Восьмой транш военной помощи Европейского Союза для Украины в размере 500 млн евро под вопросом. Причиной тому стала позиция Венгрии. Будапешт препятствует не только финансовым решениям Евросоюза.
Эксперты склоняются к мнению, что именно Венгрия будет препятствовать началу переговоров о вступлении Украины в ЕС. И так будет до тех пор, пока не будут выполнены венгерские требования относительно языка образования в Украине, заявили в правительстве Венгрии.
Переговоры продолжаются, уступки возможны
Высокий представитель Европейского союза по вопросам внешней политики и политики безопасности Жозеп Боррель надеется, что после переговоров Венгрии и Украины этот вопрос разрешится.
“Венгерский министр (обороны) объяснил нам, что сегодня будет новое заседание с украинцами для того, чтобы попытаться разблокировать платеж восьмого транша. Есть возможности, что наконец это будет разблокировано. Другие решения — не на столе. Мы голосуем единством, и нам нужно единство. Давайте надеяться, что будет решение”, — сказал он 15 ноября в Брюсселе по окончании заседания Совета ЕС по вопросам иностранных дел на уровне министров обороны.
Он также утверждает, что идея предусмотреть в Фонде мира ЕС специальное финансирование для Украины на последующие 4 года в размере 20 млрд “еще жива”.
Украина выполнила 90% рекомендаций для старта переговоров по членству в Европейском Союзе. Решение об их начале может быть принято на заседании Евросовета в декабре, а дата определена на следующем саммите Евросоюза в марте 2024 года. Вместе с тем из-за позиции Венгрии нельзя исключать затягивания процесса.
Например, недавно политический директор премьер-министра Венгрии Балаш Орбан в интервью нидерландскому телевидению заявил: начало переговоров о вступлении Украины в Евросоюз власти Венгрии будут блокировать. До тех пор, пока не будут выполнены венгерские требования относительно языка образования в Украине. Балаш Орбан заявил, что новые законы якобы сделали жизнь венгров в Украине невыносимой. Речь о недавно принятом законе, согласно которому все нацменьшинства, а не только венгерское, должны получать не менее 70% образования именно на украинском языке.
На самом деле, свои языковые и культурные потребности венгерское меньшинство в Украине — как и все другие — имеет возможность удовлетворять в полной мере. Принятый в сентябре Верховной Радой закон о нацменьшинствах дополнительно расширяет возможности самореализации венгров в Украине. Как объясняет Центр стратегических коммуникаций при Министерстве культуры и информационной политики Украины, единственную серьезную угрозу для венгров Закарпатья, как и для остальных граждан Украины, несет российская агрессия. А истинная причина антиукраинской политики властей Венгрии — циничные попытки воспользоваться противостоянием России и Запада.
Украина пойдет на уступки в вопросах языка и нацменьшинств ради вступления в ЕС. Об этом заявил секретарь СНБО Алексей Данилов:
“Мы готовы идти на определенные компромиссы в этом вопросе для того, чтобы достичь большой цели и быть членами ЕС… Соответствующие нормативно-правовые акты уже подготовлены. Более того, думаю, они обязательно будут приняты для того, чтобы Венгрия не спекулировала на тех или иных вещах”.
17 октября в Пекине на полях саммита “Один пояс — один путь” премьер-министр Венгрии Виктор Орбан провел переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным. В этом разговоре Орбан назвал российскую войну против Украины “военной операцией”. Данная встреча и слова премьера вызвали волну критики в Евросоюзе, Украине и США.
Тогда же, в октябре Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель прокомментировал высказывания премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, который сравнил советскую оккупацию с членством в ЕС. Во время общения на ежегодной конференции Центра европейских реформ “Европа и мир” дипломат напомнил, что никто не обязывает Венгрию быть членом Европейского Союза.
Мнения политологов
Смогут ли договориться Украина и Венгрия в рамках ЕС так, чтобы конфликт был исчерпан и выгодно было всем участникам переговорного процесса? Ответ на этот вопрос в эфире телеканала FREEДОМ искали:
- Олег Саакян, политолог, соучредитель “Национальной платформы стойкости и сплоченности”;
- Ольга Брусиловская, завкафедрой международных отношений Одесского национального университета им. И. Мечникова, доктор наук, профессор;
- Владимир Фесенко, политолог;
- Дмитрий Левусь, политолог-международник, директор Центра общественных исследований “Украинский меридиан”.
ОЛЕГ СААКЯН: Орбан злоупотребляет своим правом вето
— Этот вопрос можно разделить как минимум на три части.
