Россия и Беларусь не участвуют в создании будущего Европы: инициативу Европейского политического сообщества обсуждаем с экспертами

Иллюстративное фото: Facebook

Саммит лидеров Европейского Союза, прошедший в Праге 6-7 октября, дал старт Европейскому политическому сообществу — платформе для дискуссий в расширенном формате.

Идея запуска Европейского политического сообщества принадлежит президенту Франции Эммануэлю Макрону. Во время первой встречи платформа собрала лидеров 44 стран европейского континента. Не пригласили лишь Россию и Беларусь, дав сигнал лидерам этих стран, что они не будут принимать решений в строительстве будущего Европы.

Инициаторы Европейского политического сообщества считают, что такие обсуждения необходимы для того, чтобы обеспечить безопасность континента и развитие экономик стран-партнеров. В центре обсуждения лидеров государств и глав правительств стали — развязанная Россией война против Украины и ее последствия для всего мира.

На саммите выступил и президент Украины Владимир Зеленский. Он призвал сформулировать и утвердить цели Европейского политического сообщества, чтобы эффективно противостоять агрессивной политике и шантажу Москвы.

“Российские убийцы устраивали покушения на людей на территории разных стран Европы и диверсии в Европе: против складов с оружием, против производств, против газопроводов. Россия пугает и шантажирует, чтобы мир перестал помогать тем, кого она убивает. Она использует все: от продовольственного кризиса до радиационного шантажа, чтобы заставить миллионы людей бояться и на фоне этого страха уступать. Уступать, прежде всего, ценностями. Нашими с вами общими ценностями свободы, демократии и права народов жить свободно”, — сказал в видеообращении Владимир Зеленский.

Какое будущее ждет Европейское политическое сообщество? Сможет ли подобная инициатива помочь Украине противостоять в войне России? Что стало стимулом создания платформы и как она будет работать? Об этом в эфире телеканала FREEДОМ рассказали:

  • исполнительный директор Совета внешней политики “Украинская призма” Геннадий Максак;
  • министр иностранных дел Литовской Республики (2012-2020) Линас Линкявичюс;
  • политолог Владимир Фесенко.

Геннадий Максак: Чем больше интересов, тем сложнее искать компромисс

— В мае прошлого года было впервые озвучено об этих сообществах. Работала целая комиссия советников в Европейском Союзе, которые занимались тем, чтобы понять как наполнить содержанием новые инициативы. Но пока я бы не говорил о том, что это будет именно та структура, которая будет определять действия ЕС. 

Скорее, это будет внутренняя политика, внутренние процессы и совсем другие платформы, где будут встречаться члены Евросоюза. Что касается сообществ, это, наверное, больше о глобальных вопросах — как континента, так и всего мира. Поэтому и было 44 лидера, которые принимали участие на высшем уровне. 

Я думаю, что это как раз о том, как сделать новую организацию, новые ценностно-ориентированные подходы для того, чтобы решать те проблемы, которые возникли, в том числе, в Украине. Поэтому Украина была одним из вопросов в повестке дня. 

Что касается реформирования принятия решений, это давно назревший вопрос, который, к сожалению, сейчас находится в стагнации. Не только канцлер Германии Олаф Шольц, но и другие поднимали этот вопрос на уровне европейских институций. Об этом говорили и в Европейском парламенте. Но мы понимаем, что когда есть возможность вето, вопрос реформирования принятия решений будет сложным и не быстрым. 

Напомню, что и сегодня были небольшие рабочие группы, которые занимались вопросами безопасности, экономики и устойчивого развития. Понятно, что времени не хватило, чтобы все проработать и предложить какие-то варианты организации и устава, а также структуры. Но это, как сказал [глава дипломатии ЕС] Жозеп Боррель, уже первый шаг к тому, чтобы наполнить вопрос неким содержанием. 

Важно понимать, что инициатива предложена Францией во время ее председательства в Совете ЕС. И мы должны понимать, что это всегда возможность заявить о себе более громко на уровне Евросоюза, на уровне континента. Здесь нужно понимать, что для Франции процесс не мог быть завершен с какими-то конкретными результатами во время ее председательства Франции. Поэтому они перешли на текущий период, когда во главе ЕС Чехия. 

Это будет очень дальнесрочное решение. Мы будем видеть дополнительные саммиты, возможно, уже во время того, как будут другие страны главенствовать в Европейском Союзе. 

Я бы не ждал очень быстрых решений, когда очень много государств приглашаются за стол переговоров.

Когда речь идет о решениях ЕС, тут мы должны говорить о том, что есть 27 стран, которые их принимают, проработав в рамках этой организации. Если мы говорим о новом сообществе, тут бы я сказал, что да, Брюссель и европейские институции хотят расширить повестку дня на другие организации и другие страны. 

Главное, чтобы были решения более четкие и более глубокие на уровне Евросоюза. Уже потом другие страны могут смотреть и присоединяться. 

И тут мы должны понимать, что эти решения и этот клуб будет действовать, исходя из того, какие планы будут поставлены. Это очень интересная амбиция, которую Франция пытается довести до какого-то логичного завершения — запуска организации. Но все еще очень сырое. Поэтому я бы повременил с тем, чтобы предлагать, что такой широкий формат может действовать и может быть эффективным. Уж очень много разных организаций, разных стран присутствуют в рамках этой инициативы. И это, в свою очередь, влияет на общий знаменатель, он будет опускаться все ниже и ниже. Чем больше интересов, тем сложнее искать компромисс. 

