Украина вместе с союзниками планирует привлечь к ответственности виновных в агрессии. Ряд государств поддерживают данную инициативу.
Специальный трибунал для российского руководства могут создать уже до конца 2024 года. О необходимости его создания также идет речь в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) от 17 апреля 2024 года.
Европа готовится судить военно-политическое руководство РФ
В Евросоюзе заработала новая система передачи судопроизводства. Теперь, если в Украине идет уголовный процесс, в частности о преступлении агрессии, то его можно “перенести” и в спецтрибунал.
“Следующий шаг — это вопрос политической воли. Сейчас только начало года, а до конца года это должно стать возможным. Мы ведем дискуссии об этом трибунале с разными международными акторами. И сейчас рассматриваются два основных варианта: международный трибунал на основе многостороннего соглашения или упрощенное решение — на основе двустороннего соглашения между Украиной и Советом Европы”, — сказал комиссар Европейского Союза по вопросам юстиции Дидье Рейндерс в комментарии изданию Deutsche Welle.
Создание специального трибунала поддержали Канада, США, Япония, Грузия, Новая Зеландия, Великобритания и целый ряд стран Евросоюза — всего 44 государства, а также Европарламент и Парламентская ассамблея Совета Европы. 2 апреля на конференции “Восстановление справедливости для Украины” в Гааге представители этих стран и институций подписали политическую декларацию.
“Украинцы стремятся к справедливости. Эти ужасные преступления, совершенные Россией, не могут остаться безнаказанными. Здесь нет места неприкосновенности. Очень важно, чтобы международное сообщество работало вместе, чтобы ответственные лица оказались за решеткой. Важно продолжать поддерживать расследование”, — заявила министр иностранных дел Нидерландов Ханке Брюинс Слот.
Путин, уполномоченная по правам ребенка при президенте РФ Львова-Белова и двое командующих российской армии уже имеют статус подозреваемых в международных преступлениях. Международный уголовный суд (МУС) выдал ордеры на их арест. Принудительную депортацию Россией украинских детей МУС квалифицировал как военное преступление, а обстрелы энергетической и гражданской инфраструктуры Украины — и как военное преступление и как преступление против человечности.
“Международный уголовный суд уже выдал первые четыре ордера на арест, в том числе российского диктатора Путина, и мы ожидаем, что их будет больше. Украинцы требуют справедливости сейчас, а не в отдаленном будущем. Они не хотят слышать, что правосудие будет восстановлено. Они хотят видеть войну не только на поле боя, но и в залах суда”, — заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
В арсенале Международного уголовного суда есть еще одна статья, которую могут инкриминировать России, — геноцид. Однако привлечь российскую верхушку к ответственности за факт агрессии против Украины МУС не может, поскольку Москва не ратифицировала Римский статут.
“Российская Федерация отозвала свою подпись, и, соответственно, мы не можем ее привлечь к ответственности за агрессию. Но по другим преступлениям, совершаемым на нашей территории, в том числе и названным преступлениям, против человечности и геноцид, несмотря на то, что она отозвала свою подпись, мы все равно можем рассматривать. И уголовный суд это рассматривает. И тому есть доказательства”, — сказал адвокат, эксперт Регионального центра прав человека Андрей Яковлев.
Создание специального трибунала по преступлению агрессии через резолюцию Совета безопасности ООН маловероятно. Ведь Российская Федерация как постоянный член Совбеза ее заблокирует. Другое дело — Генеральная ассамблея ООН. Для позитивного решения здесь не нужно единогласное “за”. Необходима поддержка большинства.
“Должно быть такое количество стран, такое подавляющее большинство стран должно проголосовать, чтобы Россия не могла создать что-то альтернативное. Это уникальный путь, потому что еще не создавалось подобных трибуналов. Но это не значит, что это невозможно. Ключ здесь один: чем большее количество стран присоединится к такому трибуналу, тем большей будет его легитимность”, — пояснил Андрей Яковлев.
