За 2024 год Украина достигла немалых результатов в отношениях с Евросоюзом. Стартовали переговоры по присоединению к ЕС, проценты от замороженных российских активов стали использовать на закупки оружия для Украины, а ее оборонная промышленность стала восприниматься как часть европейской. Евросоюз — ближайший сосед и союзник Украины. Результаты выборов в США еще больше скрепили это партнерство и сблизили Киев и Брюссель.
Отношения Украины и Евросоюза в 2024 году
В июне в Люксембурге состоялась межправительственная конференция, на которой были открыты переговоры о вступлении в ЕС. Это были последние дни председательства Бельгии в Совете Евросоюза.
“Сегодня мы здесь только потому, что нас поддерживают и дают нам такую возможность украинские Вооруженные силы, каждый украинец, который выступает за Украину, стоит с Украиной и помогает нам двигаться вперед. Я очень благодарна бельгийскому председательству за его основополагающие усилия по мобилизации единства всех 27 государств-членов ЕС”, — заявила вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина.
Постоянный представитель Украины при ЕС Всеволод Ченцов уверен, что 2024 год был очень важным в отношениях с Европейским Союзом.
“Мы открыли переговоры о членстве в июне 2024 года. Мы начали эти переговоры и практически завершили скрининг по первому кластеру. Это кластер, который называется “Основы”. И это дает возможность уже в 2025 году, во время польского председательства, начать, собственно, переговоры по этому кластеру и мы надеемся, что не только по этому”, — сказал Ченцов.
Важно было дать старт переговорам до того, как Венгрия на полгода займет место председателя в ЕС. На это время продвижение Украины на пути в Евросоюз было бы временно затруднено.
Для вступления в блок Украине необходимо открыть и закрыть 35 глав в шести переговорных кластерах. Еврочиновники и их украинские коллеги рассчитывают начать эту работу сразу же после нового года, когда председательство в Европейском Союзе перейдет к Польше.
“Мы продолжаем сопровождать Украину на ее пути к присоединению к нашему Союзу. Если Украина продолжит свою хорошую работу, то мы должны быть готовы открыть первый кластер переговоров о присоединении в начале 2025 года. Некоторые другие могут последовать в течение этого года”, — заявила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Успехом Киева можно считать и продление на год автономных торговых мер — режима беспошлинной торговли с ЕС. Несмотря на довольно громкие конфликтные ситуации с европейскими производителями из-за поставок украинской сельхозпродукции на европейский рынок, Евросоюз сохранил лояльный к Украине режим еще на один год, разработав механизмы защиты на случай экстренных ситуаций.
В Европарламенте после выборов в июне 2024-го сохранилось проукраинское большинство. Количество депутатов, голосующих за резолюции в поддержку Украины, не уменьшилось.
По словам Ченцова, пять резолюций были приняты в 2024 году.
“Это цементирует поддержку на политическом уровне. Это позволяет работать и в столицах, и на уровне политических партий. То есть на сегодняшний момент можно констатировать, что мы сохранили единство Европейского Союза, несмотря на все сложности. Мы сохранили динамику наших отношений, и она растет, несмотря на все вызовы, военную агрессию, которая, к сожалению, дальше продолжается. Мы очень существенно продвинулись по направлению переговоров с Европейским Союзом и это стало реальностью”, — акцентировал он.
Многие европейские обозреватели считали, что новый состав Европарламента и Европейской комиссии вынужден будет считаться с ростом поддержки радикальных сил в ЕС и станет менее проукраинским. На деле новый глава европейской дипломатии Кая Каллас открыто заявила о необходимости победы Украины, а еврокомиссар по обороне Андрюс Кубилюс призвал готовиться к возможной агрессии России против стран Евросоюза.
“Победа Украины является приоритетом для всех нас. Ситуация на поле боя очень сложная, поэтому мы должны продолжать работать каждый день. Сегодня, завтра и столько, сколько потребуется, и с такой военной, финансовой и гуманитарной помощью, которая необходима. Это должно быть подкреплено четким путем для Украины к вступлению в Европейский Союз. То, за что мы здесь боремся, — это европейская безопасность, европейские принципы. Это наша защита Устава ООН и глобальных принципов, стоящих за ним”, — заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас.