Первая часть — это взаимоотношения украинского государства с венгерской общиной, поскольку в Украине есть компактно проживающая община украинских венгров. Кстати, в языковой и политической украинской традиции даже нет понятия “национальные меньшинства”. В Украине это называется национальным сообществом, общиной, поскольку в Украине нет доминирующего большинства и некой меньшины. Есть украинцы различного этнического происхождения и языковой, религиозной или другой традиции.
Украина многие годы не занималась политикой интеграции, культурным, языковым, образовательным развитием этих украинских общин. И, соответственно, Украине необходимо многое менять. Действительно, есть определенное количество накопившихся обид или раздражения по этой линии, как и по многим другим.
Есть второй уровень — венгерская политика. Исторически или географически сложилось, что вокруг Венгрии живут какие-то очень злобные народы, которые все время хотят у себя поработить и всячески унизить венгерский народ. Это, наверное, единственное логическое объяснение, почему у венгерского правительства есть проблемы на этой почве абсолютно со всеми соседями. И Украина здесь абсолютно не одинока. Ровно те же претензии у Венгрии к Румынии. Но далеко не все венгерские политики придерживаются такого мнения.
Третья часть — это взаимоотношения Украины с Европейским Союзом. Это требования соответствуют общеевропейским стандартам в сфере национальной политики. Первый и третий разрезы очень хорошо сходятся. Украина действительно начала заниматься этим вопросом, имплементировать общеевропейские стандарты и практики. И как раз с венгерской общиной в Украине у нашей страны особых проблем нет. Есть точки напряжения, но есть также и объединяющие точки.
Но в силу внутренней политики, электоральной ситуации Орбан манипулирует и всячески злоупотребляет своим правом вето и в НАТО, и в Европейском Союзе, разыгрывая популистическую внутриполитическую карту.
Украина пыталась преуменьшить свой размер, свою географию, политику и прикинуться маленькой страной, от которой никто ничего не ждет и от которой ничего не зависит. Нельзя.
Нам необходимо отыгрывать роль регионального лидера, и тогда нам необходимо знать наших соседей, иметь полноценную повестку, добрососедские отношения, насыщенные различными проектами, сотрудничеством. И конечно, нужна работа с Брюсселем по имплементации взятых на себя обязательств как страны, которая двигается в Европейский Союз.
ОЛЬГА БРУСИЛОВСКАЯ: У венгров и украинцев много общего, о чем “забывают” политики
— Все время, пока Орбан находился у власти, для него было радикально важно показать, что он считает себя президентом не только Венгрии, но и венгров.
Венгрия — это разделенная нация, и венгры живут этническими меньшинствами в более чем шести европейских государствах. Плюс прибавляется куча вопросов, очень болезненные, межвоенные, послевоенные истории, в результате чего такая ситуация сложилась.
Орбан уже очень давно говорит и делает все для того, чтобы венгры, независимо от того, где они живут, чувствовали себя венгерскими венграми в большей степени, нежели украинскими, румынскими венграми или какими-то еще.
Он пытается нивелировать всю разницу между венграми зарубежья и венграми, которые являются гражданами страны по праву рождения. Поэтому, я думаю, здесь для нас не должно быть ничего нового. Мы должны были за последние 20 лет привыкнуть к такой принципиальной позиции Венгрии, которую в данном случае олицетворяет Орбан.
На самом деле общественное мнение в основном не против такой его позиции. То есть они поддерживают мысль о том, что все венгры — братья, независимо от страны проживания. И естественно, что если все венгры — братья, то желательно, чтобы братья и сестры говорили на одном языке — венгерском. Поэтому радикально важно для Орбана защищать образование на венгерском языке во всех странах компактного проживания венгерского меньшинства.
Позиция Украины в определенной степени обоснована тем, что сейчас время, когда мы переосмысливаем ценность украинского языка для пересоздания украинской нации. Что является важным — это вопрос крови, вопрос культуры, вопрос языка. Давайте решать, что для нас важно.
Я так вижу, что для украинцев сейчас именно украинский язык в этом смысле гораздо важнее, чем какие-то этнические кровные узы и так далее. И поэтому тут одна концепция национального строительства вступила в очень жесткое противоречие с другой концепцией.
