TikTok может стать мощным инструментом пропаганды в перспективе, но не сейчас — эксперт назвал причины

Иллюстративное фото: zn.ua

Популярная сеть TikTok, которая принадлежит китайской технологической фирме ByteDance, может стать в перспективе мощным инструментом пропаганды, однако сейчас Китай к этому не готов. Такое мнение фактчекер “StopFake” Александр Замковой высказал сегодня, 2 сентября, в эфире телеканала FREEДОМ.

Он отметил, что Китай намерен продолжать зарабатывать на TikTok как на одном из самых успешных китайских проектов, популярных во всем мире. В настоящее время аудитория сервиса по созданию и просмотру коротких видео ежемесячно насчитывает миллиард юзеров.

“Даже если у Китая есть какие-то планы по поводу использования его в политических интересах и продвижении какой-либо пропаганды, сделать его таким инструментом для поляризации, скажем так, мира, все равно на данном этапе, я думаю, они не готовы. Все-таки тут надо понимать, что TikTok — это такая соцсеть, которая дает тебе возможность подключиться к очень быстрому потоку очень коротких видео. Не всегда можно вообще понять, кто автор этих видео, потому что они идут потоком. Действительно, редко когда ты останавливаешься, тебе действительно интересен блогер, ты переходишь на него и пытаешься его изучить. В то же время как бы бэкграунд блогеров и авторов контента там особенно и не расписан. Поэтому TikTok очень бьет именно на эмоции. Да, это очень мощный в перспективе инструмент пропаганды. Но в то же время он создан с абсолютно другой целью”, — сказал Замковой.

По его словам, перспективы использования TikTok на выборах в целом зависят от аудитории, которая в каждой стране разная — и по возрасту, и по другим показателям.

“Надо смотреть проникновение TikTok в конкретной стране. Допустим, в Украине мы точно знаем, что до войны, до полномасштабного вторжения, TikTok вообще занимал 14% целевой аудитории среди всех юзеров соцсетей. Сейчас, по последнему опросу общественной организации “Опора”, он достигает 20%. То есть мы не можем говорить, что TikTok — это очень конкурентная среда для той же пропаганды, но она там есть. И если мы берем, допустим, Филиппины, скорее всего, аудитория TikTok там значительно взрослее, чем у нас. Потому что незападные общества немного по-другому используют соцсети: для того, чтобы убить время, для того, чтобы просто посмотреть, как живет остальной мир. То есть, скорее всего, там потолок аудитории даже может достигать 40 лет”, — сказал Замковой.

Он привел также пример Кении, где TikTok был использован для пропаганды и дезинформации на выборах. По мнению эксперта, там, вероятно, также была аудитория среднего возраста и, может быть, очень сильный сдвиг в мужскую сторону. Поэтому заказчики понимали, что воздействие на мужскую аудиторию, которая пойдет на выборы, можно таргетировать в TikTok.

Замковой  также напомнил, что, несмотря на то, что у Китая и России складываются особые отношения, все равно TikTok принял решение приостановить свою работу в РФ.

“Они это аргументировали это тем, что есть закон о фейках, и они не хотят свою аудиторию подвергать риску. Но на самом деле, я думаю, что в основном это решение было принято из-за того, что они понимали прекрасно, что Россия будет очень активно продвигать свою повестку в TikTok. И будет очень много жалоб на аккаунты, на видео. Будет недовольство среди пользователей. Потому что TikTok — это больше развлекательная платформа. И они решили себя отгородить таким образом от этого. Хотя, в принципе, никто не заставлял их это делать. Facebook (Meta) и Instagram не уходили официально из России. Россия сама заблокировала и сделала их экстремистскими организациями. У TikTok было другое позиционирование. Все-таки они не готовы пока связываться с откровенно политической повесткой”, — убежден эксперт.

Читайте также: “Они же информационные наркоманы”: свежую порцию российской пропаганды обсуждаем с политологом Давыдюком

Прямой эфир