Согласно последним опубликованным Министерством культуры и информационной политики Украины данным, российская армия повредила или разрушила более 550 объектов культурного наследия Украины. Речь идет только о подконтрольных Киеву территориях — то есть о тех, которые российская армия не смогла оккупировать, или тех, которые украинские защитники уже освободили. Реально оценить картину, количество разрушений и повреждений можно будет только после победы и полной деоккупации всех территорий Украины, сообщает FREEДОМ.
Сотни монументов по всей Украине получили свою броню — их укрыли защитными конструкциями. Тип защитной конструкции выбирали в зависимости от возраста скульптуры, ее габаритов, материала и конструкции. Так, памятник украинскому историку Михаилу Грушевскому в Киеве укрыт мешками с песком и специальными плитами, а под ними находится мембрана, которая защищает от российских ударов мелкие детали скульптуры. В нескольких метрах от памятника 10 октября прошлого года во время одного из массированных обстрелов упала российская ракета. И именно благодаря защитным конструкциям, которые еще в первые месяцы полномасштабного вторжения установили столичная госадминистрация и небезразличные киевляне памятник Грушевскому уцелел. А памятник Гетману Украины Богдану Хмельницкому и его коню защитили с помощью специальной конструкции из опалубочной доски.
Конструкции призваны уберечь памятники от осколков и ударной волны, но в случаи прямого попадания они могут не спасти монумент. Поэтому украинские ITишники стали их оцифровывать. По виртуальным моделям в будущем скульптуры и даже целые здания можно будет восстановить.
Вопрос защиты культурного наследия Украины стоит остро, ведь удары по мемориалам, церквям и музеям — часть геноцидной войны, которую ведет Россия. Другими словами, армия страны-агрессора умышленно целится по достопримечательностям. Так атаки приходились на исторический центр Одессы и Львова. А архитектурные ансамбли центров этих городов являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
Когда ВСУ весной прошлого года освободили поселок Иванков в Киевской области, мир увидел последствия российского артиллерийского удара по историко-краеведческому музею, где хранились полотна известной украинской художницы Марии Примаченко. Местным жителям удалось спасти шедевры.
Сегодня в центре Иванкова в Киевской области мало что напоминает о российской оккупации. Армия страны-агрессора контролировала поселок чуть больше месяца. 25 февраля 2022 года российский снаряд попал в Иванковский историко-краеведческий музей. В экспозиции были народные костюмы, керамика Полесья, оружие времен Второй мировой, экспонаты, связанные с ликвидацией аварии на Чернобыльской атомной электростанции и даже скелет мамонта. А еще работы местных художников. Самые ценные — полотна Марии Примаченко.
Все, что осталось от здания после удара, — покореженная крыша, разрушенные стены и горы копоти. Местные жители уверены, что российская армия умышленно целилась по музею.
“Думаю, что намеренно. Потому что мы видим уже и по другим, что уничтожают культуру, заведения культуры, музеи. Это у них, пожалуй, самая первая задача — уничтожить нашу историю”, — говорит начальник отдела культуры, молодежи и спорта Иванковского поселкового совета Надежда Бирюк.
Но уничтожить историю россиянам не удалось. Когда начался пожар, охранник музея и жители поселка выбили решетки на окнах и бросились доставать экспонаты. Спасти удалось не все. Огонь слишком быстро охватил здание. Более того, снаряд попал в большой зал — туда, где и хранились картины Марии Примаченко. Они уцелели благодаря счастливой случайности. За день до удара полотна сняли со стен и перенесли в другой музейный зал. Помимо 14 работ Примаченко, написанных даже не на холстах, а на бумажных ватманах, из горящего здания вынесли часть старинных вышитых рушников и сорочек, бронзовые статуэтки, ковры ручной работы.
“Заскочили сюда, в музей, и подавали людям, которые были по эту сторону, музейные экспонаты, которые можно было спасти. В большой зал они уже зайти не могли, там уже все горело”, — вспоминает Бирюк.
Спасенные шедевры Надежда и сторож Юрий прятали от российских оккупантов еще месяц.
После освобождения Иванкова картины показали на выставке “Мария Примаченко. Спасенное”. Наследие художницы — более 2 тысяч живописных работ. Мария писала в наивном народном стиле. Его называют примитивизмом. Примаченко часто спрашивали, почему ее цветы и птицы такие нереалистичные. На это у нее всегда был один ответ: “Зачем рисовать их такими, как есть. Они и так красивые. А я рисую на радость людям”.
“Именно такого наивного искусства художников не так много, потому что Мария ушла от бытовых работ и перешла к созданию так называемых станковых произведений. Имеется в виду, тех произведений, которые не были частью какого-нибудь кувшина или, скажем, одеяла. Эти произведения имеют самодостаточное значение. Они существуют как произведения профессионального художника. То есть, можно брать в рамку и вешать на стене”, — комментирует искусствовед Эдуард Дымшиц.
Оранжево-розовое животное, похожее на тигра, украшенный цветами верблюд, который несет на себе рыб, причудливое существо с чепчиком и змеей вместо языка. Центром творчества Примаченко были фантастические звери — с не менее фантастическими названиями: “Кукурузный конь в космосе”, “Дарю украинскую паляницю всем людям на земле”, “Атомная война, будь проклята она!”.
“Мария не имела академического образования, и тот стиль, который она выработала, это был стиль такой самостоятельный, то есть она сама его приобретала. Это круто, потому что она выполняет все это на очень высоком уровне. Это прекрасный рисунок, прекрасная композиция, прекрасные цветосочетания”, — отметил искусствовед.
Мария Примаченко — народный художник, а ее картины — национальное достояние Украины. Попытку уничтожить их можно считать элементом геноцида — политики России, цель которой — стереть украинскую идентичность.
“Россия не прекратила попытки уничтожить Украину, которые она предпринимала на протяжении веков. Сейчас на оккупированных территориях закрываются украинские школы, преподавание ведется исключительно на русском языке, соответственно, целенаправленно уничтожается культура на тех территориях, где России это удается. Сюда, на эти территории, она не смогла попасть напрямую. Соответственно, Российская Федерация пытается ракетами попасть в наши объекты культурного наследия”, — сказала заместитель генерального директора Национального музея Революции Достоинства Ольга Сало.
Из-за российских обстрелов пострадали более полутора тысяч музеев, библиотек, театров, галерей, домов культуры, в частности: Одесса — Спасо-Преображенский собор, Купянск — краеведческий музей, Львов — ансамбль исторического центра и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, Чернигов — драматический театр. Почти треть — уничтожены.
Читайте также: Исключить Россию из ЮНЕСКО малореально, возлагать на это надежды не стоит, — Шамшур
Напомним, как заявила народный депутат Украины, глава комитета культуры, науки, образования и медиа Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Евгения Кравчук, в результате боевых действий в Украине разрушено частично или полностью более 1,5 тыс. объектов культуры, из них более 700 являются объектами культурного наследия — памятники архитектуры, храмы и другие старинные здания. Украина рассчитывает получить репарации, в том числе и на восстановление таких объектов.