Доносы, штрафы и аресты, преследование за правду и желание открыть глаза на истину подрастающему поколению и новые требования к работе педагогов в России. Вместо того чтобы давать детям знания, прививать “доброе и светлое”, учителей заставляют работать по кремлевским “конспектам”. В РФ образование превратилось в инструмент идеологического контроля, а учителя стали узниками путинского режима.
Как Кремль проникает в головы детей, почему профессия педагога становится такой схожей с профессией пропагандиста, и как режим карает учителей, которые не изменили педагогическим доктринам? Об этом рассказывает свежий выпуск “Специального репортажа” на телеканале FREEДOM.
Автор — Марина Нестеренко
Изменения в работе учителей с февраля 2022 года
Изменения системы образования после нападения РФ на Украину повлекли за собой и трансформацию в работе педагогических работников. Власть уже не видит в учителях проводников в мир знаний, а рассматривает их как идеологический инструмент с выгодными Кремлю нарративами.
“У учителей появилась дополнительная нагрузка в виде пропаганды. До февраля 2022 года ты мог рассказывать так, как считаешь нужным, а с февраля 2022 года государственная пропаганда все больше и больше захватывала учебный процесс”, — говорит лен независимого профсоюза “Альянс учителей” Хельга Пирогова.
Все началось с внедрения патриотических мероприятий, которые, должны были добавить патриотизма в учебный процесс. Согласно новой “традиции” каждый понедельник учителя собирают детей на линейку, чтобы торжественно поднять российский флаг и хором исполнить гимн.
Кроме того, добавили внеклассные занятия “Разговоры о важном”, оставляя простор для политических интерпретаций. Также появились новые предметы, к примеру, “Семьеведение” и “Основы безопасности и защита родины”. Учителям для этого даже пришлось пройти переквалификацию, чтобы обучать детей, например, пилотированию беспилотников. Некоторые из них даже назвали это “второй профессией”.
Учителей обязали участвовать в благотворительности для российской армии, собирать с учениками гуманитарную помощь на фронт, плести маскировочные сети и делать окопные свечи.
“Мы как патриоты своей страны помогаем нашим ребятам, которые там в зоне “СВО”. Я считаю что это как раз и является положительным моментом — приучать детей к общественно-полезному труду, чтобы помогать приносить пользу нашей стране”, — заявил один из российских учителей.
В программе появились рассказы о новых “героях” с обязательными встречами детей с ветеранами так называемой “СВО”, чтобы привить подрастающему поколению чувство “гордости”, “долга” и “сопричастности”.
Среди учителей, которые покорно выполняли приказы по внедрению пропаганды, способствуя превращению молодых умов в будущих безропотных солдат, нашлись и те, кто с первых дней выступил против — как войны, так и новых кремлевских ценностей.
Учителя отказываются помогать режиму
Татьяна Червенко — бывший классный руководитель и учитель математики московской школы №1147. В начале войны, как только Министерство образование спустило приказ о проведении “Разговоров о важном”, учительница выступила против и отказалась проводить эти уроки.
“Я сразу сообщила родителям, что вместо этих уроков буду вести математику. Прошло три урока. На третий пришла завуч и записала весь урок. На той же неделе мне сделали первый выговор за замену урока на математику”, — рассказывает учитель математики Татьяна Червенко.
Татьяна раньше выходила на антивоенные митинги и давала интервью оппозиционным медиа. За такое “неподобающее” в российских реалиях поведения, на женщину, как заведено в РФ, написали донос уполномоченной по правам детей Марии Львовой-Беловой. По мнению автора доноса, “учительница нарушила права школьников и совершила аморальный поступок”.
“На этот донос в департаменте образования ответили, что они провели расследование и что учитель агитацией в школе не занимается — учитель просто учит”, — говорит Червенко.
Администрацию школы это все равно не устроило и через несколько месяцев учительницу уволили. Татьяна Червенко считает, что в России творится беспредел и увольнение произошло по политическим мотивам.
Кроме того, учителей увольняют за отказ развозить повестки мужчинам, которые подлежат мобилизации. Иван Панин работал в средней школе города Курильска учителем физкультуры и вел секцию по волейболу. Осенью 2022 года, когда Путин объявил мобилизацию, директор школы потребовал от учителя развозить повестки вместе с коллегами.
“Я подумал, что это не очень сочетается с обязанностями учителя физической культуры и сказал, что отказываюсь. Директору я написал, что отказываюсь в этом участвовать. За это меня назвали предателем и заявили, что мне не место в школе”, — рассказывает бывший учитель физкультуры Иван Панин.
