Весна, лето или конец года: когда Украина получит F-16, обсуждаем с экспертами

Американский истребитель F-16. Фото: gettyimages

Украина для победы в войне с Россией должна как можно быстрее получить новые истребители, которые способны противостоять российским боевым самолетам.

На сегодняшний день предоставление такой воздушной техники Украине является главной задачей для западных партнеров. 

Поставки F-16 и подготовка украинских пилотов

Дания, Нидерланды, Норвегия и Бельгия обязались отправить в Украину около 45 самолетов F-16, которых достаточно для трех небольших эскадрилий. Первые истребители передаст Дания: сначала 6, а еще 13 — к концу 2024-го и в 2025 году.

Остальные страны не установили даты доставки своих истребителей. Спикер Минобороны Нидерландов Юрриан Эссер заявил, что его государство, пообещавшее Украине 24 самолета, будет хранить их, пока Киев не будет готов их принять.

Как сообщает газета The New York Times, к лету 2024 года 12 украинских пилотов будут готовы к полетам на истребителях F-16 после 10-месячной подготовки в Дании, Великобритании и США.

По информации издания, истребители готовы, а летные инструкторы ждут в новом учебном центре на авиабазе “Фетешти” в Румынии, который был создан специально для обучения украинских пилотов полетам на F-16. Однако пока неясно, когда украинские пилоты начнут тренировки, так как они еще не прибыли в этот учебный центр.

“Это зависит от правительств и контрактов, которые все это поддерживают. Мы все еще ждем всех согласований”, — сообщил офицер ВВС США в отставке, контролирующий обучающую программу для румынских пилотов на базе “Фетешти”, полковник Билл Томас.

В NYT отмечают, что подготовка украинских пилотов на современных западных самолетах проходит с огромной скоростью, а время обучения сокращено до нескольких месяцев. В то же время, этот процесс продвигается медленнее, чем надеялись Украина и ее союзники, так как “их языковые навыки и знания западных технологий полетов замедляли процесс”.

Подготовка украинских пилотов началась в августе прошлого года на авиабазе “Скридструп”, расположенной на юге Дании. По словам датских официальных лиц, украинские пилоты были готовы к полетам в январе 2024 года.

Министр обороны Дании Троэлс Лунд Поульсен сообщил, что украинские пилоты уже летают над воздушным пространством его страны. Следующий класс из восьми украинских пилотов должен прибыть в Данию в конце лета.

Ранее издание Foreign Policy со ссылкой на информацию двух европейских чиновников в рамках Мюнхенской конференции по безопасности сообщало, что Украина может получить истребители F-16 в июне этого года.

“Я думаю, что в июне мы увидим их в Украине”, — заявил министр обороны Литвы Арвидас Анусаускас.

Читайте также: F-16 в Украине поставят под угрозу нефтегазовые доходы РФ — подробности от Рыженко

Мнения экспертов

Когда Украина сможет получить самолеты F-16? Чем обусловлены  задержки с поставками этих истребителей? Насколько сложным является обучение украинских пилотов на F-16? Эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДОМ обсудили:

  • Анатолий Храпчинский, заместитель генерального директора компании по производству средств радиоэлектронной борьбы, авиационный експерт;
  • Богдан Долинце, эксперт по вопросам развития авиационного рынка;
  • Константин Криволап, авиационный эксперт, аналитик;
  • Иван Ступак, военный аналитик, сотрудник СБУ в 2004-2015 гг.;
  • Алексей Гетьман, военный аналитик.

АНАТОЛИЙ ХРАПЧИНСКИЙ: Первая группа украинских пилотов должна уже закончить обучение на F-16

— Начнем с того, что это идет не обучение [украинских пилотов], а переобучение, переквалификация, доступ к новому типу самолета. Понятно, что это абсолютно новый тип, абсолютно новые стандарты.

Программа переобучения украинских пилотов рассчитана на два года, поэтому говорится об обучении и непосредственно курсантов, и пилотов, которые не имеют еще налета, но уже выпущены, прошли определенные программы.

Мы видели, что уже есть пилоты, которые учатся на легкомоторных и учебно-тренировочных самолетах других типов. Поэтому, в принципе, мы можем говорить о разных сроках, потому что мы понимаем, что одна группа закончит обучение весной, другая группа закончит уже ближе к лету, а кто-то закончит в конце этого года.

Поэтому, с таким темпом, будет постоянно выпускаться какая-то группа пилотов. В принципе, мы понимаем, что по срокам уже подходит тот период, когда первая группа должна была бы закончить обучение и приступать к самостоятельным полетам.

Опять же, речь идет не только о переобучении, но и о том, что украинские летчики должны научиться вести боевые действия на новом виде самолета и выполнять определенные упражнения по пилотажу и уклонению от российских ракет, противоракетным отклонениям и так далее. Это имеет большое значение именно на новом типе самолетов. Поэтому, в принципе, это занимает какой-то срок.

БОГДАН ДОЛИНЦЕ: F-16 сразу не будут применять на фронте

— Эти самолеты являются одним из ключевых элементов интегрированной системы защиты воздушного пространства. С одной стороны, это более эффективное противодействия дронам-камикадзе, крылатым ракетам.