Линас Линкявичюс: Самый важный сигнал саммита — это изоляция России

— Это просто попытка, чтобы Евросоюз имел диалог со странами, вне себя, скажем, с такими, как Великобритания или Турция. Саммит — платформа для диалога. 

Самый важный сигнал саммита — это изоляция России. Россия не является желаемым партнером в обсуждении будущего Европы. Это был выбор самой России. 

Сегодня сигнал ясен — Россия не является партнером. и это, наверное, очень понятно. 

Тут надо увидеть какие-то амбиции и усилия находить общую почву перед теми вызовами, которые объединяют эти страны. Политический диалог важен только тогда, когда он куда-то ведет. До этого диалог проводился с Россией. Ведь все тоже говорили, что нужно разговаривать, как-то вести этот диалог. Но Россия этот процесс использовала, как дымовой занавес, ничего не меняла и создавала впечатление, что что-то делается. 

Мы давно говорили о том, что нужно какие-то более понятные усилия для того, чтобы показать и защитить нашу позицию. А тут меню не так уж обширно. 

С одной стороны, санкции, о которых мы говорим, что они беспрецедентные, но все равно мы понимаем, что они еще себя не исчерпали. Даже сегодня, после 7,5 месяцев активных военных действий мы не используем всего потенциала. И другой фактор — изоляция, которой вообще не было до этого. 

Нужно показывать, что путь, который выбран кремлевским руководством, это путь в никуда. И, во первых, для самой России, а не только для тех стран, которым угрожает эта страна. 

Мы надеемся, что наша позиция будет разделяться более широким кругом наших коллег, союзников, европейцев, поскольку это Европейский форум. Это как европейский сегмент ООН.

Сможет ли остановить войну встреча? Конечно же, нет.

Войну остановить сможет долгосрочная помощь Украине. Не только военная, но и финансовая, политическая, дипломатическая. 

Должна быть коалиция стран, которая обязуется помочь в финансовом плане в плане реконструкции столько, сколько нужно. 

Владимир Фесенко: Есть общие интересы обеспечения безопасности на европейском континенте

— Пока не стоит ожидать чего-то чрезвычайного и революционного. Но сама идея, на мой взгляд, очень продуктивная. Она позволяет преодолеть различные формальные и структурные ограничения внутри европейского континента и объединить почти все страны Европы, которые не входят в Европейский Союз или, как Великобритания, вышли из его состава. Ведь есть общеевропейские интересы. И очень знаменательно, что эти общие европейские интересы проявились именно во время нынешней войны России против Украины. 

Стало понятно, что Европа, а не только Европейский Союз, должна противостоять этой агрессии и должна обеспечить и экономическую, и военно-политическую стабильность.

Это первый шаг, пока это действительно неформальное объединение. Но надо поверх формальных барьеров выстраивать общую архитектуру экономических интересов, а в перспективе и интересов безопасности, учитывая необходимость прекращения войны России против Украины и недопущения новых войн на европейском континенте. Так что идея здравая и конструктивно полезна. 

Здесь же ведь речь идет не только об Украине, хотя первоначально у некоторых стран были такие мотивы, что это должно быть такой компенсацией для Украины. На самом деле, сейчас задача совсем другая. Надо объединить за одним столом страны, которые либо вышли из ЕС, как Великобритания, либо уже вряд ли имеют перспективу войти, как Турция. 

Есть общие интересы обеспечения безопасности на европейском континенте. 

Я думаю, что реально начнут искать этот общий знаменатель в вопросах безопасности уже после завершения войны России против Украины. И здесь совершенно новой будет роль Украины.

Надо будет состыковать структурные и функциональные задачи Евросоюза, НАТО и тех стран, которые не входят пока в эти союзы. Общие экономические интересы, вызовы, связанные с проблемой миграции. 

Интересы отдельных стран очень различаются. У Турции есть особые интересы, не совпадающие, например, с интересами Евросоюза по целому ряду позиций. Поэтому сейчас надо попытаться состыковать отдельные спорные позиции, выработать общие ориентиры на будущее, где и в чем можно сотрудничать. 

То, что нет России и Беларуси — это принципиальная позиция. На сегодняшний день ни нынешняя Россия, ни Беларусь, не могут быть партнерами в создании нового порядка. 

Это действительно мощнейший сигнал не только политикам. Я думаю, что Путину бесполезно уже такие сигналы посылать. И в этом плане самый правильный сигнал послал на днях президент Зеленский, что ни о каких переговорах с Путиным не может быть и речи. А теперь это подтверждает и не только Европейский Союз, но и практически все страны Европы. С нынешней Россией, с нынешней Беларусью нельзя ни о чем договариваться. 

Кровавой войной против Украины они поставили себя вне Европы и европейских ценностей. 

Читайте также: “Нападение России на Украину является грубым нарушением безопасности и мира”: что обсуждали на встрече Европейского политсообщества (ВИДЕО)

Прямой эфир