Живой щит “голубых касок” или военный контингент стран НАТО для сдерживания: какой может быть миротворческая миссия в Украине 

Миротворческая миссия ООН. Фото: gettyimages.com

Председатель Военного комитета Европейского Союза, генерал Роберт Бригер предлагает многонациональную миссию ООН для контроля за прекращением огня в Украине. В ее состав могут войти не только европейские солдаты, но и военные из стран глобального Юга и Кавказа, сообщает издание Welt.

Ранее, президент Владимир Зеленский на Всемирном экономическом форуме в Давосе заявил, что реальные гарантии безопасности для Украины могут обеспечить безопасность Европы. И основным их компонентом может быть международный миротворческий контингент. 

Если не миротворцы, то кто? 

По словам председателя Военного комитета Евросоюза Роберта Бригера, страны-члены ЕС могут предоставить значительные силы для мониторинга прекращения огня, в зависимости от политического решения. Он отметил, что наблюдение за демилитаризованной зоной вдоль фронта потребует значительного военного присутствия, возможно, в “высоком пятизначном диапазоне”.

Решение относительно вооружения таких сил — это политический вопрос, считает генерал. Но с военной точки зрения, если необходимо предотвратить возобновление конфликта и обеспечить эффективность прекращения огня, следует создать исполнительную миссию с мощным мандатом.

“Это означает, что они также имели бы право воплощать прекращение огня с применением оружия и поддержки с воздуха. На данный момент все это звучит очень теоретически, но такой сценарий может быть воплощен в жизнь”, — заявил Роберт Бригер.

Президент Владимир Зеленский подчеркивает, что после возможного прекращения огня одной из гарантий безопасности может быть размещение в Украине международного миротворческого контингента. Но для того, чтобы миссия была эффективной, она должна включать, как минимум, 200 тыс. военных. 

“Я поддерживаю идею контингентов как часть гарантий безопасности. Поскольку у России есть полуторамиллионная армия, а у нас будет вдвое меньше, это означает, что нам нужны контингенты со значительным количеством солдат — 200 тыс. минимум”, — уверен Зеленский.

В миротворческой миссии, которая может быть развернута в Украине, должны принять участие и военные из Соединенных Штатов Америки, подчеркнул президент Украины в интервью Bloomberg. Ведь европейским партнерам Киева не хватает солдат, чтобы стать действительно эффективной сдерживающей силой. 

К примеру, 200 тыс. военных — это немногим меньше численности армии Франции. А она — одна из крупнейших в Европе. В декабре 2024 года президент Украины сказал, что в Брюсселе обсуждают идею отправки миротворцев в Украину. По его словам, от лидеров некоторых стран уже есть позитивные сигналы.

“Миротворцы могут быть, присутствие иностранных войск на территории Украины как составляющая часть гарантий безопасности. Гарантии безопасности должны быть более всеобъемлющими. Украина, как и раньше, не отказывается от членства в НАТО. Ждем приглашения в любом случае. Украина также, как и в плане победы, говорит о необходимости размещения неядерных сил сдерживания на территории Украины — это конкретные вооружения, которые могут наносить удары по центрам принятия решений, как любят русские говорить”, — прокомментировал размещение миротворческих сил политолог-международник, эксперт Центра “Объединенная Украина” Дмитрий Левусь.

Чтобы выжить, Европа должна вооружаться, заявил на сессии Европарламента премьер-министр Польши Дональд Туск. С ним согласна и глава европейской дипломатии Кая Каллас. Она убеждена, что Украина может выиграть войну, развязанную Россией. Но для этого Европа должна увеличить помощь Киеву и собственный военный потенциал. А возможности для этого есть — экономика Евросоюза в 17 раз больше российской.

“Неспособность Европы инвестировать в военный потенциал является опасным сигналом для агрессора. Это сигнал слабости. Президент Дональд Трамп прав, когда говорит, что мы тратим недостаточно. Пришло время инвестировать. Мы все должны быть реалистами в отношении России. Она представляет собой угрозу для нашей безопасности сегодня, завтра и до тех пор, пока мы не начнем достаточно финансировать нашу оборону. Время не на стороне России, но оно не обязательно и на нашей стороне. Ни у кого из нас не должно быть сомнений в том, что нам нужно тратить больше, чтобы предотвратить войну. Но в то же время мы должны быть готовы к войне”, — заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас.

Идею отправки европейского военного контингента в Украину впервые высказал президент Франции Эммануэль Макрон в феврале 2024 года. Тогда многие лидеры стран Европейского Союза не поддержали ее. В последнее время дискуссии о введении в Украину миротворцев возобновились.

В декабре агентство Reuters со ссылкой на официальных лиц и экспертов представило проект, как может выглядеть миротворческая миссия ЕС в Украине. Предположительно в ней примет участие коалиция из пяти-восьми стран, общая численность военных может составить до 100 тысяч человек.