После этого произошел телефонный звонок от директора школы.
“Предательство начинается с вот такого маленького, понимаете? Сейчас вы упираетесь и не хотите этого делать, потому что вы учитель физической культуры. Это ваша обязанность, да. Как учителя. Как гражданина Российской Федерации. Как законопослушного патриота. А вы не патриот”, — заявил директор Андрей Горбачев.
Спокойно работать Ивану Панину так и не позволили и постоянно устраивали всевозможные проверки. Не выдержав давления, учитель уволился, а позже уехал из РФ.
“Где-то через неделю после начала войны директор школы скинул методичку о том, как надо каждому классу преподносить историю, а именно — раздел про отношения России с Украиной. Я понял, что она имеет мало исторической правды”, — рассказывает учитель истории и обществознания Андрей Шестаков.
Уволить со школы могут и по доносу самих же учеников. Андрей Шестаков работал учителем истории и обществознания в гимназии города Нерюнгри в Якутии. После начала войны, несмотря на официальный указ, он продолжал преподавать историю, опираясь исключительно на исторические факты, не искажая события и донося до учеников правду.
“Как то на уроке 11 класс стали шушукаться по поводу войны. Я помню, они говорили “наши что-то там захватили”. А у меня уже на тот момент это вызывало сильное отторжение — навязанная государством точка зрения по поводу войны о том, что наши действия абсолютно правильные. Слово “наши” вызвало какое-то отторжение. Я просто начал рассказывать о том, что действия нашего государства незаконные и неправильные. Мое выступление было немного эмоциональное и откликнулось у учеников”, — вспоминает Андрей Шестаков.
Истинные юные патриоты России в глаза учителю промолчали, а директору — донесли. Андрея попросили написать заявление об уходе по собственному желанию, а позже обвинили по статье о дискредитации армии и оштрафовали на 35 тыс. рублей. Поводом стал комментарий в соцсети. Не дожидаясь увеличения давления или визита силовиков, учитель покинул страну.
Когда правда — это “аморальное поведение”
Учителя в России покидают стены школы чаще не по собственному желанию, а по статье. Учитель географии Камран Манафлы вышел на антивоенный протест с плакатом “Я хочу жить в мире”, а потом написал пост.
“Жить надо так, чтобы совесть не мучала. Недавно в школе мне сказали: “У вас не может быть никакой позиции кроме как официальной, государственной”. Так вот, у меня есть свое мнение! И не только у меня, у многих учителей есть свое мнение. И знаете что? Оно явно не совпадает с мнением государства”, — написал Камран Манафлы.
Прошло всего полчаса и на телефоне уже была школьная администрация с требованием удалить пост.
“Естественно, я сказал, что не буду ничего удалять. Мне ответили, что раз не буду удалять, то тогда я должен прийти в кабинет директора и уволиться”, — вспоминает учитель географии.
С режимной точки зрения все логично, если учесть, что директор московской школы №498, в которой работал Камран, Гордзейко Тамара Васильевна — депутат муниципального совета от партии “Единая Россия” и доверенное лицо Путина.
“Я пришел в свой корпус за своими вещами, попрощаться с детьми и забрать документы. Меня не пускали в школу, начался какой-то цирк”, — рассказывает Камран Манафлы.
Школе была поставлена задача не допускать Камрана ни к детям, ни в кабинет. Не дали даже написать заявление по собственному желанию. Через несколько дней учителя уволили по статье за “аморальное поведение”. Он пытался обжаловать решение в суде, но безуспешно.
“В основном аморальное поведение в простонародье и в педагогическом сообществе всегда связано с педофилией. Это самое страшное, что может быть”, — говорит учитель.
“Аморально поведение” увидели и в работе учителя Александра Бобурова. Он 10 лет преподавал физику в частной подмосковной школе “Президент”, где учатся дети российской так называемой элиты.
“Власти очень серьезно смотрят на учителей, возлагают на них все больше ответственности и очень остро и истерично реагируют на любые проявления вот такой идеологической сознательности со стороны педагогов”, — говорит пресс-секретарь “ОВД-инфо” Дмитрий Анисимов.
В феврале 2022 года Александр решил рассказать ученикам правду о начале полномасштабного вторжения в Украину.
“24 февраля приехал на работу. В коридоре я встретил замдиректора Светлану Сабельникову и предложил ей провести общее собрание, чтобы решить, что сказать детям в этой ситуации. Но она ответила, что не видит в этом необходимости. Тогда я решил действовать сам: в интернете скачал картинку пшеничного поля под синим небом и музыку из песни “Хотят ли русские войны?”. На получившемся слайде, я под воздействием эмоций сравнил Владимира Путина с Адольфом Гитлером и призвал спасти Украину, отметив в сноске, что презентация отражает личное мнение”, — описал события Александр Бобуров.
