Второй раунд переговоров между Украиной и США прошел сегодня, 25 марта, в столице Саудовской Аравии — Эр-Рияде. Накануне консультации проводили представители Москвы и Вашингтона — также в Саудовской Аравии.
По итогам переговоров последовал ряд заявлений от США, России и Украины. Ключевая договоренность — безопасность в Черном море.
Безопасность судоходства в Черном море — акцент очередного раунда переговоров
США и Украина достигли соглашения о мерах по обеспечению безопасного судоходства в Черном море, запретив применение силы и исключив возможность использования коммерческих судов в военных целях. Об этом говорится в заявлении, опубликованном на сайте Белого дома, по итогам встречи экспертных групп США и Украины в Эр-Рияде 23-25 марта.
В документе подчеркивается, что достигнутые договоренности основаны на обсуждениях между президентом США Дональдом Трампом и президентом Украины Владимиром Зеленским.
Кроме того, стороны согласились, что США продолжат содействовать обмену военнопленными, освобождению гражданских заключенных и возвращению насильственно перемещенных украинских детей.
Вашингтон также подтвердил готовность продолжать посреднические переговоры между Украиной и Россией на основе договоренностей, достигнутых в Эр-Рияде.
Министр обороны Украины Рустем Умеров, который принимал участие в консультациях, также озвучил детали договоренности:
“Важно! Украинская сторона подчеркивает: перемещение Россией своих военных судов за пределы Восточной части Черного моря будет считаться нарушением духа этой договоренности и будет рассматриваться как нарушение обязательств обеспечить свободу судоходства в Черном море и угрозу национальной безопасности Украины. В таком случае Украина будет иметь полное право реализовывать право на самозащиту”.
Кроме того, все стороны приветствуют привлечение третьих стран с целью обеспечить поддержку внедрения энергетической и морской договоренностей.
“Для эффективного внедрения договоренностей важно проведение как можно скорее дополнительных технических консультаций для согласования всех деталей и технических аспектов реализации, мониторинга и контроля договоренностей”, — отметил Умеров.
Ранее Москва также согласилась на консультациях с РФ на полное 30-дневное прекращение огня, однако начала выдвигать свои условия, сведя процесс к обсуждению лишь ограниченного прекращения ударов по энергетической инфраструктуре.
Так, после беседы Трампа и Путина 18 марта американская сторона поспешила заявить, что достигнуто соглашение о полном прекращении атак на инфраструктуру. В то же время российские представители уточнили, что речь идет исключительно об энергетических объектах. При этом Москва продолжила выдвигать дополнительные условия: приостановку военной помощи Киеву, временный запрет на мобилизацию и прочие требования, ослабляющие позиции Украины.
Паралелльно Россия продолжает обстреливать украинские города.
США помогут России восстановить экспорт сельхозпродукции и удобрений
Соединенные Штаты заявили, что окажут помощь России в восстановлении доступа к мировому рынку сельскохозяйственной продукции и удобрений, а также снизят стоимость морской страховки. Как отмечается в документе, на техническом уровне США и Россия достигли ряда соглашений:
“Соединенные Штаты помогут восстановить доступ России к мировому рынку экспорта сельскохозяйственной продукции и удобрений, снизить расходы на морское страхование и расширить доступ к портам и платежным системам для таких операций”.
Кроме того, стороны приняли решение разработать меры по реализации соглашения между президентом США Дональдом Трампом и главой Кремля Владимиром Путиным о запрете ударов по энергетическим объектам России и Украины.
“Соединенные Штаты и Россия приветствуют добрые услуги третьих стран по поддержке реализации энергетических и морских соглашений”, — заявили в Белом доме.
Совместные украинско-американское и американо-российское заявления имеют различие в один пункт из пяти, заявил президент Украины Владимир Зеленский. Украина настаивала на возвращении детей, а РФ — на снятии преград для транспортировки их аграрной продукции.
