Топливный кризис в России: причины и последствия обсуждаем с экспертами

Фото Укринформ

В сентябре Россия столкнулась с большим ростом цен на бензин и дизельное топливо внутри страны, а также с их дефицитом. Это связывают с урезанием выплат, которые нефтяные компании получали от государства, если продавали дизельное топливо на внутреннем рынке.

Ситуация с нефтепродуктами в РФ

Один из крупнейших в мире поставщиков нефти — РФ во время кампании по сбору урожая столкнулась с нехваткой топлива. Наиболее остро кризис ощутили южные регионы страны. По сообщениям российских СМИ, дефицит топлива зафиксировали на АЗС в Астраханской, Саратовской, Самарской, Рязанской, Ростовской, Новосибирской и Волгоградской областях, Калмыкии, Хабаровском крае и в оккупированном Россией Крыму.

Причины “временных трудностей” назывались разные: от “серого” экспорта до “пробок” в южных регионах. Якобы россияне настолько массово поехали отдыхать в сезон отпусков, что парализовали железную дорогу.

С проблемой за месяц не справились ни Федеральная антимонопольная служба, ни Министерство энергетики РФ.

21 сентября, глава российского правительства Михаил Мишустин подписал сразу два ключевых постановления. Первое — о временном запрете на вывоз из страны бензина и дизельного топлива. Второе — о введении экспортных пошлин с привязкой к курсу рубля. Причем пошлины на бензин, к примеру, подняли с 6 долл. за тонну сразу на 250 долл.

У главы российской компании “Газпром нефть” Александра Дюкова ожидания от принятых мер “так себе”.

“Заградительная пошлина на нефтепродукты на коротком отрезке времени может привести к излишку топлива и снижению внутренних цен. Но из-за резкого увеличения пошлины снизится эффективность НПЗ в России и, соответственно, уменьшатся объемы переработки нефти. В итоге это может привести к нехватке топлива”, — заявил Дюков в кулуарах Промышленно-энергетического форума в Тюмени.

27 сентября президент России Владимир Путин дал поручение правительству проработать механизмы, которые позволят своевременно принимать решения и эффективные меры, влияющие на ценообразование топлива в стране.

Бывший российский министр финансов Сергей Алексашенко предполагает, что Кремль будет выдавать квоты на экспорт и следить, чтобы горючее шло прежде всего для войск и аграриев.

Отметим, из-за западных санкций Россия не может получать оплату в долларах и других мировых валютах, что значительно усложнило торговлю нефтью для страны.

В то же время, как отмечают аналитики, россияне научились использовать теневой флот, чтобы обходить ценовое ограничение G7, запретившее страховым компаниям и перевозчикам своих стран обслуживать экспорт российской нефти, если ею торгуют по цене выше ограничения, установленного на уровне 60 долларов за баррель.

29 сентября на российской бирже летний дизель по территориальному индексу СПбМТСБ в Европейской части России подешевел на 1,77%, достигнув отметки 62,074 тыс. рублей за тонну. Бензин марки Аи-92 подешевел на 0,03%, остановившись на отметке 57,933 тыс. рублей за тонну.

Марка Аи-95 наоборот выросла еще на 0,42%, добравшись до уровня 60,648 тыс. рублей за тонну. Авиатопливо подорожало на 0,26%, до 77,064 тыс. рублей за тонну, мазут — на 2,05%, до 38,122 тыс. рублей за тонну.

Сжиженные углеродные газы подешевели на 0,41%, до 27,753 тысячи рублей тонну.

На цене топлива на АЗС сегодняшние биржевые цены смогут отразится только тогда, когда эти законтрактованные объемы топлива доедут до заправок. А на это может уйти до двух месяцев.

Мнения экспертов о ситуации на российском рынке

Причины и последствия кризисной ситуации с топливом в РФ — в эфире телеканала FREEДOM обсудили:

  • Игорь Липсиц, российский экономист, доктор экономических наук, профессор;
  • Екатерина Мереминская, российская журналистка;
  • Иван Ус, кандидат экономических наук, главный консультант Центра внешнеполитических исследований Национального института стратегических исследований (НИСИ).

ИГОРЬ ЛИПСИЦ: Причиной стало сокращение выплат нефтяникам

— Причина вполне понятная. Правительству нужны деньги, чтобы финансировать военные расходы. Поэтому было решено сильно сократить выплаты нефтяникам, которые помогали удерживать некую выгодность поставок бензина и солярки на внутренний рынок.

