Патриотическое воспитание в Украине и в РФ — в чем разница

Милитаризация детей в РФ. Фото: fishki.net

Во время новой фазы российско-украинской войны особенно актуализировался вопрос так называемого “патриотического воспитания”, которое Российская Федерация сейчас активно вводит на временно оккупированных территориях Запорожской и Херсонской областей и в так называемых “ДНР”, “ЛНР”.

Хотя украинское правозащитное сообщество отмечало проблемы милитаризации образования и внедрения российских программ по патриотическому воспитанию еще с начала оккупации Крыма в 2014 году, российская пропаганда активно пыталась нивелировать эти проблемы, используя для этого манипулятивные и абсолютно безосновательные обвинения в тренировке украинских детей в “неонацистских лагерях”, якобы воспитании “украинского нацизма” в рамках школьной программы и “ненависти ко всему русскому”. Для этого российские пропагандистские ресурсы на международных площадках рассказывают об “ужасах” патриотического воспитания в Украине и используют как аргумент о невозможности критики российских программ, которые внедряются в РФ и на оккупированных ею территориях в отношении украинских детей.

Эти пропагандистские нарративы появлялись во время российско-украинской войны 2014-2022 года, когда даже во вполне уважаемых зарубежных изданиях публиковались длинные материалы о том, как Украина якобы воспитывает из детей “нацистов”. Подобные обвинения звучат даже на самом высоком уровне — например, в Совбезе ООН российские пропагандисты рассказывали о “русофобском” характере украинского образования.

Аналитик общественной организации “Центр гражданского просвещения “Альменда” Анастасия Воробьева в данной статье предлагает разобраться, почему любые сравнения патриотического воспитания в Украине и на оккупированных Россией территориях неуместны и манипулятивны, и чтобы доказать этот тезис, не надо даже углубляться в содержание самих программ.

1. Действия государства-оккупанта на оккупированных территориях и национального государства в пределах собственной территории являются разными правовыми режимами и соответственно имеют разный характер обязательств

Любые сравнения РФ и Украины в данном контексте неуместны по поводу того, что ситуации с патриотическим воспитанием в РФ и в Украине действуют в совершенно разных правовых режимах. Законы Украины действуют исключительно в пределах собственной территории, и Украина не намерена внедрять принципы своего патриотического воспитания на территории любых других государств. Зато Российская Федерация целенаправленно и систематически внедряет собственные законы и предписания на территориях других суверенных государств, в том числе и на оккупированных украинских территориях (АР Крым и г. Севастополь, части Запорожской, Херсонской, Луганской и Донецкой областей).

Детальный анализ противоправности данных практик в контексте образования можно прочитать в материале ЦГП “Альменда”, но главным в данном контексте является то, что режим оккупации предусматривает очень четкие ограничения для государства-оккупанта по изменению действующих предписаний на оккупированных территориях, который должен быть сведен к минимуму и касаться только интересов поддержания порядка.

Государство-оккупант является лишь временным администратором оккупированных территорий, а потому сам факт внедрения российских программ по патриотическому воспитанию является нарушением норм международного гуманитарного права в отношении жителей этих территорий. Поэтому сравнение в условиях нынешней войны украинского внутреннего законодательства и законодательства РФ, которому вообще нет места на территории Украины, не имеет никакого смысла и логики.

2. Цель военно-патриотического воспитания на национальных территориях и на оккупированных территориях точно разная

В Украине составляющей системы национально-патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, которое является целенаправленным, организованным процессом формирования готовности юношей старшего школьного возраста к срочной военной службе в Вооруженных силах Украины, содержание которого определяется Конституцией и законами Украины, военной присягой и военными уставами.

Зато российское военно-патриотическое воспитание понимается как “многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины” — говорится в Концепции военно-патриотического воспитания молодежи, разработанной координационным советом при президенте РФ.

Военно-патриотическое воспитание в РФ также предусмотрено в рамках закона “О воинской обязанности и военной службе” как систематическая деятельность органов власти РФ, которая получает финансирование из федерального и местного бюджетов.

По меньшей мере, две резолюции Генассамблеи ООН отмечали проблему использования образования в Крыму для индоктринации детей в контексте присоединения к вооруженным силам РФ, в том числе путем создания учебных заведений, обеспечивающих боевую подготовку для службы в российских вооруженных силах, внедрения курсов боевой подготовки в крымских школах и официального включения крымских учебных заведений в “военно-патриотическую” систему образования Российской Федерации. Противоправные практики РФ по милитаризации и индоктринации украинских детей на оккупированных территориях были задокументированы правозащитным сообществом за весь период российско-украинской войны, начиная с 2014 года — поэтому можно утверждать о систематическом и целенаправленном характере политик милитаризации РФ в отношении жителей оккупированных украинских территорий.