“Насколько нам известно, россияне подняли вопрос о помощи американской стороны россиянам по транспортировке их агропродукции. То есть, вопрос портов, тарифов и тому подобное. Мы на это не пошли, чтобы это было в нашем общем документе. Считаем, что это ослабление позиций и ослабление санкций. Мы еще не знаем деталей этого пункта и мы не присутствовали на встрече, поэтому ничего не могу сказать. Но этого не было в нашей адженде”, — сказал Зеленский во время общения с журналистами.
В Кремле же в свою очередь заявили, что договоренность о реализации “Черноморской инициативы” должна вступить в силу после снятия санкций с Россельхозбанка.
Станет ли безопаснее Черное море — мнения экспертов
О том, насколько серьезны намерения России и почему Москва добивается от США новых сделок в сфере морской торговли и судоходства, — в эфире телеканала FREEДОМ рассуждали:
- Андрей Рыженко, капитан 1-го ранга запаса, заместитель начальника штаба ВМС ВС Украины (2004-2020 гг.);
- Дмитрий Плетенчук, спикер Военно-морских сил Вооруженных сил Украины;
- Олеся Яхно, политологом;
- Дмитрий Левусь, политолог-международник, эксперт Центра “Объединенная Украина”.
АНДРЕЙ РЫЖЕНКО: Лучшее, что может сделать Россия — перестать стрелять, ане выдвигать требования о том как обеспечить перемирие на воде
— Сначала важно отметить, что с момента начала оккупации Крыма Россия захватила 82% береговой линии Украины, оставив стране лишь 18%. Это территория от устья Дуная до устья Днепра, где сосредоточены основные черноморские порты Украины.
Наибольшую угрозу для этих портов и судоходства представляет российская ракетная агрессия, направленная против портовой инфраструктуры. Основные удары наносятся с территории северного Крыма ракетами “Искандер” — мощными сверхзвуковыми ракетами, нацеленными на суда, находящиеся в портах под разгрузкой. Эти атаки происходят регулярно и наносят серьезные повреждения судам. Например, во время последнего удара по Одессе, который произошел на прошлой неделе, погибли четыре члена экипажа: три сирийца и один украинец.
На мой взгляд, а также согласно позиции Военно-морских сил Украины, которую я полностью поддерживаю, необходимо заставить Россию прекратить ракетные удары по украинской морской инфраструктуре.
Во-вторых, восстановление судоходства является стратегически важным шагом для Украины, поскольку 85–90% грузов, импортируемых и экспортируемых страной, транспортируются по морю. Блокада портов в начале широкомасштабной агрессии значительно усложнила и удорожила логистику. Позже, с открытием временного морского коридора, страховые выплаты на судоходство значительно возросли, что также отразилось на стоимости грузов.
Возобновление полноценного судоходства из портов Одессы, Очакова, Николаева, Южного и Черноморска в Босфор поможет нашей экономике наполнять бюджет.
Однако есть угроза зерновой сделки, которую активно толкает Россия. С момента ее заключения российская сторона разработала план противодействия. В течение всего срока действия сделки Москва не столько обеспечивала ее реализацию, сколько стремилась ей препятствовать. Мы помним многокилометровые очереди судов в проливе Босфор, ожидающих российской инспекции под предлогом проверки на наличие запрещенных грузов, хотя за все время существования сделки не было зафиксировано ни одного подобного случая.
Наиболее выгодный для Украины вариант — это полный отказ России от атак на портовую инфраструктуру и суда, направляющиеся в украинские порты. Российский флот должен оставаться в своих базах — в Новороссийске, Севастополе или других местах — и просто не вмешиваться. Это стало бы лучшим решением для зернового коридора. Проще говоря, России нужно просто ничего не делать, не вести боевых действий. Это был бы настоящий шаг к миру и стабилизации ситуации в Черном море.
Если рассматривать возможное перемирие в Черном море, его смысл заключается в том, что Украина прекращает атаки морскими дронами, а Россия перестает обстреливать украинские порты, атаковать суда и устанавливать морские мины вблизи побережья.