Понятно, что нефтяникам это не понравилось. Соответственно, возникла ситуация, когда выгоднее продавать за рубеж. Масса компаний занялась серым экспортом моторного топлива. Возник огромный спрос. Из-за этого резко поднялась цена. Соответственно, стало совсем нехорошо продавать в России, потому что по такой цене продать нельзя. Выгоднее вывозить за рубеж. Поэтому пошел большой отток. И, соответственно, возник дефицит.

Еще не забывайте, что весь объем производства в России был сбалансирован без военных потребностей под гражданский транспорт. А тут добавились огромные расходы горючего на военные цели. Соответственно, у нас уже на юге России сразу начали пыхтеть бензоколонки. Заправиться было невозможно на гражданском транспорте.

Возникла ситуация, когда все, кто может, — увозят, остальные бензин и солярку потребляет военная техника.

В общем, гражданскому сектору, включая сельское хозяйство, стало не хватать. Поэтому возникла некая истерическая ситуация. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев стал истерически кричать, что катастрофа наступает, мы не сможем убрать урожай 2023 года, надо что-то делать срочно.

Понятно, что правительство для того, чтобы отнять деньги, сократило выплаты нефтяникам. Нефтяники, чтобы компенсировать потерю денег, стали больше экспортировать. В России осталось меньше бензина. Это работа правительства.

ЕКАТЕРИНА МЕРЕМИНСКАЯ: Это комбинация внешних обстоятельств и неумелого руководства

— Это парадокс. И это не первый такой рукотворный кризис. При неумелом руководстве можно довести любую страну до таких проблем. СССР, например, при всех его посевных площадях был чистым импортером пшеницы в свое время. То есть пшеницы не хватало. С бензином, вообще с топливом сейчас происходит примерно такая же вещь.

Это комбинация внешних обстоятельств и неумелого руководства.

С одной стороны, правительство России пыталось сдерживать цены на топливо, на бензин. Там был применен такой механизм, что часть цены, часть разницы между внешней и внутренней ценой на топливо компенсируется государством. Это было сделано, потому что у российского правительства есть такой пунктик — чтобы не росли цены на бензин.

Это так же, как они смотрят все время на уровень безработицы и стараются сделать так, чтобы не было безработных. То есть не больше рабочих мест, а меньше безработных. Вот так же и с топливом произошло.

ИВАН УС: Придерживают до лучших времен

— На самом деле ответ простой — демпфер. Вернее, его отсутствие.

Что такое демпфер? Это политика Российской Федерации, которая существовала на протяжении многих лет и заключалась в том, что нефтяным компаниям, производителям бензина также доплачивали деньги за то, что они продают бензин в России, а не за рубеж.

В данной ситуации что произошло? Выросли мировые цены на нефть. Соответственно, нефтяные компании и производители нефтепродуктов вполне логично решили, что зачем нам продавать товары на внутреннем рынке, когда можно продать на внешнем, и мы заработаем больше денег.

Ранее включался в такой ситуации демпфер, по которому эти компании от правительства России получали деньги за то, что они реализуют свою продукцию на внутреннем рынке, а не на внешнем. И вот этот демпфер компенсировал.

Но в чем проблема? В апреле в России был резкий рост расходов и сокращение доходов, и, соответственно, начиная с мая текущего года, в Российской Федерации делали все возможное, чтобы сократить расходы и попытаться увеличить доходы. Это им удалось. И если мы посмотрим данные Министерства финансов России, на август уже расходы по сравнению с январь-август предыдущего года выросли всего на 3,5%, хотя за январь-апрель рост был 26%. Но как это удалось сделать? Просто начали сокращать разные расходы и урезать разные программы, в том числе урезали демпфер.

Соответственно, если ранее в ситуации роста мировых цен на нефть и нефтепродукты российское правительство компенсировало нефтяникам эту разницу, чтобы они продавали все внутри России, сейчас они этого не делают. И производители нефтепродуктов говорят: “О’кей, мы тогда не будем продавать это в России. Мы это придержим до того, как, либо цены вырастут, либо вернется демпфер.

Теперь ситуация в России, когда из-за того, что нефтяники придерживают дизель, в первую очередь, а также другие виды топлива просто исчезли. Там, где не исчезли, там цены начали расти.

Но все-таки правительство контролирует этот вопрос, и нельзя цены в космос, скажем так, отправить. А поскольку нельзя, то, соответственно, просто решили спрятать и придержать до лучших времен. 

Читайте также: Сколько еще протянет экономика РФ — разбор FREEДОМ (ВИДЕО)

Прямой эфир