Западные страны предприняли несколько важных шагов для того, чтобы наладить механизм выплаты компенсаций Украине за счет замороженных российских активов. Пока это лишь фрагменты. Но Киев настаивает, что Украине нужна полная конфискация российских активов за рубежом.
Налоги на доходы РФ теперь тоже под санкциями
По оценкам Киева, для восстановления страны нужно не менее 400 млрд долл. И эта сумма может удвоиться, если принять во внимание компенсации жертвам войны. А сумма всех российских активов, замороженных западными странами с начала полномасштабного вторжения РФ в Украину, составляет порядка 500 млрд долл. Часть из них непосредственно находится в США.
Изъятие и передачу Украине суверенных российских активов поддержал профильный комитет нижней палаты конгресса США. Очередной шаг к конфискации активов сделала и Эстония. Конституционная комиссия парламента Эстонии одобрила подготовленный правительством соответствующий законопроект. Однако о совместном решении Евросоюза по поводу конфискации пока говорить не приходится. По последним открытым данным, в Эстонии пока заморожено порядка 38 млн евро.
Большая часть российских активов в Евросоюзе, 180 млрд евро, находятся в Бельгии, в клиринговом центре Euroclear. Брюссель предлагает использование доходов от замороженных активов или от налогов на доходы от замороженных активов РФ. Для аккумуляции этих средств уже создан специальный фонд. Там уже накоплены 1 млрд 700 млн евро, половина из которых предназначена для военной поддержки, а половина — для гражданской.
В России осознают, что за агрессию против Украины придется дорого заплатить. Москва пытается обменять замороженные за рубежом активы.
После блокировки активов страны-агрессора на Западе Кремль в ответ ограничил иностранные инвестиции. Российские власти все еще надеются, что замороженные за границей активы будут разблокированы хотя бы розничным инвесторам. 9 ноября президент РФ Владимир Путин подписал указ, которым разрешил иностранцам использовать их средства, замороженные россиянами. Однако не все так просто.
Согласно решению российского президента, деньги можно потратить только на покупку активов россиян. Пока речь идет о разморозке не более чем 100 млрд рубл. В это же время о разблокировании суверенных активов федерации (а это 280 млрд долл. только в странах G7 “Большой семерки”) речь не идет в принципе.
Западные фирмы при уходе из России распродали активы на более чем 21 млрд долл. Сумма подсчитана за 2022 год и первую половину 2023-го. Издание Bloomberg напоминает, что в прошлом году власти страны-агрессора запретили иностранным инвесторам продавать российские активы без одобрения специальной правительственной комиссии и без 50% скидки от рыночной стоимости.
Во время двухдневной встречи министров иностранных дел стран G7 в Токио также обсуждали санкционное давление в отношении России. Совместное заявление глав внешнеполитических ведомств гласит, что государства не вернут России ее замороженные активы, пока Москва не согласится выплатить компенсации Киеву.
Оценки экспертов
Какие механизмы окажутся наиболее действенными для реальной помощи Украине за счет замороженных российских активов? Какие до сих пор есть препятствия? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДОМ ответили:
- Иван Ус, кандидат экономических наук, главный консультант Центра внешнеполитических исследований Национального института стратегических исследований;
- Илья Несходовский, экономический эксперт;
- Олег Пендзин, исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба;
- Захар Тропин, доцент кафедры международного права КНУ им. Тараса Шевченко.
ИВАН УС: Многое зависит от политической воли
— “Сага” по поводу российских активов длится давно. Были промежуточные разные стадии. Вначале говорили, что вообще ничего не возможно сделать. Потом говорили о том, что, наверное, налоги с прибыли активов можно как-то использовать. Сейчас поднялись на следующую ступеньку и говорят о самой прибыли активов.
Но это еще не финал, потому что финал — это передача всех активов. А сейчас мы с вами говорим об активах Центрального банка России в размере от 300 до 320 миллиардов долларов. Они преимущественно находятся в Европе, в Брюсселе. Поэтому Бельгию часто вспоминают в контексте российских активов. И параллельно идут юридические обсуждения касаемо того, как можно красиво оформить это все.
Центральный банк Европейского Союза выступил с предостережением: если передать Украине данные активы, это подорвет доверие к евро. У меня встречный вопрос: если мы посмотрим данные SWIFT — какими валютами в мире пользуются? В среднем 43% — это доллар США, 32% — это евро. То есть 75% всех расчетов происходят в двух валютах. А соответственно, если евро и может кому-то проиграть, то единственному конкуренту — доллару.
Но США уже имеют прецедент того, что активы будут передаваться. Европейский Союз все еще работает над тем, чтобы не допустить протестов через судебную систему. И я не исключаю, что по завершении полномасштабной войны будет процесс возобновления нормальной экономической функции Украины.
