Истребители F-16 для Украины: когда их могут передать — в разборе Алексея Мацуки

Алексей Мацука. Фото: uatv.ua

По поводу американских истребителей F-16 сейчас и дискуссии, и споры, и недопонимание. Украина хотела бы их получить — они в оружейном запросе Киева. Запад пока не готов к такому решению, но, возможно, это пока?

Кроме того, дело ведь не в конкретном типе самолета, есть и другие. Так кто и когда сможет дать Украине авиацию? Способно ли это изменить ситуацию на фронте? Что на самом деле имел в виду Байден? И правда ли (об этом писали), украинские пилоты уже сейчас проходят обучение в США? Об этом — в авторской рубрике шеф-редактора телеканала FREEДОМ Алексея Мацуки.

Оружейный запрос

Киев — в ожидании, Запад — пока осторожен. Вокруг того, дадут ли Украине F-16 — интрига. С одной стороны, успех с танками вдохновил на переговоры о самолетах. Сразу же после “Рамштайна” в Киеве заговорили, что вслед за “Леопардами” и “Абрамсами” нужно и решение по авиации. Причем уже в феврале, на следующей встрече “группы поддержки”. Главный дипломат, Дмитрий Кулеба, намекнул, что “над вопросом начали работать” и даже опубликовал переписку со своим европейским коллегой.

— Теперь F16?

— Да.

— Беру в работу, друг.

Это я только что получил вопрос от одного европейского коллеги. И ответил ему. Он знает, что делать. 

В том, что процесс переговоров запущен — уверяет и авторитетное издание Politico.

“Беседы с более чем полдюжиной западных военных чиновников и дипломатов подтверждают, что внутренние дебаты о поставках Украине реактивных истребителей уже ведутся; подталкивают их украинские официальные лица при поддержке воинственно настроенных стран Балтии”, — из публикации Politico.

Казалось бы, все может быть по “сценарию с Абрамсами”. Запад долго думал, долго говорил “нет” или “посмотрим”, но потом вопрос все же решился в пользу Украины. Но в истории с истребителями этих самых “но” намного больше. Та же Politico сделала вывод, что вопрос передачи Киеву истребителей будет куда более спорным, чем поставка Украине танков. Почему? В этом выпуске я озвучу все возражения. 

Но для начала разберемся, кто и что готов предоставить Украине.

Словакия — согласна передать истребители, но, правда, советские МиГ-29. 

О готовности предоставить Украине свои истребители F-16 сообщили Нидерланды. Премьер-министр страны сказал — готов рассмотреть вопрос, если попросит Киев, но такой просьбы голландцы пока не получали. 

Польша тоже готова, но выдвинула условие: нужно согласованное решение стран НАТО. 

“Подобно тому, как было …с самолетами МиГ-29, любая другая авиационная помощь будет согласовываться, реализоваться и, возможно, будет передаваться совместно с другими странами НАТО. Мы будем здесь действовать в полной координации”, — заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.

Более того, из этих заявлений не до конца понятно, идет ли речь именно об F-16. А польский замминистра обороны написал в Twitter, что переговоров на этом этапе нет.

Среди тех, где нет твердого “да”, но и возможность такую не исключают — Франция. Правда, с оговорками: Париж готов, если поставки истребителей в Украину не спровоцируют эскалацию войны и не навредят безопасности Европы и самой Франции. Условия, согласитесь, довольно расплывчатые, толковать их можно по-разному. 

А вот в Великобритании мнения резко разделились. Бывший премьер-министр Борис Джонсон сказал в комментарии нашей программе, что выделение Украине боевой авиации поддерживает:

“Каждый раз, когда говорят — мы не должны предоставлять какое-то вооружение Украине, потому что возникает риск эскалации на фронте, совершают ошибку. Уже говорили — и противотанковые средства не давайте, и “Джавелины”, потому что будут провокации. И каждый раз для Украины этот тип оружия оказывался ключевым. Помню все говорили — танки не давайте, а сейчас идут поставки танков. Так что мой вам ответ: не стоит ничего откладывать”, — рассказал Борис Джонсон.

А вот нынешний глава правительства Риши Сунак, судя по заявлениям из его Офиса, считает такой шаг “нецелесообразным”. 

“Британские истребители … чрезвычайно сложны, и требуются месяцы, чтобы научиться летать; учитывая это, мы считаем нецелесообразным отправлять эти самолеты в Украину”, — из заявления официального представителя премьер-министра Великобритании.