Ранее российские силы применяли авиацию для минирования, но в последнее время этот метод не используется благодаря усилению украинской системы ПВО. Однако российские военные корабли все еще представляют угрозу, и Украине необходимо выработать эффективные механизмы сдерживания.
Российский флот на сегодняшний день уязвим. Это подтверждается тем, что, если в начале войны ежедневно выходило в море 45–50 российских кораблей, то сейчас их количество сократилось до единиц, а иногда они вовсе не выходят в море.
Каждое их появление сопровождается усиленными мерами безопасности: привлекаются вертолеты, авиация и беспилотники для разведки, а сами корабли оборудованы дополнительным вооружением. Тем не менее из-за угрозы морских дронов большая часть российского флота остается в пунктах базирования.
Болгария и Румыния осознают, что возможное перемирие может сопровождаться российскими провокациями. В Черном море сейчас находятся четыре российские подводные лодки, базирующиеся в Новороссийске. Если перемирие будет достигнуто, Москва, скорее всего, направит надводные и подводные корабли ближе к транспортному коридору, проходящему через терводы Болгарии и Румынии.
Именно поэтому эти страны активно развивают свои военно-морские силы, закупая новые корабли и ракетные системы. Например, Румыния недавно приобрела современные противокорабельные ракеты NSM с дальностью действия до 300 км.
Существует также риск, что Россия будет использовать подводные лодки для скрытого минирования морских путей в территориальных водах Болгарии и Румынии.
Самоходные мины могут быть установлены таким образом, что их присутствие можно будет списать на последствия войны, обвинив в этом украинскую сторону. Это серьезная угроза, и, похоже, Болгария и Румыния рассматривают этот сценарий как реальную опасность.
Таким образом, необходимо вырабатывать механизмы противодействия возможным агрессивным действиям России в Черном море. Несмотря на текущую уязвимость российского флота, он остается серьезной угрозой, и его действия должны тщательно отслеживаться.
ДМИТРИЙ ПЛЕТЕНЧУК: Важно услышать позиции Румынии, Болгарии и Турции о перемирии в Черном море
— Перемирие для нас означает прекращение обстрелов портовой инфраструктуры Украины. Обеспечение безопасности гражданского судоходства является одной из наших задач. Следовательно, в наших интересах поддерживать бесперебойную и безопасную работу этого коридора. Поэтому, в нашем понимании, перемирие включает прекращение обстрелов.
Что касается перспектив мира в Азово-Черноморском регионе, важно рассматривать эти два бассейна как единую акваторию. На данный момент существует статус-кво, который обеспечивают Вооруженные силы Украины, включая Военно-морские силы. В определенной степени можно сказать, что мир уже установлен. Однако остается угроза ударов с суши, исходящих с территории оккупированного Крыма, где Россия использует оперативно-тактические ракетные комплексы “Искандер-М”.
Можно ли считать эти удары морской угрозой? Вопрос спорный. Что касается российских морских средств, включая носители крылатых ракет “Калибр”, их применение сведено к минимуму. В этом году за три месяца было зафиксировано всего три применения, и назвать их успешными затруднительно. Таким образом, вопрос остается сложным.
Можно ли считать частью морской безопасности обстрелы беспилотниками типа “Шахед”? Они заходят с морской акватории, но запускаются с территории России: Чауда, Приморско-Ахтарск. Следовательно, технически они не запускаются с моря. Поэтому для точного анализа необходимо внимательно изучать соответствующие документы.
Конечно, геополитика требует учета интересов всех участников процесса. Тем более что в Черном море расположены три страны НАТО: Румыния, Болгария и Турция. Что касается проверки судов, это представляется маловероятным, так как наш зерновой коридор проходит через территориальные воды стран НАТО. Я сомневаюсь, что кто-то позволит осуществлять там досмотр. Более того, несмотря на всю риторику России, она признает неприкосновенность территориальных вод НАТО. Большая часть коридора проходит либо через эти воды, либо через украинские территориальные воды, находящиеся под защитой береговых ракетно-артиллерийских войск Военно-морских сил Украины. Поэтому любые попытки досмотра в этих водах представляются крайне сомнительными.