Я считаю, что ЕС не спешат передавать Украине все арестованные активы не потому, что они такие жадные или потому что это может подорвать доверие к евро. А потому что хотят, чтобы был определенный запас на период послевоенного восстановления Украины. И когда потребуется еще больше средств, будут использованы основные российские активы.
Активы Центрального банка России, то есть правительства РФ, — это ценные бумаги, которые можно будет передавать в отдельный фонд. Скорее всего, он будет привязан к Гаагскому процессу, где ведется реестр убытков, причиненных Украине войной. Соответственно, будет взаимосвязь между арестом активов и необходимостью восполнять реестр убытков. Скорее всего, этот механизм пропишут. Другой вопрос, что это требует политической воли.
Сейчас РФ заговорила о том, что, возможно, она будет еще рассматривать вариант с арестом европейских активов, находящихся в России. Но я не думаю, что это правительственные активы.
Если Россия пойдет на арест частных активов, я не исключаю, что будут зеркальные действия со стороны ЕС и будет арест уже частных российских активов, которые находятся там. А это намного больше суммы.
Аналитики говорят о том, что сумма может доходить до триллиона долларов. Соответственно, эту цифру надо будет также изучать, что с ней делать. Но те же яхты и дома легко могут быть пассивами, которые требуют, наоборот, содержания. И вот здесь надо будет отдельно прописывать механизмы, как поступать с ликвидными и неликвидными средствами. Это задача для юристов, и я думаю, они справятся с этой задачей.
ИЛЬЯ НЕСХОДОВСКИЙ: Страны по отдельности не хотят принимать решение о передаче российских активов Украине
— Украина может получать российские активы в качестве компенсации также. Механизм такой же, как и по отношению к деньгам. Если есть решение или наднационального какого-то органа, или международного суда. Тогда национальные органы правосудия принимают решение об исполнении решения наднационального органа или международного суда, и передают эти активы Украине.
Имущество россиян — это то, над чем нам уже сейчас надо работать. Эти активы надо конфисковывать, этих людей надо обвинять в преступлениях, которые сейчас происходят на территории Украины, и они должны нести ответственность. Это более легкий путь для того, чтобы получать компенсации прямо сейчас.
Речь может идти о 280-300 млрд долларов, принадлежащих РФ. Но эта информация на данный момент закрыта. Даже делая официальные запросы от нашего государства к тем органам, где находятся российские активы, страна или не получает ответ, или ответ очень расплывчатый. Я понимаю, почему это делается. Потому что, если четко назвать сумму, Украина сможет уже предъявить, например, претензии к какому-то конкретному имуществу. Поэтому эта информация не публикуется.
Другими словами, в нашем случае для того, чтобы использовать эти активы, в первую очередь необходимо фактически заставить Россию, чтобы она согласилась, чтобы эти активы или часть передавались. Только в этом случае государства примут решение. Потому что когда они эти активы принимали у России, они брали на себя определенные обязательства.
Есть международное правовое законодательство, международные правовые нормы, принятие такого решения создаст прецедент на будущее. И это создаст возможности в других целях использовать средства другого государства на какие-то третьи цели.
Но ни одно государство самостоятельно на такое не пойдет. Иначе Россия направит свои действия против этого государства. Страны будут стремиться сделать это совместно.
Мы упираемся в международные обязательства стран, в которых находятся российские активы. Необходимо признать Россию ответственной за все эти нарушения и на основе решения суда или наднационального органа принять решение, что активы, которые на данный момент заморожены в разных странах, будут передаваться Украине в качестве компенсации за тот ущерб, нанесенный Украине.
Согласие России может быть получено из-за проигрыша в войне и желания снять санкции, потому что Россия сегодня терпит большие убытки. И на основе этого заставят Россию, чтобы она начала выплачивать репарации.
Должна ли действовать каждая страна отдельно? Тут еще вопрос политической воли и второй момент — посмотрите, как нам передают оружие. Даже какая-то страна готова передать оружие, но она хочет, чтобы более экономически сильная с военной мощью, например, США или Великобритания сделали первый шаг по передаче того или иного вооружения, и уже после этого решения начинают передавать другие страны. Поэтому навряд ли какая-то страна захочет быть первой в таком решении.
Поэтому нужен суд — наднациональный орган, возможно, решение всего Евросоюза, и тогда будет результат. Тогда будет соответствующий правовой механизм, решение наднационального органа. Поэтому я не верю, что какая-то отдельная страна, даже если это США, примет такое решение. Они все будут перекладывать ответственность или на другие страны, или на наднациональный орган. И это единственная возможность нам получить компенсацию.
ОЛЕГ ПЕНДЗИН: Активность Запада в конце года напрямую связана с резким увеличением военных расходов в России
— Когда мы говорим о золотодобывающей отрасли РФ, надо помнить, что это в действительности третья по объемам финансовых поступлений отрасль. Это около 12 миллиардов фунтов в год. После энергоносителей это третья отрасль, которая дает такой финансовый поток.