Категоричное “нет” пока говорят немцы. Их позиция — “о поставке истребителей Киеву не может быть и речи”… 

А вот с Америкой — все куда сложнее.

Спросите в Вашингтоне

Есть позиция разных ведомств, она — довольно неопределенная. В Пентагоне на прямой вопрос журналистов ответили — “не исключают поставок любого оружия Украине” — мол, все варианты рассматриваются. И это многие расценили как обнадеживающий сигнал. Совбез США традиционно придерживался формулировки — “не будем забегать вперед, мы на связи с Киевом”… Что и понятно — решение-то ведь за президентом! А он — вы явно видели в новостях — на днях неожиданно сказал “нет”.

Я детально выяснил, как это было. Есть большая разница, сказаны такие слова на официальной пресс-конференции (тогда это официальная позиция) или, что называется, “на бегу”. В данном случае репортеры, перекрикивая друг друга, пытались все одновременно задать свои вопросы президенту. Байден подошел к ним ровно (!) на три минуты. Слышно плохо, поскольку еще и заглушил мотор вертолета, которым прилетел в Белый дом глава государства. Так что Байден явно и недослышал вопрос. И его ответ мог означать, что таких поставок не будет в ближайшее время, а не вообще, в будущем. Неофициально источники в американской администрации пояснили мне — мол, в американской политике есть hard no (бескомпромиссное, жесткое нет) и soft no (нет, но можем передумать). И ответ Байдена как раз отражает вторую позицию.

Так что очевидно, что вопрос не снят с повестки дня и точно будет обсуждаться. И хотя формально “отмашку” должен дать именно президент, желающие поддержать такой шаг в Конгрессе тоже найдутся — и не только среди демократов, но и среди республиканцев.

Я считаю, что важно предоставить Украине истребители и обучить ваших пилотов. Кто-то говорит — о нет, это приведет к эскалации. Но послушайте, когда мы воевали во Вьетнаме и Корее, то россияне поставляли как самолеты, так и пилотов нашим противникам! Пришло время для США ответить им тем же”, — отметил член комитета по международным делам, сенатор Джим Риш.

И вот тут мы подошли к очень важному шагу — обучению пилотов. Если бы удалось начать подготовку украинских летчиков в США (по той же схеме, как сейчас готовят сотню украинцев — операторов систем “Пэтриот”) это стало бы важнейшим аргументом “за”. Мол, самолеты не потеряют в бою, есть большая профессиональная команда. В западных СМИ, в частности в американской The Hill, со ссылкой на спикера командования Воздушных сил ВСУ Юрия Игната даже появились сообщения — якобы украинцы уже обучаются в США. Я проверил. Это не так. Скорее всего “сложности перевода”, ни одного украинского летчика на обучении в Америке сейчас нет. Но если Киеву удастся “пробить” тренинги для них на базах американских ВВС — считайте, полдела сделано. А источники в Конгрессе даже сообщают о готовности финансировать такое обучение. Более того, 100 млн долл. выделялись еще в бюджете прошлого года и теоретически могут быть использованы именно на эти цели.

Другой вопрос — что весь фокус внимания сейчас на F-16, и это тоже неправильно. Есть ведь и другие модели — чтобы собрать украинскую авиа-эскадрилью. А вот сколько Киеву нужно истребителей, чтобы на войне эффект был?

Арифметика войны

Тут тоже все запутано. Испанская газета El Pais, ссылаясь на спикера Воздушных сил ВСУ, заявила, что Украина хочет получить от Запада 24 истребителя. На что пресс-офицеру пришлось давать опровержение — его неправильно поняли.

“Нам не 24 самолета нужны, а по меньшей мере пять бригад полноценных. В каждой бригаде по три эскадрильи. Это будет то количество самолетов, которое действительно сможет обеспечить охрану воздушного пространства вместе с ПВО для Украины”, — пояснил Юрий Игнат.

Итак, необходимое количество — около 180 истребителей. И тут эксперты добавляют, что вопрос, скорее, даже не в том, сколько истребителей смогут поставить. Ведь если речь об F-16, то это самый распространенный современный боевой самолет, который сегодня находится на вооружении многих стран и по всему миру их было произведено около 4,5 тысяч, а только у США на хранении их сотни. Вопрос, скорее, в том, сколько самолетов Украина сможет принять и обслужить. Речь о пилотах, наземном персонале и аэродромах.