В июле 2023 года в Гааге начал работу Международный центр расследования преступления агрессии против Украины. Команда прокуроров из разных стран анализирует улики, переданные в базу данных. Ее создали специально для этого при Евроюсте. Следователи готовят дело, которое в будущем и передадут в спецтрибунал. Разместить институцию на своей территории планируют Нидерланды.
17 апреля Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию “Смерть Алексея Навального и необходимость противостоять тоталитарному режиму Владимира Путина и его войне против демократии”. “За” — 87 голосов.
В ПАСЕ еще раз подтвердили, что при Путине Российская Федерация превратилась в фактическую диктатуру, и призвали, в том числе, создать спецтрибунал для расследования преступления агрессии против Украины.
Мнения экспертов
Каким может быть специальные трибунал для руководства России? На какой международной площадке в будущем могут судить виновных в преступлении агрессии против Украины? Как работают международные суды и стоит ли украинцам рассчитывать на возмещение ущерба? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы:
- Юрий Белоус, адвокат, который занимается сбором доказательств военных преступлений России против Украины;
- Александр Павличенко, исполнительный директор “Украинского Хельсинского союза по правам человека”;
- Татьяна Печончик, глава правления “Центра прав человека”.
ЮРИЙ БЕЛОУС: Путина нужно наказать за развязанную войну против Украины
— С момента окончания Второй мировой войны никого еще судили за преступления агрессии, таких судебных процессов не было на международном уровне. Ни один лидер государства не понес ответственность за начало войны против другого государства. Сегодня идею Украины о создании специального трибунала поддерживают более 40 государств — это рабочая группа.
Специальный международный трибунал может “сломать” иммунитет президента, министра иностранных дел и премьер-министра Российской Федерации. Внутри РФ мы этого сделать не можем, поэтому нужен специальный трибунал. Сейчас в мире нет такого суда, где можно судить Путина за начала войны против Украины в 2014 году или за начало большой агрессивной войны 24 февраля 2022 года.
Конечно, украинцам хотелось бы видеть физиономию Путина на скамье подсудимых. Но реалии в мире немного другие. Хотя мы уже сделали большие шаги вперед в данном вопросе.
В Гааге в начале апреля обсуждали также возмещение Россией убытков Украине и украинцам, которые пострадали от войны. Речь идет как о материальных убытках, так и о моральных. В Гааге также обсуждали расследования военных преступлений, начиная от президента Путина, заканчивая рядовыми оккупантами.
Преступление агрессии называют матерью всех преступлений, так как оно, открывает ворота для того, чтобы в данном случае происходили ракетные обстрелы, оккупация, пытки и депортация украинцев.
По трибуналу есть вопросы о том, каким он должен быть. Но существует единогласное мнение о том, что это агрессивное вторжение и нарушение Устава ООН. Относительно того, каким будет трибунал у нас расходятся позиции. Великобритания и США считают, что он должен быть не специальным международным, а базироваться на украинской системе с привлечением международных элементов.
Обсуждается вопрос — каким должно быть наказание на преступление агрессии. В любом случае, война, которую развязал Путин, не должна остаться безнаказанной.
АЛЕКСАНДР ПАВЛИЧЕНКО: Чтобы трибунал был эффективным, нужно, чтобы РФ проиграла войну
— Для того, чтобы решения будущего трибунала по агрессии были эффективными, нужно бескомпромиссное поражение России. Россия должна проиграть. Трибунал фактически будет инструментом привлечения к ответственности уже по результатам завершения войны. А мы сейчас находимся в самой горячей фазы этой войны.
Рассматривалась возможность создания отдельной палаты или органа при Международном уголовном суде, который стал бы площадкой для расследования вопросов преступлений, связанных с агрессией. Но на сегодняшний день такой сценарий исключен, потому что для Международного уголовного суда установленны определенные рамки.