Председательства Венгрии в ЕС ожидали как возможную катастрофу для поддержки Украины. Но, несмотря на особую позицию Будапешта по всем вопросам, связанным с Украиной, еврочиновникам удалось согласовать 15-й пакет санкций против РФ и поддержать выделение Украине кредита на сумму почти 50 млрд долларов. Причем Европейский Союз в проекте этого решения предусматривал возможность закрытия почти всей суммы, в случае если США не захотят или не смогут сделать свой взнос.
“Был учрежден и начал действовать инструмент финансовой поддержки — Украинский механизм. В его рамках только от Европейского Союза мы получили в 2024 году 16 млрд евро. В 2025 году также надеемся, что в плане макрофинансовой стабильности у нас все будет хорошо. ЕС в 2024-м учредил еще дополнительно финансовую программу в рамках так называемого кредита “Большой семерки” на 50 млрд евро, и доля Евросоюза в этом кредите — 18 млрд евро. Эти средства начнут работать уже с начала 2025 года. Мы ожидаем, что первый транш в 1,5 млрд или даже больше будет передан Украине уже в январе”, — отметил постоянный представитель Украины при ЕС.
Немецкий евродепутат от Партии зеленых Даниэль Фройнд — последовательный критик венгерского премьера Виктора Орбана. Он рад, что помощь Украине не была заблокирована со стороны Будапешта.
“Он блокирует, он задерживает, ослабляет. И, я думаю, худшее, что он сделал за время своего председательства, это показал разобщенность Европы, притворившись, что выполняет какую-то “миротворческую миссию”, и тем самым просто показал, что он подлизывается к диктаторам. На данный момент, я думаю, у нас все хорошо. Но Орбан — один из тех, кто пытается ослабить, задержать и помешать поддержке Украины. И я думаю, это крайне опасно не только для Украины, но и для всех нас в Европе”, — акцентировал Фройнд.
Постоянный представитель Украины при ЕС не исключает, что в 2025 году, уже во время польского председательства, в феврале будет принят следующий пакет санкций в отношении РФ.
“Мы уже начали активное сотрудничество по его подготовке. И будем особое внимание уделять таким вопросам как российский теневой флот, российская энергетика, газ, другие направления. Будем пытаться, чтобы этот пакет охватил и ядерную энергетику. Мы не останавливаемся в усилиях по этому треку”, — дополнил Ченцов.
Пройдя через выборы и председательство Венгрии, партнерство Украины с ЕС укрепилось и приобрело особую важность на фоне результатов выборов в Соединенных Штатах и будущего прихода в Белый дом команды Дональда Трампа.
“Для нас очень важен голос Европы, объединенный с голосом США. Мы ждем инаугурации нового президента Дональда Трампа, и после этого хотим, чтобы у нас был серьезный план, как остановить Путина. И, действительно, я думаю, что Дональд Трамп плюс Европейский Союз способны это сделать”, — заявил лидер Украины Владимир Зеленский.
В конце 2024 года были достигнуты соглашения о том, что украинские производители получат 535 млн евро от Дании, Швеции и за счет замороженных российских активов для производства оружия. На территории Украины заработали европейские оборонные гиганты, такие как немецкий концерн Rheinmetall, который открыл завод по ремонту и обслуживанию БМП и танков. В планах и сборка техники.
“Помимо политического единства, помимо санкционных пакетов, также произошло впервые, что Европейский Союз потратил около 3 млрд евро, даже больше, из доходов от конфискованных российских активов на военную поддержку Украины. То есть первый транш, по сути, уже использован, а это около 1,5 млрд евро. Из них, что очень важно, 400 млн было использовано именно в Украине. Вторая часть этого транша уже в начале 2025 года поступит в Украину”, — рассказал Ченцов.