Если взглянуть на карту Черного моря, можно увидеть, что западная часть акватории не включает российские воды. Исключительная экономическая зона распределена так, что российская часть находится в восточной части Черного моря. При этом Украина не препятствует гражданскому судоходству.
Да, были уничтожены паромы, но они использовались для военно-морской логистики РФ и стали законными целями. Однако остальному гражданскому судоходству мы не мешали и не блокировали его, хотя технические возможности для этого у нас имеются. Не случайно российские корабли в Новороссийске проводят большую часть времени, избегая выхода в открытое море.
ОЛЕСЯ ЯХНО: Россия пытается вернуться к формату “зернового коридора”, который уже и так работает
— Мы понимаем, что это один из этапов переговорного процесса. Важные и всеобъемлющие переговоры, определяющие подход, состоялись 11 марта в Джидде. Именно поэтому Украина подчеркивает свою неизменную позицию, сформулированную тогда и согласованную с Европой и США. Эта позиция заключается в последовательности шагов: сначала прекращение войны как демонстрация готовности сторон искать мирное решение, а затем поиск устойчивого мирного урегулирования. Украина не отказывается от этой позиции, напротив, подчеркивает необходимость прекращения военных действий в небе, на море и на суше.
Переговоры, судя по информации, в частности от министра обороны Умерова, носили уточняющий и детализирующий характер, касаясь того, как можно достичь предварительно согласованных положений, зафиксированных в общей декларации. В то же время Россия продолжает использовать гибридную тактику. Сначала она пыталась увести обсуждение перемирия в сторону заведомо невыполнимых требований. Затем перешла к условиям, которые ослабляют позиции Украины, но не гарантируют само перемирие. Например, требование прекратить оказание помощи Украине не только со стороны США, но и Европы. Украина отвергла эти требования, поскольку они не касаются непосредственно механизма прекращения огня, а лишь направлены на ослабление украинской позиции.
Сейчас Россия стремится действовать избирательно, добиваясь перемирия в тех областях, которые для нее выгодны. Например, она говорит о прекращении ударов по энергетической инфраструктуре, но в то же время усиливает атаки на украинские города. Она уклоняется от обсуждения перемирия на суше, однако демонстрирует готовность обсуждать вопросы, касающиеся моря. Очевидно, что именно в этом Россия видит свою выгоду. Украина и США согласны начать диалог с морской тематики, если это действительно реализуемо, но при этом не упуская остальные аспекты конфликта. Поэтому важно продолжать обсуждение механизмов влияния на Россию, чтобы постепенно продвигаться к полному прекращению огня.
Любые опасения по поводу намерений России справедливы, независимо от того, касается ли это моря, неба или суши. На данный момент Россия не демонстрирует искреннего стремления к достижению перемирия и устойчивого мира. Ее стратегия направлена на ослабление Украины и Запада, в том числе восточноевропейских и южных флангов, таких как Болгария и Румыния. Поэтому настороженность в переговорах абсолютно оправдана.
Россия неизменно стремится использовать переговорный процесс для ослабления позиций Украины и западных союзников. Однако движение к перемирию неизбежно, и рано или поздно его придется устанавливать во всех сферах конфликта.
Важно, чтобы в этом процессе страны, особенно на южном и восточном флангах, не поддавались давлению на сокращение помощи Украине. Напротив, необходимо укреплять обороноспособность и развивать механизмы гарантий безопасности. В зависимости от сферы конфликта такие коалиции могут иметь разную конфигурацию: для морского пространства ключевую роль играют страны Черноморского региона, а для воздушного пространства — государства, обладающие мощными военно-воздушными силами.
Если удастся достичь соглашений по Черному морю, то Европа должна не ослаблять, а, наоборот, усиливать свои позиции, независимо от формулировок в переговорах.
