Борьба с теневым флотом РФ: перспективы новых санкций ЕС против нелегальной транспортировки российской нефти проанализировали экономисты

Танкер Marlin Luanda. Иллюстративное фото: VesselFinder

С начала полномасштабного вторжения России в Украину Европейский Союз неустанно вводит санкции против страны-агрессора, стремясь остановить ее. Следующий, уже 14-й пакет, должен включать шаги против теневого флота танкеров, который обманным путем перевозит нефть в страны-партнеры России, а также ограничения в отношении российского сжиженного природного газа. 

Новые ограничения для экономики РФ

Перемещение в Балтийском море теневого флота, который нелегально перевозит российскую нефть, нужно остановить, в том числе путем вмешательства на уровне Еврокомиссии. Об этом заявил премьер-министр Польши Дональд Туск

“Это должно быть европейское решение об остановке функционирования этого флота по де-факто нелегальной перевозке нефти, что угрожает экологической безопасности в Балтийском море. Польша не оставит Данию наедине с этой проблемой”, — сказал Туск.

На совместной пресс-конференции с главой правительства Дании Метте Фредериксен он пообещал сделать все возможное, чтобы поддержать соответствующие усилия.

“Наши страны хотят избавиться от этих российских кораблей — и не важно, ходят они под флагом РФ или нет. Хорошим решением была бы подготовка на уровне Еврокомиссии рекомендаций для государств-членов ЕС относительно возможной реакции на этот флот. Мы будем обсуждать этот вопрос”, — сказала Фредериксен.

Вопрос новых ограничений для экономики России был одним из самых главных на встрече глав внешнеполитических ведомств стран ЕС. Об этом 22 апреля перед встречей министров иностранных дел Евросоюза заявил министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрем

“Принятие 14-го пакета санкций в отношении России является одним из самых важных вопросов. Мы позаботимся о том, чтобы включить в него запрет на импорт сжиженного природного газа, а также меры по ограничению российского теневого флота. Но прежде всего я хотел бы подчеркнуть необходимость позаботиться о том, чтобы военные поставки осуществлялись в Украину непрерывно, чтобы помочь стране, которая сейчас борется за нашу свободу и нашу безопасность”, — сказал Билльстрем.

Ранее вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис подтвердил, что ЕС начал работу над следующим, 14-м пакетом санкций в отношении России. 

По данным СМИ, кроме теневого флота, который транспортирует российскую нефть, новый пакет будет включать меры в отношении лиц и организаций, которые помогают обходить уже имеющиеся санкции ЕС. Будут заморожены активы новых физических лиц и организаций.

“Мы продолжим оказывать давление на Россию и тех, кто поддерживает ее на поле боя, где бы они ни находились. Мы продолжим преследовать друзей Путина. И мы продолжим преследовать тех, кто помогает России обходить санкции или пополнять ее военный арсенал”, — подчеркнул Домбровскис.

В начале апреля шведские журналисты выяснили, что теневые суда, которые транспортируют подсанкционную российскую нефть, регулярно заправляются с танкера, стоящего на якоре у шведского острова Готланд и принадлежащего латвийской компании. 

Журналисты проанализировали 56 операций дозаправки с танкера Zircone, которые произошли в феврале и марте 2024 года. 

“Большинство всех операций по заправке — 52 — приходится на суда, следующие в Россию или из России. В большинстве операций по заправке участвуют суда, принадлежащие так называемому теневому флоту России, — старые суда, которые часто не имеют страховки”, — из сообщения телеканала SVT.

Совет Европейского Союза 12 апреля принял закон, который вводит уголовную ответственность за обход санкций в отношении России. Авторы инициативы — страны Балтии, Польша, Чехия, Румыния, Финляндия и Швеция. 

Лишать лицензий будут целые компании, руководители которых причастны к обходу санкций. Также за нарушение этого закона будут конфисковывать средства и лишать имущества. 

“Только после того, как будет введена финансовая или уголовная ответственность, тогда санкции будут работать. Представьте себе, какая-то международная компания, которая нарушает санкции, если она заплатит многомиллиардные штрафы, тогда она почувствует на собственном кармане, что совершила преступление и сделала неправильно. Только таким образом, когда преступление и наказание идут рука об руку, это будет работать”, — акцентировал эксперт по международным отношениям Игорь Гарбарук.

Директива вступит в силу на 20-й день после публикации в официальном журнале Евросоюза. 

У государств-членов будет год на включение ее положений в свое национальное законодательство. Это означает, что во всех странах ЕС будут считаться уголовными преступлениями такие действия, как помощь в обходе запрета на въезд, торговля находящимися под санкциями товарами или осуществление запрещенной финансовой деятельности. 

Кроме того, уголовно наказуемыми станут поощрение, пособничество и склонение к нарушению санкций.

Мнения экспертов

Смогут ли санкции против теневого флота повлиять на компании, которые помогают РФ обходить ограничения? Как работает теневой флот и каким образом можно отслеживать нелегальную транспортировку нефтепродуктов? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы: 

  • Игорь Бураковский, председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций;
  • Иван Ус, кандидат экономических наук, главный консультант Центра внешнеполитических исследований Национального института стратегических исследований;
  • Илья Несходовский, экономический эксперт.