Евроинтеграционный процесс Украины в 2024-м начал принимать конкретные технические формы — на политическом, экономическом и военном уровнях. Руководство ЕС поставило себе цель сделать очередную волну расширения возможной к 2030 году. И Киев, и Брюссель совместно идут к ней.
Украинский путь в ЕС в оценке экспертов
Как Украина продолжает свою трансформацию для того, чтобы ускорить евроинтеграционный процесс? Какие были важные достижения Киева на пути к членству в ЕС? Чего стоит ожидать от председательства Польши в Евросоюзе? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы:
- Мария Мезенцева, глава Постоянной делегации Верховной Рады Украины в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ);
- Евгения Кравчук, член украинской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ);
- Олеся Яхно, политолог;
- Михаил Пашков, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова;
- Алексей Буряченко, кандидат политических наук, исполнительный директор “Международной ассоциации малых городов”.
МАРИЯ МЕЗЕНЦЕВА: Важно имплементировать евроинтеграцию в регионах
— Глобальным достижением в 2024 году является то, что Украина начинает переговоры по членству в ЕС. Такого короткого периода времени, за который можно было бы достигнуть подобного результата, соглашусь с бывшим верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем, не достигала ни одна из 28 стран Евросоюза, включая Великобританию.
Прогресс Украины был оценен Еврокомиссией в очень позитивном ключе. Важно отметить достижения в судебной реформе и антикоррупционных решениях. Очень важно, чтобы все это осуществлялось и ощущалось на местах.
Очень важно имплементировать евроинтеграцию в регионах. Для этого у нас создана на уровне Конгресса местных общин и регионов специальная рабочая группа, которая поясняет, какие возможности есть для городов и населенных пунктов, что может дать партнерство с ЕС, какие грантовые программы есть для бизнеса, сферы образования, медицины, культуры.
Независимо от внутриполитической ситуации в странах-членах ЕС, поддержка Украины сохраняется на высоком уровне. Я говорю и об отношениях с Венгрией, Словакией и другими странами, которые не всегда бывают простыми, в том числе из-за выборов. Тем не менее важно, что Украина получила финансовую помощь в 50 млрд евро на текущий и следующие три финансовых года. Такие ассигнования Европейский Союз делает не для каждой страны-партнера.
Впервые была выделена военная помощь украинским Силам обороны посредством “Европейского фонда мира”. Кроме того, пакеты военной помощи Киев получает от отдельных государств ЕС, которые ранее были нейтральными.
Продолжаются обсуждения евроинтеграционного процесса Украины в рабочих группах, к которым привлечены органы власти, профильные комитеты ВР. Очень важно, по ее словам, чтобы также в этом участвовало и гражданское общество.
Нужно в Верховной Раде вовремя голосовать за необходимые законы и имплементировать их, потому что это является самым важным. Украина начинает важный путь переговоров по 35 разным разделам, и это касается абсолютно каждого элемента нашей ежедневной жизни.
35 разделов переговорного процесса, 35 рабочих групп — все это требует больших усилий. Это, можно сказать, такая параллельная реальность, которая будет существовать некоторое время. Но важно, чтобы мы были синхронными. Поэтому сверки нашего прогресса с Еврокомиссией будут постоянно происходить.
Не менее важно, чтобы украинцы поддерживали евроинтеграцию. И в 2024 году этот показатель составил 90% и более процентов граждан. Нужно, чтобы поддержка росла. Евроинтеграция сложна по имплементации и принятию законов. Но нам важно, чтобы украинская нация поддерживала свой выбор, прописанный в Конституции, и ощущала от этого позитив.
ЕВГЕНИЯ КРАВЧУК: Важное достижение — создание Реестра ущерба, нанесенного российской агрессией Украине и украинцам
— Совет Европы остается единственной организацией, которая полностью исключила Россию из своей структуры. Речь идет о Комитете министров, Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) и Венецианской комиссии. Россию оттуда “вычистили”.