С другой стороны, это наличие более современных радаров, в отличие от тех же советских МиГ-29 и Су-27, что в целом позволит выявлять и уничтожать воздушные цели возле линии фронта и у границ Украины на большем расстоянии. Как правило, речь идет о расстоянии порядка 150-160 километров. Та же советская техника была ограничена дальностью порядка 120-140 километров.

Это и расширение спектра вооружений, которое может применяться, а также отсутствие необходимости адаптировать те западные ракеты, которые ранее были адаптированы для пусков с советских платформ. Любая адаптация для пуска западного вооружения с советской платформы производилась путем создания минимального комплекса, который не всегда позволяет эффективно запустить ту или иную ракету, например, радиолокационную.

В то же время, базовая платформа F-16 позволяет максимально раскрыть потенциал того или иного вооружения. Это означает, что даже те ракеты, которые ранее поставлялись, можно будет более эффективно и более целесообразно использовать. Они также смогут чаще и эффективнее уничтожать те или иные цели.

F-16, скорее всего, на первом этапе не будут применяться непосредственно на фронте. Они позволят освободить советские МиГ-29 и Су-27, которые защищают воздушное пространство Украины. Появление F-16 в центральных и западных областях Украины позволит освободить тот ресурс, который на сегодняшний день привлечен для защиты этого воздушного пространства.

Кроме того, первый этап также будет связан с началом эксплуатации этой техники на территории Украины. Уже около 50 техников были подготовлены или, по крайней мере, завершают свою подготовку для обслуживания и поддержки этих самолетов. И фактически уже после практического опыта и реальных фактов использования и эксплуатации их на территории Украины получили большой опыт. Будет готовиться дополнительный наземный и летный персонал.

И с наращиванием количества техники уже постепенно может быть и использование F-16 для поддержки наземных операций. В первую очередь, это использование авиационного вооружения типа “воздух-земля”. Это, как правило, крылатые авиабомбы, планирующие авиабомбы, определенные ракеты большой средней дальности, потому что F-16 может быть их носителем.

КОНСТАНТИН КРИВОЛАП: Украина пока не готова к приему F-16

— Я думаю, что наши пилоты уже практически готовы к использованию F-16, если уже не готовы полностью. Сейчас идет просто дополнительный налет, дополнительные упражнения.

Скорее всего, мы еще полностью сами не готовы к приему этих самолетов. Это связано с дефицитом финансирования, потому что инфраструктура и обслуживание самолетов ложится на плечи нашего бюджета.

ИВАН СТУПАК: Поставки истребителей F-16 зависят от подготовки экипажей

— К сожалению, идет затягивание с поставками F-16. Назывался первый квартал, а теперь уже лето. Даже не начало, а середина лета, а, может, даже конец.

Хотя некоторые люди говорят, что уже “своими глазами видели, как летит самолет, похожий на F-16”. Понятно, что человек не разбирается, но такие сплетни уже появляются в украинском обществе.

Да, многие хотели бы их видеть намного раньше. Но, опять же, их будет немного. Когда они будут, зависит от экипажа. То есть раньше, чем у нас будут подготовлены экипажи, самолеты мы не получим.

Экипаж тренируется, а самолеты стоят в ангарах — такого не будет, это точно. И еще раз их немного. Их ожидается порядка полутора десятков, вернее, до 20 единиц. Это на первом этапе. А дальше уже война покажет.

Что касается использования иностранных аэродромов для F-16, то эта история обсуждалась. Не будем называть эту страну, она очень близко к нам находится. И теоретически аэродром на территории этой страны мог бы использоваться как временная пересадочная площадка для нашей авиации.

Но этот аэродром будет просто уничтожен российскими крылатыми баллистическими ракетами просто на корню. И эта страна ничего не сможет противопоставить такой атаке. Это был единственный аргумент, почему нельзя его использовать.

АЛЕКСЕЙ ГЕТЬМАН: F-16 могут появиться в Украине уже весной

— Если мы говорим о системах противовоздушной обороны, то самолет  F-16 — это тоже система ПВО. Он также может уничтожать не только самолеты врага, но и воздушные цели.

Баллистические ракеты он не может перехватывать, но он для этого и не создавался, а вот крылатые ракеты и “Шахеды” он способен сбивать. Особенно новые “Шахеды”, которые россияне хотят поставить на массовое производство.

Так что, россияне пусть ждут и дальше будут летать, а мы будем сбивать. Когда появится F-16, так они уже подлетать не смогут.

Судя по той информации, которая в открытом пользовании, то мы эти истребители должны увидеть не до лета, а до Пасхи, где-то в апреле, я думаю. Пилоты сейчас проходят последнюю стадию, это уже применение в бою этих самолетов.

Юрий Игнат сказал, что пилоты должны не просто научиться летать на этих самолетах, они должны научиться на них воевать. Вот это было очень метко сказано. Мне тут нечего добавить.

Читайте также: НАТО признает право Украины бить с F-16 по целям в РФ: заявление Столтенберга прокомментировал эксперт

Прямой эфир