За это учителя отстранили от проведения занятий на неделю, а потом предложили написать заявление “по собственному желанию”. Александр отказался и в отместку получил статью за “аморальное поведение”.
“Это довольно серьезно отражается на жизни учителей, потому что после увольнения, особенно если это происходит по причине какого-то “аморального поведения”, человек фактически теряет любую возможность дальше найти работу по профессии. Руководство некоторых школ довольно часто пользуется такой формулировкой, чтобы увольнять учителей за антивоенные высказывания”, — комментирует пресс-секретарь “ОВД-инфо” Дмитрий Анисимов.
Увольнения оказались лишь началом, дальше — преследования так называемых правоохранителей: педагогов обвиняют в распространении фейков, дискредитации, государственной измене и даже оправдании терроризма. Причина — это всего лишь собственное мнение, расходящееся с официальной позицией властей.
“Учитель — это одна из самых опасных профессий для власти. Если человек написал пост после начала полномасштабного вторжения, то это значит, что он так думает. Если он так думает, то он так или иначе может сказать это детям. Это единственный человек, который имеет доступ к будущему — чем лучше учитель, тем больше влияние. Власть это понимает и поэтому так реагирует”, — комментирует педагог Дима Зицер.
Уголовное преследование учителей за антивоенную позицию
В день начала так называемой “СВО” учитель биологии из московской школы Сергей Лопатин пришел к Министерству обороны с плакатом. На нем было написано: “В детстве меня учили: лишь бы не было войны. Теперь, когда наша страна начала войну, я не знаю, что сказать своим ученикам”.
“Не хочу, чтобы моя акция выглядела какими-то героическим подвигом. Мне было важно не сколько стоять с плакатом, сколько заявить свою позицию в социальных сетях, чтобы все мои знакомые знали — я категорически против”, — комментирует учитель биологии Сергей Лопатин.
Руководство школы отнеслось к поступку Сергея ожидаемо и попросило прекратить участие в каких-либо антивоенных акциях. Учитель не изменил своим взглядам и продолжил ходить на протесты. Сергей Лопатин добросовестно учил детей и даже подготовил победителей всероссийской олимпиады. Но эти заслуги режиму не важны, ведь главное — он инакомыслящий.
“Представьте себе, что вы московский учитель, всю жизнь занимается тем, что читаете умные книги, научные статьи. И интересуетесь политикой потому, что это обязанность гражданина. А тут вас “винтят”, бьют по ногам и вас отправляют в полицейский участок”, — говорит Сергей Лопатин.
Учитель биологии отсидел в спецприемнике две недели, вышел оттуда с повесткой и был вынужден срочно эмигрировать. В апреле 2024 года на него завели уголовное дело по статье “публичное распространение заведомо ложной информации об использовании ВС РФ”. Если учитель вернется в Россию, то ему может грозить до 15 лет лишения свободы.
Еще одна российская учительница выбрала остаться человеком и этому же учила своих учеников. Наталье Таранушенко 65 лет и половину своей жизни она проработала в школе учителем русского языка и литературы. Наталья воспитала не одно поколения детей.
“Я рождена спустя 14 лет после окончания Второй мировой войны. Я сидела на коленях у родителей и бабушек, которые знали войну. Я все это слышала с детства — “лишь бы не было войны”. И никогда день победы не был праздником”, — вспоминает учитель русского языка и литературы Наталья Таранушенко.
И когда вновь ее страна начала войну Наталья Таранушенко не стала молчать о войне. На “Уроке добра” женщина рассказала ученикам о преступлениях российских военных в Буче и отметила, что российское вторжение в Украину нарушает нормы международного права.
Один из ее учеников пожаловался на этот разговор своему отцу, а тот начал писать доносы в полицию и требовал уволить Таранушенко. Так продолжалось два года. Все это время в возбуждении дела отказывали, а школа не увольняла педагога. Уже в 2024 году доносчик добился своего и на Таранушенко завели уголовное дело по статье о “фейках об армии РФ”.
“В Telegram-канале появилась информация, что заведено дело. Я была очень удивлена и не поверила, потому что в 2022 году меня проверяли прокуратура, СК и полиция. Тогда эта статья была административной, а теперь видимо пришло время ужесточились нормы. Статью переквалифицировали в уголовную”, — говорит Наталья Таранушенко.
По этой статье может грозить до 10 лет лишения свободы. Не дожидаясь задержания женщина покинула территорию России.