Один из важных результатов работы украинской делегации в ПАСЕ в 2024 году — создание международного Реестра ущерба, нанесенного российской агрессией Украине и украинцам. В него подали уже более 12 тыс. заявок на возмещение ущерба за разрушенное жилье с апреля 2024 года. Это уже международный орган со штаб-квартирой в Гааге.
В ближайшее время будут открываться новые категории по приему заявок. Думаю, это могут быть в будущем миллионы заявок, потому что перечень категорий широк. В том числе, компенсации смогут получить внутренне перемещенные лица.
Также не останавливается работа над созданием специального трибунала за преступления агрессии. Мы ожидаем, что в 2025 году Совет Европы уже вплотную приблизится к подписанию договора с Украиной по созданию трибунала за преступления агрессии, совершенные Россией.
ОЛЕСЯ ЯХНО: Украина демонстрирует готовность выполнять свои обязательства перед ЕС
— Есть два ключевых блока вопросов, важных для Украины в контексте сотрудничества с Европейским Союзом. Первый блок связан с безопасностью. Речь идет о вопросах, решение которых зависит от Европейского Союза: от безопасности Восточной Европы до Европы в целом и Украины как ее части. Известно, что Польша, председательствующая в Совете ЕС в этом году, уже обозначила приоритетом вопросы безопасности и санкций против России. Этот блок включает помощь Украине в финансовом и военном аспектах на фоне российской агрессии.
Второй блок касается непосредственно расширения ЕС и движения Украины к членству. 2025 год может стать значимым для европейской интеграции Украины. Польша председательствует первое полугодие, а Дания — второе, что также благоприятно для нас. Мы достигли этапа, когда можно говорить о конкретных шагах. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже акцентировала внимание на проработке конкретных кластеров сотрудничества.
Есть большие ожидания от председательства Польши, особенно с учетом обновления руководящих органов ЕС после выборов. Например, новые европейские комиссары, такие как Марта Кос, ответственная за расширение ЕС, посетили Киев, демонстрируя проукраинскую позицию. Это создает предпосылки для конкретных решений по безопасности и интеграции Украины.
Говоря о гарантиях безопасности, Европа, похоже, берет на себя ключевую роль. Обсуждаются миротворческие миссии и другие инициативы. Это свидетельствует о том, что Запад начинает воспринимать Украину как часть общего пространства безопасности.
Кроме того, ЕС пересматривает политику в ряде сфер. В энергетике, например, Евросоюз планирует полностью избавиться от зависимости от российских энергоресурсов к 2027 году. Также ужесточаются санкции против РФ. Это важно не только для Украины, но и для усиления обороноспособности Европы.
Что касается интеграции, у Украины есть конкретный план действий, согласованный с ЕС. Несмотря на войну и экономические трудности, Украина демонстрирует готовность выполнять свои обязательства. Это двухсторонний процесс, где обе стороны — Украина и ЕС — предпринимают шаги навстречу друг другу.
В ближайшие полгода, пока председательствует Польша, а затем Дания, Украина имеет все шансы существенно продвинуться к членству в ЕС. Этот процесс идет в соответствии с согласованным графиком и ожидания на этом пути остаются позитивными.
МИХАИЛ ПАШКОВ: Председательствующая в ЕС Польша будет отстаивать интересы Украины
— Польша начала свое полугодовое председательство в Совете Европейского Союза, которое продлится до 30 июня 2025 года. Одним из ключевых на этот период Варшава определила вопрос безопасности и обороны.
Польша может сделать достаточно много в рамках своего председательства в ЕС. Особенно, если сравнивать с предыдущим председательством Венгрии, которое было наполнено конфликтами и проблемами. В данной ситуации у Польши есть определенные возможности, рычаги и перспективы.
План, который Польша уже представила, состоит из семи пунктов. На первом месте в нем — безопасность и оборона. Можно сказать, что это будет ключевым направлением польского председательства.