Украинское правозащитное сообщество неоднократно подчеркивало, что противоправным является не сам факт существования программ по патриотическому воспитанию в Российской Федерации и их реализация в пределах международно признанных границ РФ, а то, что эти программы внедряются на оккупированных украинских территориях (что, как уже определили выше, само по себе является нарушением международного гуманитарного права).

Более того, российские программы по патриотическому воспитанию, которые сейчас произвольно внедряются на оккупированных украинских территориях, имеют четкую цель формирования российской гражданской идентичности, внедрение российских традиционных ценностей и мотивации нести службу в вооруженных силах РФ. Согласно предписаниям международного гуманитарного права, дети на оккупированных территориях имеют право на сохранение собственной идентичности и не могут подвергаться пропаганде относительно добровольного вступления в ряды армии страны-оккупанта, а тем более не обязаны служить в вооруженных силах государства-оккупанта при достижении совершеннолетия. Внедрение патриотического воспитания согласно стандартам РФ может привести к тому, что украинские дети будут воспринимать службу в российской армии как часть собственного гражданского долга, что на самом деле таковым не является.

Можно утверждать, что РФ фактически использует систему образования на оккупированных территориях для создания основы для дальнейшей вербовки детей в вооруженные силы РФ. Это и внедрение обязательных образовательных программ по начальной военной подготовке, и обучение обращению с оружием, и участие в военно-патриотических играх и лагерях, которые открыто глорифицируют российский милитаризм. Такие действия в очередной раз свидетельствуют о наращивании темпов подготовки детей к участию в реальных боевых действиях, а также милитаризация сознания детей станет большим препятствием в процессе интеграции населения после деоккупации украинских земель (подробно аспекты преступления вербовки детей раскрыты в аналитическом обзоре “Порушення 6+” от ЦГП “Альменда”).

Хотя некоторые исследователи уже поднимали вопрос о противоправности таких практик в контексте международного права прав человека в отношении российских детей на территории РФ, данные практики абсолютно неприемлемы в контексте оккупации украинских территорий — особенно учитывая цель такого воспитания. 

Вывод

В реалиях полномасштабной войны РФ против Украины, которая с 2014 года была щедро приправлена российской пропагандой и активной дезинформацией, становится все сложнее противостоять таким вызовам. Используя свои достаточно мощные ресурсы, Россия эффективно манипулирует фактами и искажает реальность, пытаясь отбелить свои противоправные практики в глазах международного сообщества. Но учитывая приведенные юридические аргументы, можно сделать вывод, что любые попытки подвести под одну черту патриотическое воспитание, которое происходит в международно признанных границах Украины и на оккупированных Россией территориях, является ошибочным по следующим причинам.

Во-первых, такие попытки являются подыгрыванием российской пропаганде, которая уже неоднократно пыталась “лепить” из Украины образ “нацистского государства”, 2 миллиона жителей которого следует “денацифицировать” путем перевоспитания или физического уничтожения, включая детей.

Во-вторых, обращение к аргументу вроде “а в Украине тоже есть патриотическое воспитание, поэтому она априори не может критиковать действия РФ” является манипуляцией и попыткой размывания ответственности РФ за противоправные практики на оккупированных территориях. Вопрос программ патриотического воспитания, которые внедряются украинским правительством на собственной территории, должны рассматриваться в рамках установленных международно-правовых процедур, а не становиться аргументом в информационной войне РФ против Украины.  Более того, вопросы патриотического воспитания в Украине должны рассматриваться через призму украинских обязательств по международному праву на собственных территориях; а Российской Федерации — МГП и МППЛ, потому что оккупированные территории остаются территориями Украины, где не место российским законам, в том числе программам по патриотическому воспитанию.


Вы можете помочь вернуть несовершеннолетних граждан Украины домой. Если проживаете на территории Беларуси, России или на временно оккупированных территориях Украины и владеете информацией о депортированных детях — напишите в Telegram-канал “Я тут” или на сайт FREEДОМ. Киев гарантирует анонимность.

Напомним, телеканал FREEДОМ в партнерстве с советницей-уполномоченной президента Украины по правам ребенка и детской реабилитации и Ювенальной полицией Украины запустил информационную кампанию “Знаешь — скажи!“, цель которой — мотивировать жителей России противодействовать принудительной депортации украинских детей и способствовать их возвращению в Украину.

Прямой эфир