Ушедший год запомнился еще и обилием фейков о войне на украинском фронте. Дошло до того, что даже в России от этого информационного накала устали настолько, что обвалились рейтинги главных пропагандистских ток-шоу.
Как отделить правду от лжи? И как много сообщений о войне — неправдивы? Детальный разбор ситуации от шеф-редактор телеканала FREEДOM Алексея Мацуки.
Каждая третья, а может и вторая новость в интернете — под вопросом. И это не шутка. Этот год особенно богат не фейки. Война, как-никак. Открываешь, читаешь, смотришь, пересказываешь знакомым, а оказывается — ложь. Российская пропаганда то и дело устраивает вбросы.
Представляете, всего лишь 40 минут достаточно для того, чтобы неправдивая новость об Украине попалась на глаза пользователю всемирной паутины и пошла тиражироваться дальше. Даже искать специально ничего не надо. Все выплывет в рекомендациях. То есть фейковый контент вам предложат.
А количество дезинформации о происходящем в Украине зашкаливает. Вот самые абсурдные фейки, которые можно было встретить в 2022 году: “Зеленский объявил капитуляцию и сбежал”, “вода в киевских квартирах отравлена”, “украинцы делают “грязную” ядерную бомбу”, “Европа кинула Украину”…. Ну, что сказать? Только рассказов о марсианах и неандертальцах в этих мифах не хватает.
“Российская пропаганда всегда отличалась масштабностью, массовостью, наглостью лжи, дороговизной, истерическим исполнением. Много задействованных людей, много вложенных денег, много инструментов и площадок”, — отмечает советник руководителя Офиса президента Украины Михаил Подоляк.
Дезинформации немало как в новостях, так и в соцсетях. Запускать фейки россияне умудряются даже вопреки европейским запретам. В подтверждение этому — ноябрьский соцопрос немецкого Центра мониторинга, анализа и стратегий. Его результаты говорят о растущей поддержке конспирологических толкований войны. Так, 44% опрошенных верят, что Путин в войне с Украиной борется с глобальной элитой, которая “тайно управляет миром”.
Это все влияние запретного “зомбоящика”. Заграничные соцсети пестрят советами, как подключить российские каналы, перенастроить спутниковую антенну или приставку, чтобы они показывали. Да и заблокировать, к примеру, все YouTube-каналы невозможно. Плюс запреты можно обходить благодаря специальным телефонным приложениям. Вот и получается — смотрят и впитывают, да еще и тиражируют, не разбираясь, что правда, а что нет.
“На любое Android-устройство можно накатить стороннее приложение тех же самых каналов, и они будут вещать. Нужно сильно заморочиться, чтобы приложения перестали показывать российское ТВ. Если официальная часть Play Market и AppStore такое может, то неофициальные установочные приложения на Android такое уже не сделают”, — поясняет экс-координатор Штаба Навального в Кургане Алексей Шварц, проживающий сейчас в Германии.
373 фейка на 94 европейских медиа. И это данные только за октябрь! Такой мониторинг провело издание VoxCheck. И больше всего лжи встречается, удивительно, но факт — в польских, немецких и словацких медиа. Там продвигали, например, такие абсурдные месседжи, что украинская армия совершает многочисленные военные преступления против мирных жителей, а агрессия России полностью оправдана, и много прочего. И дальше же эти новости попадали в Украину. К примеру, пересказывались от одного родственника другому.
Но как же все устроено изнутри? Как удается влиять на массы?
“Каждую неделю, такое ощущение, проходят “брейн-стормы” в фондах при Администрации президента РФ, в самой Администрации, там накидывают новые идеи, они не меняют общую парадигму, а просто суммируют и напихивают туда какие-то мысли, которые им понравились, какие могут зацепить зрителя. Если зрителей пугают геи — то геи, если сатанисты — то сатанисты, если НАТО — то НАТО”, — поясняет российский оппозиционный журналист Илья Шепелин.
А кто раздает “ЦУ” и подкидывает темы для таких вот “брейн-стормов”? Это явно можно понять из переписки работников российского медиахолдинга ВГТРК (Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания), куда входят такие каналы как “Россия 1” и “Россия 24”.
Письма попали в распоряжение американской газеты New York Times. В переписке с января по март 2022 года по сути — методички ФСБ работникам холдинга.
“В письме от 24 февраля, когда началось полномасштабное вторжение, представитель ФСБ разослал нескольким сотрудниками ВГТРК письма, в которых назвал их “коллегами”. Также ВГТРК получает “методички” от Министерства обороны РФ. В них содержатся рекомендации, как освещать те или иные события войны — например, полное уничтожение части Мариуполя. Также сотрудники медиахолдинга специально отбирают цитаты из консервативных американских СМИ”, — пишет издание.