Очевидно, что Россия начинает переговоры с тех аспектов, которые наиболее выгодны ей, например, по Черному морю, где Украина уже смогла ослабить ее доминирование.
Киев возобновил экспорт зерна без участия Москвы, полагаясь на патрулирование и контроль со стороны отдельных стран НАТО. Россия пытается вернуться к формату, который уже и так работает. Важно, чтобы параллельно с этими переговорами обсуждались вопросы безопасности украинских городов, таких как Одесса, подвергающихся регулярным обстрелам. Таким образом, переговоры должны охватывать все аспекты конфликта: море, сушу и небо.
Особенно важно, чтобы страны Черноморского региона ориентировались на усиление безопасности, а не на её ослабление. Важную роль в этом процессе играют международные соглашения, в частности, договор о сотрудничестве в сфере безопасности между Украиной и Великобританией сроком на 100 лет. В нем закреплено черноморское сотрудничество, уже доказавшее свою эффективность с начала полномасштабного вторжения.
Формирование альянсов, включающих Турцию, Румынию, Болгарию, а также Великобританию с ее мощным военно-морским потенциалом, будет способствовать укреплению региональной безопасности. Опыт вытеснения российского флота из Черного моря и обеспечения безопасного экспорта зерна показал эффективность таких объединений даже без формального участия НАТО или ЕС. Великобритания, обладающая ядерным потенциалом и значительным флотом, несомненно, станет ключевым участником возможной коалиции по обеспечению судоходства и соблюдению договоренностей.
Крайне важно не допустить попыток России заявить о Черном море как о своей территории на основании аннексии Крыма. Черное море — это международные воды, и в этом контексте необходимо установить контроль со стороны международного права и коалиции союзников.
ДМИТРИЙ ЛЕВУСЬ: Россия пользуется не конструктивом, а дипломатическими манипуляциями
— Американская сторона искренне верит в эффективность челночной дипломатии — это их традиционный подход. Однако не стоит считать его универсальным решением. Это их право придерживаться такого мнения, но практика показывает, что данный метод не всегда приносит ожидаемые результаты.
Напомню, что тогда Украина предложила секторальное прекращение огня: на море, по объектам энергетической инфраструктуры, а также ограничение применения дальнобойных дронов, баллистических и крылатых ракет. В ответ американская сторона выступила с инициативой всеобщего прекращения огня, с чем Украина согласилась.
Особое внимание уделяется ситуации в Черном море. Россия настаивает на установлении режима, который позволит ее флоту беспрепятственно передвигаться, в том числе в районе Кавказского побережья и Крыма. Таким образом, переговоры, вероятно, будут сопровождаться попытками Москвы добиться контроля над черноморским пространством под предлогом обеспечения свободы судоходства.
Украина, со своей стороны, предложила четкий список объектов, которые должны считаться энергетической инфраструктурой. Это связано с тем, что Россия намеренно размывает понятие гражданских и военных объектов, оправдывая атаки на мирное население. Опыт показывает, что российская сторона использует этот предлог не только с 2022 года, но и во всех своих предыдущих войнах.
Российские переговорщики, обладающие весьма сомнительной компетентностью, фактически ставят ультиматум: признание контроля над пятью украинскими областями и свобода действий российского флота в Черном море. В этом нет ничего нового — Кремль традиционно пытается превратить свои военные неудачи в политические победы, навязывая выгодные себе интерпретации событий.
Россия рассчитывает использовать дипломатические манипуляции для ослабления позиций Украины и усиления собственного влияния. Однако практика показывает, что любые временные соглашения с Россией неизбежно ведут к новым эскалациям и продолжению войны. История демонстрирует, что доверять обещаниям Кремля невозможно, а единственной действенной стратегией остается укрепление оборонных позиций Украины и международного давления на агрессора.
Читайте также: Будущее украинских АЭС: инвестиции или передача под контроль США — обсуждаем с экспертами