Боевая авиация — это глаза. И именно она может определить успех военной операции. Военные летчики поясняют: авиация может совершить едва ли не самую мощную атаку. Самолет способен добраться до целей, которые не может достать артиллерия. Авиация поддерживает наземные войска во время контрнаступления, может взять на себя боевую задачу артиллеристов, если у тех возникли проблемы с боеприпасами. Но для этого все должны работать слаженно и в комплексе.

Это все в целом — о боевой авиации. Которой, к слову, у Украины было в разы меньше, чем у России на начало ее полномасштабного вторжения.   

По данным FlightGlobal, в начале полномасштабного вторжения на вооружении России было 1,5 тыс. боевых самолетов: 772 истребителя, 196 штурмовиков, 543 бомбардировщика. Тогда как у Украины — в 11 раз меньше истребителей (69), во столько же раз меньше штурмовиков (17) и в 45 раз меньше бомбардировщиков (12).

Истребители как часть боевой авиации нужны для завоевания господства в воздухе, они борются с противником в небе, работают самостоятельно и им не нужна поддержка других самолетов. Но для работы им нужна система обнаружения и наведения — радиолокационные станции. И такие есть — в составе комплексов ЗРК Patriot, о поставках которых как раз и объявил президент США. То есть “Пэтриоты” и истребители могли бы работать в комплексе, поддерживая друг друга.

Главное, для чего сегодня нужны истребители Украине — это для борьбы с крылатыми и баллистическим ракетами, против которых сейчас она бессильна. Именно истребители могут стать самым эффективным средством уничтожения ракет, которые попадают по объектам инфраструктуры, жилым домам и торговым центрам.

“Лучший способ защиты от крылатых ракет — это самолеты. Во время движения крылатая ракета в состоянии обойти зоны действия зенитно-ракетных комплексов. А вот если ее захватил радар, передал на борт самолета ее маршрут и самолет ее захватил, то тут уже с ней разделаться не составляет никакого труда”, — подтвердил авиационный эксперт Валерий Романенко.

Именно поэтому в командовании Воздушных сил ВСУ считают лучшим кандидатом для защиты неба F-16 — самолет, который может совершать удары по наземным целям разными типами оружия (бомбами и ракетами), а также стать частью ПВО, закрывая небо от воздушных атак. Сегодня Украина имеет на вооружении четыре типа самолетов: Су-27 и МиГ-29 (истребители), Су-25 (штурмовик) и Су-24 (бомбардировщик).

“F-16 все эти функции четырех самолетов может в себе объединить и выполнять. Поэтому на него больше обращается внимание для предоставления Украине. Передача самолетов от союзников очень помогла бы Украине на пути к победе и деоккупации наших земель”, — подчеркнул спикер командования Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат.

Что интересно — к теме обучения — управлять истребителями F-16 украинские пилоты действительно пока не могут, но это не самая большая проблема, говорят эксперты; и переучиться не составит для них большого труда.

“F-16 очень точен в пилотировании. Рука пилота лежит на подставке и все манипуляции производятся исключительно кистью руки. Он очень чувствителен, очень точен, и в этом его безусловное преимущество при пилотировании. Но наши пилоты с такой техникой не сталкивались никогда. И здесь требуется переобучение”, — уточнил эксперт Центра оборонных стратегий Виктор Кевлюк.

Время для переобучения — несколько месяцев, для хорошей подготовки — до полугода. Инженеры, обслуживающие эти истребители, также должны будут готовиться примерно полгода. 

Да, есть еще одна проблема. В Украине практически нет аэродромов для размещения западных видов авиации. Взлетно-посадочные полосы построены из плит, на них много стыков, по ним постоянно наносятся удары. И практически все специалисты обращают внимание на слабые места самого F-16.

“Сами американские летчики отмечают, что у F-16 очень слабое переднее шасси, оно довольно капризное и поэтому требует гладкой полосы. Кроме того, у F-16 воздухозаборник находится снизу самолета, и любой камешек, который вылетит из-под переднего шасси, может попасть в двигатель. Ну, а тогда дальше вы понимаете, что может произойти”, — добавил военный эксперт Олег Жданов.

Ремонт и обслуживание — тоже может стать серьезной проблемой. Час полета истребителя — это несколько часов обслуживания на земле. Нужны не только специалисты, но и ремонтно-техническая база, ведь не загонишь же самолет как автомобиль на СТО. А как развернуть такую базу, чтобы не стать целью противника — та еще задача. И, по мнению британского Королевского объединенного института оборонных исследований, построить безопасную сеть аэродромов во время войны вряд ли получится.