В то же время, во время председательства Варшаве придется столкнуться и с рядом проблем. Я имею в виду и достаточно сложный диалог с новоизбранным президентом США Дональдом Трампом. Это в целом торгово-экономические отношения Вашингтона и Брюсселя, с одной стороны, а с другой — очевидными есть и внутренние проблемы Европейского Союза. Это внутренние проблемы и кризисы в Германии и Франции, президентские выборы в Румынии, сложная ситуация в Молдове, Грузии, в том числе некая раскольническая политика Словакии и Венгрии. Достаточно много вызовов, которые, так или иначе, будут стоять на повестке дня Европейского Союза.
В самой Польше в мае 2025 года пройдут выборы президента и это тоже будет определенным фактором, который будет влиять на эффективность польского председательства в Совете ЕС.
Говорить о какой-то решающей и кардинальной роли страны-председателя не приходится, потому что в Европейском Союзе решения, в основном, принимаются консенсусом и согласием всех стран. Но Польша будет инициировать и продуцировать инициативы в ключе той повестки своего председательства, которую она предложила.
Польша будет собирать соответствующие межведомственные конференции, будет выдвигать на обсуждение вопросы, которые ей представляются наиболее актуальными, в том числе с точки зрения их внутренней повестки дня. Тут у Польши есть определенная инициатива, и, я думаю, она будет достаточно эффективно ее использовать. Учитывая, что все же проблема безопасности и обороны для Польши, как для прифронтового государства является очевидным и безусловным приоритетом.
Для Украины очень важно то, что в период председательства Польши будет идти речь о формировании мирного плана по прекращению войны, который разрабатывает команда Трампа.
Польша заявляет о том, что без Украины и без ее союзников в Европе не должен происходить американо-российский диалог. Должны участвовать все заинтересованные стороны. Это для нас, безусловно, важно. Как и то, что Польша, достаточно серьезно относится к дальнейшему использованию замороженных российских активов.
АЛЕКСЕЙ БУРЯЧЕНКО: Украина может стать частью системы безопасности ЕС
— Последние полгода в ЕС председательствовала Венгрия и она использовала все возможные механизмы, чтобы блокировать конструктивное принятие решений в вопросах безопасности, включая информационную, энергетическую и миграционную сферы. Этот период был сложным как для Украины, так и для всего Европейского Союза. Но он оказался необходимым, поскольку позволил всем осознать, как сильно влияние одной страны (в данном случае Российской Федерации) на политику ЕС в целом. 2024 год можно охарактеризовать как год дефицита безопасности. Это стало очевидным трендом.
Я бы назвал этот период также кризисом больших союзов и международных институций. Мы видим, как страны и организации зачастую выбирают стратегию “каждый сам за себя”. В 2025 году первое полугодие председательствовать в Евросоюзе будет Польша, я считаю это правильным выбором. Польша хорошо понимает риски, которые несет Российская Федерация, включая военные, информационные, энергетические и другие гибридные угрозы.
Достаточно вспомнить миграционный кризис, организованный Россией через Беларусь на границе с Польшей и Европейским Союзом перед полномасштабным нападением на Украину. Польша, зная все эти проблемы, наверняка будет активно продвигать серьезные, возможно, даже конституционные изменения внутри ЕС.
Мы можем говорить о кризисе таких крупных союзов, как НАТО, ЕС, ООН — все эти организации в кризис безопасности показали ограниченную эффективность. В НАТО, например, страны не решаются полностью задействовать пятую статью договора, что свидетельствует о неопределенности в их действиях.
Украина, со своей стороны, может предложить силовой компонент безопасности для ЕС, усиливая его геополитическую субъектность. На этом пути важно строить более глубокие отношения с нашими стратегическими партнерами, особенно с Польшей, которая будет председательствовать в ЕС в критический переходный период. Пока не сформирована новая архитектура мировой безопасности и пока большие институции проходят свои трансформации, нужно делать ставку на малые союзы.
Примером могут служить альянсы Украины с Великобританией, США, Польшей и Румынией. Последние события демонстрируют значительный прогресс в наших отношениях с Румынией, которые вышли на качественно новый уровень.
Читайте также: Украина остается в мировой повестке: главные достижения дипломатии в 2024-м — события и заявления (ВИДЕО)