Мне кажется, что если бы была добрая воля обеих сторон, то этот вопрос можно было уже 10 лет как урегулировать. Тем не менее, это не получилось. И это подсказывает мне, что не все так просто. И, конечно, этот вопрос крайне болезненный для обеих стран, он просто используется в большой политической игре. Это и принципиальная позиция Орбана, и попытка его сыграть против Украины в данных конъюнктурных обстоятельствах, то есть из-за его определенных связей, не сильно скрываемых, с Кремлем.
Я думаю, что мы просто не сможем предложить Венгрии так много, чтобы Орбан вынужден был сказать “да”.
Идет диалог центральной власти с украинскими венграми. То есть у нас есть обязательства перед украинскими венграми, это очевидно. У нас нет обязательств перед правительством Орбана. Конечно, мы уважаем Венгрию как нашего партнера и как члена Европейского Союза, и как страну, которая во многом тоже пострадала от советской агрессии. То есть очень многое нас должно было бы сближать. Но, к сожалению, Орбан ведет такую линию, что замалчивается все, что нас сближает и поднимается на повестку дня все, что нас разделяет и ставит какие-то красные флажки, которые мы не имеем права перейти в собственной стране.
ВЛАДИМИР ФЕСЕНКО: Орбан шантажирует Брюссель и Киев
— Претензии Венгрии очень политизированы. Это для Венгрии способ давления на Украину, чтобы обеспечивать особый статус венгерского меньшинства в Украине и одновременно выбивать деньги у Еврокомиссии. У Орбана появился коллега в Словакии со схожими убеждениями. Они делают очень некорректные заявления в адрес Украины. Это подлые и нечестные заявления, потому что они не соответствуют действительности. Они обвиняют Украину в том, что они делают сами и при этом скрывают свои особые отношения с Путиным.
Как показывает опыт, к сожалению, может быть сбой, как это произошло с принятием пакета санкций против России или с решением о выделении помощи Украине. Рекомендации Еврокомиссии сформированы несколько месяцев назад. Венгрия со Словакией сейчас блокируют их. Поэтому этот процесс может затянуться.
Учитывая специфику Орбана, я бы допускал, что он может сорвать позитивное решение в декабре, затянуть до марта. Он будет тормозить, выбивая для себя деньги из Брюсселя и уступки от Украины.
Правительство Орбана точно будет шантажировать как нас, так и Брюссель, и будет выбивать для себя какие-то преференции. И это будет достаточно искусственно. То есть речь будет не идти не о том, чтобы нас привести к неким высоким европейским стандартам, а это достаточно циничный шантаж в стиле Путина, разве что только без войны.
ДМИТРИЙ ЛЕВУСЬ: Венгрия все еще больна реваншем после Первой и Второй мировых войн
— Венгерская дипломатия через Европейскую комиссию сумела сделать настолько размытые формулировки в требованиях к Украине, что даже непонятно, а что, собственно, приходится выполнять, каких условий достигать? То есть приблизительно как у наперсточников — какого бы результата не достигли, все время можно сказать: это не так. Приблизительно так же сейчас работает венгерская дипломатия. Хотя еще на прошлой неделе, казалось, что не должно быть проблем на этом этапе до декабря.
Я думаю, что проблема в том, что Венгрия не прошла свою работу над ошибками после Второй мировой войны. Это страна-реваншист. Страна, которая вместе с Гитлером воевала. Если, например, для Румынии и Финляндии это был достаточно вынужденный шаг, то Венгрия воевала абсолютно сознательно.
Она не прошла работу над ошибками после имперского периода, когда развалилась Австро-Венгрия в 1918 году. И травма Трианона (подписание Трианонского мирного договора, по которому страна после Первой мировой войны потеряла две трети территории, — ред.) тоже очень сильно влияет даже не столько на людей, сколько на политический класс Венгрии.
А почему не прошла работа над ошибками? Потому что Москва в Варшавском договоре прикрывала эту работу над ошибками. И сейчас выстроились особые отношения между Орбаном и Путиным.
Часть венгерского политического класса вокруг Орбана сконцентрирована на реванше. И в этом контексте Закарпатье действительно выглядит как та часть, которую можно было бы и взять. Понятно, что в условиях, когда Украина станет членом Европейского Союза, это будет сложно сделать.
Украина шла на компромиссы. Не идет же речь о том, что вообще невозможно образование на венгерском языке на Закарпатье. Вообще надо посмотреть на Венгрию, где образование на украинском или каком то другом языке — большая проблема. Украина готова выслушивать предложения. Но дело в том, что на самом деле этих предложений по сути нет.
Читайте также: Пророссийский Орбан: провокационную позицию Венгрии обсуждаем с экспертами