Поэтому как альтернативу Ф-16 эксперты рассматривают другие более подходящие для украинских условий истребители. Но они не такие массовые и обойдутся намного дороже. Например, F-15 Eagle не такие требовательные, воевали в Ираке в операции “Буря в пустыне”, уничтожают ПВО на захваченных территориях, не заходя на эти территории. Но их намного меньше, они на вооружении только шести стран и цена их выше. Как варианты рассматривают французские Rafale или шведские Gripen. У всех есть как преимущества, так и недостатки, но в большинстве эксперты сходятся во мнении, что это должны быть самолеты как минимум четвертого поколения.

“У поляков Су — это самолеты еще третьего поколения. У России самолеты пятого поколения. Поляки могли бы нам поставить МиГ-29. Это такого же типа самолеты, как мы сейчас используем в боевых действиях, но только более ранние их варианты, еще менее совершенные. Если мы хотим закрыть небо над Украиной, то нам все-таки нужны будут более современные истребители поколения 4++. У России это Су-35, Су-30. Для того, чтобы эффективно им противодействовать, мы должны иметь самолеты такого же поколения с таким же поколением вооружения”, — рассказал Валерий Романенко.

Но выбирать пока не приходится, главное, чтобы авиацию в принципе дали. Шансы, что истребители, которые сможет получить Украина будут достаточно современными — есть, хотя эти самолеты точно не будут новыми. Это, скорее всего, будут те модели, которые снимаются или в скором времени будут сняты с вооружения стран, готовых их передать Украине. Но то, что речь идет не о новых машинах — скорее плюс, чем минус. Потому что это позволит сэкономить время. Ведь производство нового самолета — это довольно долгий процесс — полный цикл занимает более двух лет. И даже если производитель заказ получит сегодня, то обещанного года три ждать придется.

И вот, чтобы не пришлось так долго ждать — авиационная компания, производящая американские истребители F-16, уже сообщила о планах по наращиванию производства — она готова оперативно восполнять запасы истребителей, которые союзники отдадут Украине.

“Компания Lockheed Martin собирается наращивать производство самолетов F-16 в Гринвилле (Южная Каролина), чтобы достичь того уровня, когда мы сможем достаточно эффективно поддерживать любые страны, которые решат осуществить передачу самолетов третьим сторонам, чтобы помочь в решении текущего конфликта”, — из публикации Financial Times.

Получается, что реэкспорт другими странами американских истребителей в Украину — одно из самых оптимальных и быстрых решений на сегодняшний день. Но в этом случае США должны будут сначала одобрить продажу или передачу третьим странам своих истребителей. А можно пойти и другим путем: американские истребители могут быть отправлены западными государствами в бывшие страны Варшавского договора, после чего они смогут отправить Украине свои самолеты советской разработки.

Варианты есть — нет только политического решения.

За этот год согласие на поставку практически всех видов вооружений от западных партнеров потребовало длительных предварительных переговоров. Почему Запад так долго раскачивается — довольно смелый ответ на этот вопрос дает издание Politico, говоря о некоем сговоре — якобы в начале прошлого года западные союзники договорились о “неписаной политике” — не поставлять Украине полный пакет вооружений сразу после вторжения из-за опасений, что это может вызвать резкую реакцию со стороны России. Идея в том, что Запад должен оказывать поддержку постепенно, оценивая реакцию России на каждом шагу. В подтверждение издание приводит слова одного из высокопоставленных европейских дипломатов.

“Многие страны на Западе считают, что если бы мы поставили Украине всю технику, которую они просили у нас на первом этапе войны, то была бы сильная российская реакция, в том числе ядерная. Можно назвать это процессом привыкания Путина”, — из публикации газеты Politico.

И если следовать этой версии, то нельзя исключать, что переговоры между Вашингтоном и Киевом о самолетах ведутся вполне даже активно, просто делается это в непубличной плоскости и очень тихо, чтобы не привлекать внимания. А решение может прозвучать в любой момент.

“Американцы хотят выбрать самый подходящий момент для передачи. Он должен максимально спутать россиянам карты и повлиять на ход войны. Это произойдет тогда, когда они увидят стратегическую необходимость”, — сказал международник-американист, эксперт Совета внешней политики “Украинская призма” Александр Краев.

А значит, и поставка самолетов является лишь вопросом времени. И как только политическое решение будет принято и озвучено, истребители в максимально короткие сроки могут оказаться в Украине. А вот когда именно это будет — обязательно расскажу в новых выпусках моей авторской программы.

Прямой эфир