ИГОРЬ БУРАКОВСКИЙ: Работает только механизм принуждения

— Любые решения, которые ограничивают возможность Российской Федерации зарабатывать деньги на внешнем рынке, являются положительным. Основной экспортный товар РФ — это, прежде всего, энергоносители. Также речь идет о том, чтобы ввести такие ограничения, которые бы ограничили возможность получать необходимую военную технику, комплектующие для российского военно-промышленного комплекса. 

Европейский Союз в свое время договаривался с партнерами о том, чтобы централизованно собирать информацию о приобретении старых танкеров. Это нужно для того, чтобы примерно понимать кто и что покупает. Также были обсуждения, связанные с тем, чтобы вообще ввести определенное лицензирование на приобретение старых танкером и таким образом отслеживать соответствующие операции. 

Очень часто компании, которые занимаются перевозками, могут в каких-то других сегментах рынка работать абсолютно легально. Поэтому для них операции с токсичными российскими нефтепродуктами являются достаточно серьезной угрозой. 

До тех пор, пока не будут введены жесткие санкции, пока не будет ограничены возможности их нарушать, результата не будет. Ранее США угрожали ввести санкции против компании, которая эксплуатирует 50 танкеров. Эта ситуация привела к тому, что моментально корабли отказались возить российскую нефть. Получается, механизм принуждения работает. 

Есть ценовой потолок на нефть — 60 долларов за баррель. Если вы в своем контракте показываете, что нефть и она превышает ценовой потолок, то страховая компания не предоставляет страховку. Если не предоставлена страховка, то возникают проблемы с заходом в те или иные территориальные воды, а также обработкой груза в портах.

Теневой флот не страхуется, но его контрагент берет на себя соответствующие риски. Или же везется нефть по 60 долларов за баррель, потом перегружается на другой танкер, меняются документы. Нефть перестает быть российской, а становится, например, казахстанской. Нередко РФ разбавляла свою нефть казахстанской и говорила, что это уже другая нефть. 

Если всю цепочку так или иначе контролирует Россия, то понятно, что доходы от перевозок поступают непосредственно в кремлевский карман. 

ИВАН УС: Флот обеспечивает логистику российской экспорта

— Теневой флот РФ во многом и был расширен по той причине, что в декабре 2022 года были введены санкции касаемо потолка цен на российскую нефть. Согласно этим санкциям, российская нефть не может стоить больше 60 долларов за баррель. Страховые компании не должны страховать перевозчиков нефти, если стоимость продукта превышает 60 долларов. России был необходим теневой флот для того, чтобы можно было транспортировать нефть по более высокой цене. 

Новые санкции направлены на то, чтобы ограничить возможность использования теневого флота. Если тот или иной танкер будет уличен в перевозке российской нефти выше установленного предела, то это будет основанием, например, для того, чтобы его задержать и не выпускать его из порта. 

Сколько это будет стоить для РФ в денежном эквиваленте — пока сложно сказать. Флот обеспечивает логистику российского экспорта. Если не будет логистики, то Россия не сможет поставлять углеводороды в отдаленные страны, где нет трубопроводов. Это будет во многом определять ускорение падения российской экономики.  

ИЛЬЯ НЕСХОДОВСКИЙ: Судна теневого флота могут быть выкинуты из мирового торгового процесса

— Для того, чтобы функционировал теневой флот РФ, корабли покупали фактически по всему миру и не очень обращали внимание на то, в каком они состоянии. Эти корабли эксплуатируются достаточно долго и здесь появляется экологический фактор. Еврокомиссия может просто сделать ограничения для кораблей, которые долго эксплуатируются и не обслуживаются, например, в европейских компаниях. 

Можно абсолютно легально, на основании того, что Европа беспокоится об экологии в Балтийском море из-за старых танкеров, ограничить возможность России продавать нефть на мировые рынки. А другой путь — через Северное море — долгий, сложный и дорогой. 

Цена совсем недавно достигала 90 долларов за баррель нефти — это очень большая маржа, которая и провоцирует многие компании обходить санкции. 

Необходима информация о том, где заправили, где загрузили танкеры и куда они дальше направляются и останавливаются. Бывает, что проходит судно заполненное условно на половину, потом где-то в середине пути заливают другую нефть, делают документы и это уже якобы не российская нефть. Нужно знать, где останавливается судно и каковы причины остановок. Иногда в документах пишут, что цена ниже 60 долларов за баррель, а оказывается, что нет. 

Судно и товар в случае нарушения санкций не будет арестовано. Просто данный судовладелец попадает в санкционные списки, и для него один только путь — торговля исключительно с Россией и какими-то третьими странами, которые не поддерживают санкции. Весь мировой рынок перевозки нефти для такого судовладельца будет закрыт. Именно такие санкции используют США и они достаточно эффективные. 

По отношению к судну ограничивается возможность участия в мировой торговле. Также возможно отключение от финансовых расчетов. Тоже очень эффективный механизм, когда США определяют, что та или иная компания не имеет права использовать доллары в своих расчетах. 

Читайте также: Россия вынуждена весь свой танкерный флот переводить под флаг Габона, — Омельченко о действии санкций

Прямой эфир