Даже соглашение о коллективной обороне не гарантирует того, что подписанты будут воевать за ту страну, с кем оно подписано. А оказание поддержки, которая есть уже сейчас, и фиксирование этого на 10-летний период — это тот максимум, который возможен. И у Украины таких соглашений до данного момента не было ни с одной страной. Поэтому подписание Украиной двусторонних соглашений об обязательствах в сфере безопасности со странами-союзниками — это огромный дипломатический прорыв. И для Украины это будет определенна страховка, дипломатическая и военно-политическая гарантия от того, что Россия не рискнет нападать вторично, хотя стопроцентной гарантии и в этом, и в других случаях не бывает. Об этом сегодня, 23 февраля, в эфире телеканала FREEДОМ заявил политолог Владимир Фесенко.
Он пояснил, что означает в соглашениях отдельный пункт: “в случае будущего вооруженного нападения России на Украину, по требованию любого из участников соглашения, предусмотрены консультации в течение 24 часов для определения соответствующих дальнейших шагов”.
“Это механизм экстренного оперативного реагирования на факт агрессии. Сейчас, когда соглашение подписывается, идет война, и западные партнеры, в том числе страны, подписавшие соглашение с Украиной об обязательствах в сфере безопасности… Соглашения различаются между собой по содержанию. Более сильные с Великобританией и Францией, немного более нейтральное, но тоже достаточно сильное, с Германией”, — сказал политолог.
По его словам, планируется подписание соглашения с другими странами G7 (“Большой семерки”), в том числе с США, но и не только.
“Потому что уже изъявили готовность подписать подобные соглашения, конечно, со своими специфическими особенностями, и другие страны, не являющиеся членами “Большой семерки”, но являющиеся международными партнерами Украины, помогают Украине оружием, поставками боеприпасов, санкциями против России. И смысл этих обязательств содействия Украине в сфере безопасности заключается в том, чтобы продолжить эту политику и тогда, когда нынешняя война закончится. Идет речь именно о том, чтобы санкции против России как страны-агрессора, поддержка Украины оружием и боеприпасами, макроэкономическая и финансовая поддержка продолжились и после завершения нынешней войны. А если война уже в перспективе вдруг вновь начнется, что, к сожалению, возможно, для этого и принимаются эти договора о безопасности, чтобы сдерживать Россию от новой агрессии, чтобы было заранее известно — если Россия нападет на Украину вновь, то нынешние страны-союзники Украины будут помогать ей в таком же объеме и в таких же формах. В этом главная суть этих соглашений”, — пояснил Фесенко.
Также, уточнил политолог, главная функция этих соглашений в том, чтобы закрепить именно эти формы поддержки на 10-летний период либо на период до вступления Украины в НАТО.
“Консультации — это лишь механизм срочного, оперативного дипломатического реагирования, чтобы определить каким образом союзники и партнеры могут помочь Украине. Какие вооружения нужно поставить в ближайшее время, как это будет делаться, в каких формах, какая будет логистика поставок и так далее. В этом главный смысл. Это отличает данный пункт соответствующих соглашений от абстрактных гарантий безопасности либо страховочных обязательств, что было в Будапештском меморандуме 1994 года. И в договорах прописано как именно будут помогать нам эти страны — точно так, как помогают сейчас. В этом главный смысл”, — подытожил Владимир Фесенко.
Читайте также: Украина готовит новые соглашения по безопасности с союзниками: основные положения — в анализе подписанных (ВИДЕО)
Напомним, Франция и Германия вслед за Великобританией подписали с Украиной договоры в сфере безопасности. Президент Владимир Зеленский по итогам встреч с официальными представителями Берлина и Парижа, а также по результатам Мюнхенской конференции по безопасности, заявил, что Украина впервые в своей истории достигла такой мировой солидарности и поддержки. Лидеры Украины, Франции и Германии подписали соглашения 16 февраля.