?

– Мы на встречах с нашими коллегами депутатами из разных стран говорим о том, что Украина идет путем выполнения “Минска”. И мы сделали очень конкретные шаги. Но есть вопрос с пунктами безопасности и политическими пунктами в Минских договоренностях. И наша позиция, она заключается в том, что только достигнув безопасности полноценной на территориях, которые оккупированы на данный момент, мы можем переходить к политической части. Потому что никакие выборы не могут происходить на территориях, пока там не будут в безопасном режиме жить люди. Почему у нас на территории Украины уже был Российской Федерацией проведен так называемый референдум по вопросам Крыма? Это же люди под страхом военных Российской Федерации, под дулом автомата, как я это называю, они каким-то образом там голосовали и принимали решение. Но это же абсолютная фикция и манипуляция этот референдум.

Поэтому мы понимаем, что только когда территории будут освобождены от представителей Российской Федерации, от представителей так называемых “ЛНР-ДНР”, только тогда мы будем понимать, что Украина может контролировать эти территории и согласно с украинским законодательством там могут проходить выборы. Мы должны понимать, что все международные организации могут наблюдать за этими выборами, украинские партии могут принимать в них участие. И только тогда это вообще возможно. То есть мы поддерживаем выполнение Минских соглашений, но часть по безопасности, она должна все-таки быть первой. И только потом можно будет говорить об исполнении политической части Минских соглашений. 

Вы читали, наверняка, три пункта на сайте Министерства иностранных дел России, где они требуют остановить расширение НАТО на восток, вывести все вооружение из стран бывшего Варшавского договора, которое там появилась после вступления этих стран уже в Североатлантический альянс. И, в целом, не допустить вступления в НАТО Украины и Грузии. Но, похоже, что у Украины как раз повестка более глубокая, и опирающаяся, в первую очередь, на внутреннюю жизнь, и опирающаяся на ту модель, которую мы здесь вместе с вами строим в Украине. То есть классическую демократическую модель. А когда мы говорим с авторитарным режимом такого плана, как Владимир Путин, где общество выключено из процесса принятия решений и не имеет возможности влиять на высшее военно-политическое руководство страны, то здесь у нас в Киеве как раз общество и формирует повестку военно-политического руководства Украины. Я думаю, Вы согласитесь с этим выводом в любом случае. Но, может быть, у вас есть что-то возразить этому комментарию?

– Я, на самом деле, анализируя международную политику, не вижу никаких угроз со стороны НАТО для развития международного сообщества. Но в противовес этому мы видим агрессию Российской Федерации. И она началась не в момент, когда Украина активно говорила о членстве в НАТО. То есть не это было причиной аннексии Крыма, не это было причиной оккупации территорий на востоке Украины. Поэтому нужно смотреть на факты, и видеть, что Россия страна-оккупант. В то время, как НАТО все-таки отстаивает такие принципы и ценности мира, и защищает такую международную адженду от проявлений агрессии. И мы сегодня видим то же поведение НАТО, которое встает на защиту Украины, на защиту нашего суверенитета, на защиту наших территорий. Вопреки этому Россия требует от НАТО отказаться от обещанных Украине, или Грузии, или Молдове каких-то вопросов по сотрудничеству.

– Более того, НАТО – это, скорее, политический блок, нежели военный или оборонный. И в 2008 году на Бухарестском саммите, когда давали обещание, вернее, такое видение того, что Украина и Грузия вступят в НАТО в долгосрочной перспективе, как раз речь шла, скорее, о политическом блоке, чем о военном, где в общем-то речь как раз и идет об усовершенствовании механизмов управления обществом и соответствует тем индикаторам, которые помогают обычным людям, обычным гражданам жить лучше. Марина, спасибо!

Прямой эфир