Евросоюз уже выделил Украине помощь на 134 млрд евро, из них 50 млрд направили на вооружение. Кроме того, европейские партнеры помогли в подготовке 75 тыс. украинских солдат. Теперь Брюссель работает над 16 пакетом санкций в отношении России. По словам главы европейской дипломатии, в ЕС хотят расширить использование замороженных российских активов для помощи Украине.

Миротворцы в Украине: эксперты озвучили свои прогнозы 

Какой может быть миротворческая миссия в Украине? Должны ли это быть миротворцы ООН или военный контингента стран ЕС и НАТО? Какие функции они могут выполнять? Согласится ли РФ на введение миротворческих войск? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы:

  • Мария Мезенцева-Федоренко, глава Постоянной делегации Верховной Рады Украины в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ);
  • Олег Постернак, политтехнолог, руководитель Центра политической разведки;
  • Тарас Жовтенко, эксперт по международной безопасности фонда “Демократические инициативы” им. Илька Кучерива;
  • Игорь Попов, эксперт центра “Объединенная Украина”.

МАРИЯ МЕЗЕНЦЕВА-ФЕДОРЕНКО: В Европе на повестке дня коллективная безопасность 

— Предложение о возможном участии миротворцев ООН прозвучало не от военно-политического руководства стран Европы, а от генерала Роберта Бригера. Он является председателем Военного комитета Европейского Союза. И в данном случае возникает вопрос о структуре ООН.

Дискуссии о миротворцах у нас велись в 2014 году, с начала вторжения на полуостров Крым и на Донбасс. Тогда все очень активно обсуждали возможность так называемых “голубых шлемов” ООН. Это так называемые peacekeeping missions — миссии по соблюдению мира или же после оглашения о прекращении огня соблюдение этого прекращения огня. 

Важно подчеркнуть, что ООН — не милитарная международная организация. Она была создана после Второй мировой войны на смену Лиги наций для того, чтобы соблюдать мир и порядок, защиту прав человека. 

Сегодня только одна международная организация выполняет активную защиту прав человека и использует механизмы наказания нарушений прав человека, массовых военных преступлений — это Совет Европы и его структуры, например, Парламентская ассамблея Совета Европы. Есть еще и другие парламентские ассамблеи, но именно Совет Европы исключил Россию. В ООН тоже могли бы так сделать или же как минимум использовать Устав и реформировать организацию. 

Россия как минимум 150 раз с момента полномасштабного вторжения неверно использовала свое право вето, блокируя тем самым мирные инициативы. Поэтому для нас важно, чтобы эта миротворческая миссия, если она будет, была, конечно, с привлечением и наших европейских партнеров, в том числе стран НАТО. 

Европа, наконец-то, просыпается. Сейчас на повестке дня стоит один ключевой вопрос — коллективная безопасность. Для существования миротворческих миссий требуется финансирование. Украина не располагает ресурсами для этого, так как находится в состоянии полномасштабной войны. Однако мы полностью выполняем свои обязательства перед гражданами, военными, учителями, медиками и другими категориями населения. Поэтому финансирование подобных инициатив должно ложиться на плечи международного сообщества.

ОЛЕГ ПОСТЕРНАК: Миротворческая миссия стран ЕС — наиболее оптимальный вариант для Украины

— На мой взгляд, ввод миротворческого контингента под эгидой ООН — не лучшая идея. Во-первых, это минимизирует роль Европейского Союза, а во-вторых — увеличиваются возможности влияния России через союзные ей государства, если они войдут в состав миссии на территории свободной Украины. Грубо говоря, неясно, будут ли там, например, турецкие или китайские войска, как они на это смотрят и готова ли Украина предоставить им столь широкий мандат.

В статье 42 Договора о Европейском Союзе предусмотрены совместная защита и коллективная оборона. Если против одного из участников ЕС совершается акт агрессии или вооруженного нападения, вступает в силу этот механизм. По сути, он напоминает статью 5 договора НАТО. Кроме того, статья 3 также допускает проведение миротворческих миссий. То есть для этого существует правовая основа Европейского Союза, позволяющая проводить такие миссии за его пределами. Я уверен, что высокие представители европейских институтов прекрасно знают об этом и опираются на соответствующие договоры.

Европейский Союз — это не только экономическая конструкция, включающая свободу торговли, передвижения капитала и рабочей силы. Он также был создан на принципах единой оборонной и безопасности политики. Нормативная база ЕС предусматривает коллективную защиту, оборону и участие в миротворческих миссиях. 

Наиболее оптимальным вариантом для Украины была бы именно миротворческая миссия стран ЕС. Конечно, дискуссия по этому вопросу еще впереди. Если же этот вариант будет принят, остается открытым вопрос численности контингента. 200 тыс. человек — это очень большая цифра, и, вероятно, сейчас страны ЕС не смогут выделить такое количество военных и финансирование. 