В действительности любые санкционные ограничения являются невероятно болезненными для российской экономики. Посмотрите, насколько серьезно к концу года оживилось мировое экономическое сообщество, насколько оживились крупные страны по поводу новых ограничений и новых санкций против РФ. Мы услышали об американских санкциях, о 12-м европейском пакете, о позиции G-7. То есть выстраивается достаточно серьезный фронт очередного давления на российскую экономику.
Есть несколько стран, которые на сегодняшний момент продолжают активно сотрудничать с РФ — Индия, Китай. И, конечно, имея такое окно российская экономика может нивелировать в какой-то степени жесткость санкционных ограничений. Но, тем не менее, любой процесс, который в данной ситуации отягощает возможность РФ восстанавливать свой военно-промышленный комплекс, является крайне важным.
Я думаю, что активность мирового бизнеса напрямую связана с тем, что в проекте бюджета на 2024 год Россия резко увеличила военные расходы. РФ планирует на будущий год потратить 112 миллиардов долларов на войну. Естественно, это крайне волнует наших партнеров.
Первые подвижки по поводу использования в интересах Украины замороженных активов в парламенте США поддержал профильный комитет. Но я думаю, что это будет крайне сложный процесс. Замороженные активы имеют дипломатический иммунитет, и есть достаточно большая юридическая сложность решения этой проблемы.
Сам факт подвижки достаточно знаковый. В использовании замороженных активов для Украины заинтересованы те страны, которые эти активы заморозили. Потому что это уменьшает финансовое давление на их налогоплательщиков. То есть если вы хотите помогать Украине, у вас есть, по сути, два источника: это либо деньги ваших плательщиков налогов, либо замороженные активы РФ.
Пока в рамках существующей юридической данности используются, естественно, деньги плательщика налогов. За эти деньги нужно отчитываться. Это достаточно сложный процесс. Это средства, которые, конечно, любой плательщик налога хотел бы направить в другие русла, которые в первую очередь касаются его лично. Российские активы это то, что теоретически хотелось бы использовать более активно.
Когда мы с вами говорим о санкционных ограничениях, там еще есть куда двигаться. Есть очень много секторов, которые на сегодняшний момент не охвачены. Тот же “Росатом”, например, или те же редкоземельные металлы, те же никель, алюминий, титан и другое. К этим вопросам крайне осторожно относятся наши партнеры, особенно по редкоземельным металлам, по тем вещам, которых в мире на сегодняшний момент не так много. Решения по этим направлениям требуют поиска альтернативных источников до того момента как санкции будут приняты. Поэтому мы видим, как европейские лидеры во время визитов в страны, которые добывают те или иные редкоземельные металлы, подписывают соответствующие декларации по поводу усиления сотрудничества, в частности, в этих отраслях.
Вопросы, связанные с поиском альтернативных источников, продолжаются. Как они будут найдены, естественно, будут прикручиваться все гайки по отношению к РФ. Пока РФ оккупирует украинские территории, санкции никто снимать не будет. Это очень длительный процесс, который будет прижимать российскую экономику и ограничивать возможности ее развития очень длительный период времени.
ЗАХАР ТРОПИН: Иммунитет чужого имущества и защита частной собственности останавливают страны Европы
— Речь идет не о передаче имущества и доходов от этого имущества, а всего лишь о передаче налогов от прибыли, полученной с этого имущества. То есть то, что получает государство. Это не собственность налогоплательщика, а государств-членов Европейского Союза. И они абсолютно свободно могут передать эти налоги фонду, как делает Бельгия для того, чтобы эти деньги были потом использованы для восстановления, помощи Украине.
Здесь необходимо понимать, что элемент использования налогов с каждым годом будет увеличиваться, поскольку доход, который будет оседать в финансовых институтах Европы и США будет увеличиваться, и, соответственно, размер налога с каждым годом будет увеличиваться.
Насколько я понимаю, на столе для обсуждения было три варианта использования замороженных активов РФ. Первый — это конфискация именно самих активов, второй — использование доходов от этих активов, то есть прямая передача доходов. И третий вариант — это использование налогов.
Первые два варианта связаны фактически с тем, что называется лишение права собственности на это имущество и на доходы с этого имущества. Мы говорим о правовых государствах, и, соответственно, эти варианты очень чувствительны для них и могут вызвать определенные проблемы, ухудшить инвестиционный климат.
Я думаю, что наиболее оптимальный вариант — это компенсационный механизм. Реестр уже запущен. Там предусматривается трехэлементная структура: реестр убытков, фонд и компенсационные комиссии. Так вот, международный фонд может быть сформирован за счет активов частных лиц и государственных компаний РФ.
Если в отношении имущества государства России и государственных компаний главная проблема — иммунитет, то в отношении олигархов главная проблема — это защита частной собственности. Эти две проблемы являются основными камнями преткновения для конфискации активов и передачи их Украине на возмещение ущерба.
Читайте также: Конфискация активов РФ — почему некоторые страны занимают выжидательную позицию, пояснил Мережко