“Путь тернистый и сложно всю жизнь оставить за плечами. Но ты чувствуешь себя человеком и понимаешь, что не изменил себе. Это дорого стоит”, — говорит Таранушенко.
Далеко не всем учителям удалось избежать незаслуженного наказания. Никиту Тушканова, учителя истории и обществознания, из города Микунь Республики Коми уволили по статье за “аморальное поведение” еще до войны. Поводом стал одиночный пикет в защиту свободы слова. После увольнения по статье на работу в школы Никиту не брали, поэтому он подался в репетиторство. Когда началась полномасштабное вторжение РФ в Украину, Никита открыто высказывал свое мнения в соцсетях.
“Он выложил ВКонтакте пост про взрыв Крымского моста, то есть указал факт. ФСБ приняла решение, что это оправдание терроризма”, — вспоминает жена Никиты Тушканова Александа Кочанова.
Мужчину осудили на 5,5 лет по статье “оправдание терроризма” и “повторной дискредитации армии РФ”, а Росфинмониторинг внес учителя в список террористов и экстремистов.
“Неизвестно, сколько еще ему сидеть, потому что очень мало выпускают политических заключенных. Людей просто выживают из системы всяческими образом”, — рассказывает член независимого профсоюза “Альянс учителей” Хельга Пирогова.
Правозащитники говорят, что на учителей давят за антивоенные высказывания, которые были совершены не в рамках учебного процесса. И это давлении становится все более жестким.
Свободы лишают даже за карикатуры в газете и перевод 20 тыс. рублей родственнику из Украины. С такой реальностью столкнулся липецкий учитель рисования Даниил Клюк.
“Я думал, все обойдется увольнением, а они еще в ФСБ позвонили, отдали им газеты и сказали, что я интересуюсь взрывчаткой. Полторы недели за мной следили, потом директор позвонил и говорит: “приходи, надо с бумагами разобраться”. Я пошел на бывшую работу и успел только сотню метров пройти, как начались “маски-шоу” — мордой в снег, мешок на голову, затем подвал в неизвестном месте. Спустя несколько дней они нашли в моем телефоне переводы моему брату из Луганска, которые я перечислял на благотворительность”, — рассказывает учитель Даниил Клюк.
ФСБ заставила учителя сказать, что деньги были переведены на нужды батальона “Азов”, который в России считается террористической организацией. Так Даниилу впаяли 20 лет за “госизмену и содействие терроризму”.
В период с 2022 по 2024 год давлению подверглись 143 российских учителя. Для многих это ограничилось штрафами, обысками и задержаниями без реальных сроков, а 23 учителя стали фигурантами уголовных дел. Это привело к оттоку кадров: в 2023 году из российских школ уволилось около 193,5 тыс. учителей и сейчас в РФ нехватка школьных преподавателей. По данным вице-премьера Татьяны Голиковой, дефицит школьных педагогов составляет 11 тыс. человек и это только официальная цифра.
“Школа превращается в систему рекрутинга новобранцев в путинскую армию. Учителя в школах стали политруками и их задача — не образование давать детям, а рекрутировать в путинскую армию”, — комментирует участник проекта “Не норма” Дмитрий Цибирев.
Вместо того чтобы в школы привлечь профессиональных учителей, Кремль решил подготовить новых педагогов из числа бывших участников “СВО”, то есть военных преступников, а зачастую — еще и уголовников. Фонд “Защитники Отечества” организовал для них курсы по переподготовке, закончив которые бывшие военные смогут преподавать в школе предмет “Основы безопасности и защита родины”.
“Эти курсы буквально длятся несколько месяцев. То есть это очень далеко от какого-то качественного образования, педагогического образования. Этих людей, несмотря на все психологические травмы после войны, все равно допускают к работе с детьми. Сейчас это пока ограничивается только новыми предметами, но я буду совершенно не удивлен, если спустя год вот эти “свошники” начнут привлекаться к каким-то другим школьным предметам”, — говорит участник проекта “Не норма” Дмитрий Цибирев.
Три года войны в Украине превратили работу российских учителей в “террор”, ведь Кремлю нужно воспитывать новых солдат для путинской армии. Учителя должны подготовить диктатору детей с уже “правильным” патриотическим настроем и готовностью убивать по приказу властей. Те немногие, кто осмеливается противостоять госпропаганде, не искажать правду и учить детей мыслить критически, быстро оказываются врагами режима — их навсегда лишают возможности работать и кидают в российские тюрьмы.
Читайте также: Буряты думают о независимости, но большинство подавляют в себе эти порывы: интервью с востоковедом Доржо Дугаровым