А ведь нарративы, которые Кремль продвигает, абсолютно не новы, говорит бывший журналист из Эстонии, эксперт по коммуникациям Рауль Ребане. Почему бы и нет? Как говорится, “пипл схавает”. И в этом-то как раз и секрет, почему российская публика в то, что ей рассказывают с телеэкранов, газет или в интернете, — охотно верит.
“Это теория и практика перепрограммирования нации с помощью коммуникационных технологий не имеет ничего нового. Нам просто нужно знать, что такие практики существуют. То есть те путинисты, которые действительно верят в пропаганду — для них это не будет быстрым процессом. Но он все же будет”, — отмечает Ребане.
И, похоже, процесс этот уже начался. Россияне все меньше и меньше смотрят политические ток-шоу. Видимо, пропаганда им надоела. Устали. По сравнению с октябрем то же шоу Скабеевой и Попова по популярности сейчас вместо 15-го места лишь на 62-м, а программа Соловьева и вовсе не вошла в сотню тех, кого смотрят. Хотя раньше пользовалась бешенным зрительским спросом.
Те, кто озвучивает кремлевские методички, мягко говоря, в шоке. Но вынуждены приспосабливаться.
“В результате огромной спецоперации, выражаясь словами пропаганды, Россия действительно очистилась от “внутренних врагов”. Полмиллиона человек уехало, какое-то количество сбежало от очередных безумств власти с мобилизацией. Это образует новую ситуацию для пропаганды: она осталась в ситуации, где все свои, на внутренних врагов уже не спишешь, а поражение, которое продолжает терпеть армия России, продолжается. Все это нужно объяснять в кругу своих, поэтому пропаганда ищет новые универсальные определения”, — комментирует российский журналист, заведующий отделом культуры журнала “Огонек” Андрей Архангельский.
И эти новые методы если не в телевизоре, то в более современных источниках информации — в том же Telegram. И тут самое интересное. Полагаясь на сообщения того или иного блогера, можно снова попасть на фейк.
Как это работает? А все просто. На фоне многочисленных провалов на фронте и тогда, когда пропаганде из телевизора россияне стали верить меньше, появилась, так сказать, альтернатива — блогеры-военкоры. У каждого из них — свой Telegram-канал и казалось бы вольница. Они позволяют себе смело критиковать даже российское военное руководство. А значит, вроде бы правду говорят.
За каждым таким военкором закреплен отдельный участок фронта, связи и контакты с армией РФ, “вагнеровцами”, чеченскими подразделениями, формированиями так называемых “Л/ДНР” и информация, казалось бы, из первых уст. Возможно ли такое без помощи ФСБ и кремлевского покровительства? Не думаю.
Оказалось, эти военкоры не такие уж и независимые, как хотят показаться. К примеру, основателем одного из Telegram-каналов “Рыбарь” является бывший сотрудник пресс-службы Минобороны России. Об этом свидетельствуют данные российского портала The Bell. А вот другие военкоры — являются работникам государственных СМИ, что тоже говорит о многом.
Плюс ко всему, некоторые из них теперь занимают официальные должности в Кремле. Как тот же Александр Коц, которого Путин недавно включил в состав Совета по развитию гражданского общества и прав человека при своей администрации.
Да и сам российский президент дважды, а то и трижды встречался с этими военкорами. Неужто критику послушать? Да нет, скорее “ЦУ” от ФСБ раздать… Ведь не зря недавно, появившись на публике, отвечая на вопрос, кому можно верить, в очередной раз поерничал.
“Верить никому нельзя, только мне можно”, — сказал Путин.
А это лишнее свидетельство тому, что верить никому нельзя. Да и время нынче нервное, война, потому не стоит накручивать себя, родных и близких, прочитав или услышав очередное новостное сообщение. Ведь оно тоже может оказаться фейком запущенным Кремлем. Потому, прочитав или услышав “оставили город”, “закончились снаряды”, не спешите распространять. Подумайте, как следует, проанализируйте.
“Примите во внимание правило “чашки чая”. Когда получаете информацию, которую призывают срочно распространить, идите на кухню без телефона и сделайте себе чай. Задумайтесь, почему от вас хотят, чтобы вы ее распространили и т.д”, — советует медиа-эксперт Алена Романюк.
Как говорится, спокойствие и только спокойствие, ну, и здравый смысл. Это лучшая страховка от фейков и лишних переживаний.