Возможно, на территории Украины потребуется поддержка авиации и других родов войск, особенно если возникнут инциденты между европейскими и российскими силами. Никто не может дать гарантий, что Россия не попытается спровоцировать европейские войска. 

Учитывая поведение Путина, его амбиции и склонность к авантюризму, можно предположить, что миротворческий контингент столкнется с вызовами и угрозами безопасности даже после условного прекращения огня.

ТАРАС ЖОВТЕНКО: Присутствие американского военного контингента в Европе будет сдерживать Россию

— Участие американских военнослужащих или, скажем так, американского военного компонента в будущей миротворческой миссии западных стран на территории Украины — это абсолютно логичное развитие событий. Многие страны Европы придерживаются такой же точки зрения. Вопрос лишь в том, в какой конфигурации будут присутствовать американские военные и какую роль они сыграют.

Скорее всего, наземные военные подразделения будут представлены европейскими странами. Однако обеспечение их стратегической безопасности, как на линии разграничения, так и в буферной зоне, если она будет создана, может лечь на плечи американцев. 

Например, США могут использовать свою дальнюю авиацию и крылатые ракеты “Томагавк” для нанесения ударов по территории России в случае эскалации. Таким образом, участие США в миссии вовсе не обязательно предполагает физическое присутствие американских войск на территории Украины. Достаточно, чтобы в восточной части Средиземного моря находились американские авианосцы, а тактическая авиация использовалась с аэродромов в Польше, Германии и Румынии. Это та самая “длинная рука” американских вооруженных сил, которая может стать ключевым фактором их участия в миссии на территории Украины.

С геополитической точки зрения американское военное присутствие в Европе всегда было сдерживающим фактором. Эта стратегия действует еще со времен холодной войны. И даже если американские войска не будут непосредственно задействованы в боях, одного лишь их присутствия и готовности применять свои возможности будет достаточно, чтобы удерживать Россию от агрессивных действий.

Что касается ООН и Совета Безопасности, здесь очевидна проблема: для проведения миротворческой миссии нужен соответствующий мандат, который Россия, обладая правом вето, наверняка заблокирует. Кроме того, история показывает, что миротворческие силы ООН никогда не останавливали конфликты в их активной фазе. Они вводились либо постфактум, либо становились беспомощным живым щитом между враждующими сторонами.

Реальной альтернативой миссии ООН может стать либо Европейский Союз, либо НАТО. Для ЕС это шанс проявить себя и создать первую эффективную миротворческую миссию. А для НАТО — возможность продолжить свою стратегию коллективной безопасности. Возможно, наилучшим решением станет совместная миссия обеих организаций.

ИГОРЬ ПОПОВ: Нужно большое количество военного контингента, чтобы контролировать 1000-километровую линию разграничения

— Если говорить о миссии по наблюдению за режимом прекращения огня, которая должна контролировать линию разграничения длиной 1100 км, то для эффективного контроля потребуется довольно многочисленный контингент. Поддержка с воздуха вряд ли предполагает использование истребителей. Скорее всего, речь идет о разведывательных дронах, которые будут следить за демилитаризованной зоной. Ведь обычно одним из условий соглашения о прекращении огня является отведение тяжелого вооружения.

Очевидно, что 300 или даже 500 человек не смогут обеспечить достаточное количество патрулей. Кроме того, важно помнить, что миротворцы должны наблюдать за прекращением огня с обеих сторон. Это означает, что потребуется согласие Российской Федерации, а также размещение значительного миротворческого контингента не только на территории Украины, но и на временно оккупированных территориях и в России.

Сейчас идут две параллельные дискуссии. Первая — это миротворческая миссия, которая отличается от миссии принуждения к миру. Ее цель — контроль за соблюдением режима прекращения огня. Такая миссия теоретически может получить мандат ООН, но только если на это согласятся Россия и Китай, возможно, в рамках более широкого глобального соглашения. В таком случае речь идет о стандартной практике развертывания “голубых касок” ООН, аналогичной той, что применяется в десятках других стран.

Миротворцы при этом не должны представлять военные союзы с одной из сторон или иметь очевидные симпатии к какому-либо участнику конфликта. В связи с этим рассматриваются разные страны, которые могут предоставить своих военнослужащих.

Второй параллельный вопрос — это размещение военных контингентов стран-союзников Украины. Их присутствие на украинской территории должно служить сдерживающим фактором для России, чтобы предотвратить нарушение режима прекращения огня и новую агрессию.

Мандат этих миссий, скорее всего, будет отличаться. В идеале для миротворцев он должен исходить от ООН, тогда как размещение союзных войск может быть инициативой НАТО или отдельных государств.

Читайте также: Ситуация на Покровском направлении: куда оккупанты пойдут дальше — обзор Дмитрия Снегирева

Прямой эфир