Сейчас мы должны говорить о том, как в существующих юридических нормах можно выработать новый инструмент привлечения к ответственности тех, кто совершает преступления агрессии до окончания горячей фазы войны. Процесс должен быть юридически чистым, чтобы те, кто попадет в процедуру, проходил ее, очно и с реальным отбытием наказания, если это будет касаться срокам лишения свободы.
44 государства высказались о том, что они согласны создать специальный трибунал — это дипломатическая воля и результат достигнутого консенсуса. Каким будет этот трибунал, как он будет работать и какой будет его юрисдикция — вопросы юридические.
Была идея перенести решение этого вопроса на площадку Генассамблеи Организации Объединенных Наций. Но, как мы понимаем, если поставить данный вопрос на голосование и будет поддержка не 144 государств, а 44, то это будет проигрыш. Поэтому вопрос был перенесен на европейский континент. Речь идет о том, что это может быть соглашение между Советом Европы и Украиной.
В Совете Европы сейчас 46 государств европейского континента. Это вся Европа, за исключением РФ и Белоруси. Вопрос легитимности мандата этого трибунала по вопросам агрессии будет зависеть от того, насколько сильным будет подтверждено участие всех сторон.
Специальный трибунал касается исключительно войны России против Украины. На этом делался акцент украинской стороной, чтобы не возникало вопросов о том, что этот трибунал может работать по другим государствам и конфликтам, происходящим в мире.
ТАТЬЯНА ПЕЧОНЧИК: Зарегистрировано 125 тыс. фактов военных преступлений
— Идею создания специального трибунала по преступлению агрессии Российской Федерации против Украины поддерживают уже 44 страны. Важно отметить, что это не единственный международный суд, который может привлекать к ответственности высшее руководство РФ, включая Владимира Путина. Есть еще Международный суд ООН, который находится в Гааге. Он уже выдал ордеры на арест Владимира Путина, и российского омбудсмена по правам детей. В прошлом месяце МУС выдал ордер на арест двух российских высокопоставленных военнослужащих.
Почему важно говорить о создании нового трибунала по преступлению агрессии? Потому что агрессия не подпадает сейчас под юрисдикцию Международного уголовного суда, который может наказывать российские должностные лица за преступления против человечности, военные преступления и геноцид.
Возмещение ущерба — это достаточно сложная задача. Важно, чтобы также был возмещен ущерб потерпевшим людям потерпевшим от пыток, которые получили инвалидность или потеряли жизнь в результате российской агрессии. Сейчас на наших глазах строится система различных механизмов, которые потом, я надеюсь, будут взаимодействовать друг с другом.
Надо понимать, что различные преступления рассматривают различные международные суды. Например, Европейский суд по правам человека рассматривал дела до 16 сентября 2022 года — после этого Российская Федерация вышла из Совета Европы. По всем фактам, которые произошли до 16 сентября 2022 года, можно обращаться в Страсбург в Европейский суд по правам человека. Другие военные преступления рассматривает Международный уголовный суд в Гааге.
Сейчас мы имеем как минимум 125 тыс. фактов зарегистрированных военных преступлений РФ. Международный суд рассмотрит лишь очень небольшое количество дел. Много дел рассматривается в национальных судах. Происходит формирование реестров ущерба как на национальном уровне, так и на международном.
Если будет создан специальный трибунал по преступлению агрессии России против Украины, то будут привлекать к ответственности высшие должностные лица РФ и членов российского совета безопасности, который дал добро на полномасштабное вторжение в Украину. Может быть снят дипломатический иммунитет с президента, премьер-министра и главы МИД РФ.
Для нас очень важно, чтобы при формировании всех механизмов интересы потерпевших были максимально взяты во внимание и нашими гражданами была предоставлена как можно более полная информация по поводу ущерба, который был им нанесен.
Читайте также: ПАСЕ признала нелегитимность Путина как президента РФ — детали резолюции