Продовольственная безопасность и свободное судоходство: один из главных вопросов Саммита мира в Швейцарии обсудили эксперты

Погрузка зерна на суда для экспорта. Фото: mind.ua

Создание хабов для украинского зерна в портах Африки обсудил президент Украины Владимир Зеленский с президентом Кении Уильямом Руто. Лидеры провели встречу на полях Саммита мира в Швейцарии. Речь шла, в том числе, о проектах в области экспорта сельскохозяйственной продукции. Глобальная продовольственная безопасность была в центре обсуждения и на встрече президента Украины с президентом Республики Кот-д’Ивуар Алассаном Уаттарой. 

Попытки России препятствовать свободной навигации в Черном море угрожают продовольственной безопасности многих стран мира, подчеркнул Зеленский. 

Важность украинской продукции для глобального мира

Продовольственная безопасность — одна из центральных тем Глобального саммита мира в Швейцарии.

“Через 79 лет после того, как многосторонние рамки были разработаны, чтобы защитить будущие поколения от войны, Украина стала жертвой вторжения. И во всем мире чувствуется нарушение путей обеспечения продовольствием. Позиция Кении незыблема — агрессия России против Украины неоправданна и нарушает международное право”, — заявил президент Кении Уильям Руто.

Украина настаивает — необходимо обеспечить свободное и безопасное судоходство в Черном и Азовском морях и восстановить суверенный контроль над всеми украинскими портами.

По итогам Глобального саммита в Швейцарии было опубликовано совместное коммюнике участников про основы мира. В документе речь идет о ядерной безопасности, освобождении украинских военнопленных и гражданских лиц. Отдельным пунктом поднимается вопрос продовольственной безопасности. 

“Глобальная продовольственная безопасность зависит от бесперебойного производства и поставки продуктов питания. В связи с этим свободное, полное и безопасное торговое судоходство, а также доступ к морским портам на Черном и Азовском морях являются чрезвычайно важными. Нападения на торговые суда в портах и на всем маршруте, а также на гражданские порты и гражданскую портовую инфраструктуру являются неприемлемыми”, — говорится в тексте совместного коммюнике. 

Также в документе отмечается, что продовольственную безопасность никоим образом нельзя использовать как оружие. Украинская сельскохозяйственная продукция должна безопасно и свободно поставлять заинтересованным третьим странам. 

Украина прошла непростой путь в вопросе продовольственной безопасности. В августе 2023 года, после того, как Россия сообщила о выходе из Черноморской зерновой инициативы, Украина объявила об открытии собственного морского коридора. Киев продолжит экспорт зерна, несмотря на то, что Москва отказалась от соглашения и отозвала гарантии безопасности судоходства в акватории Черного моря, подчеркнул тогда Зеленский. За девять месяцев украинский морской коридор обеспечил экспорт около 50 млн т грузов. Более тысячи кораблей вышли из трех портов Украины за это время. C марта 2024 года украинский морской коридор через порты Одессы, Черноморска и Южного работает круглосуточно.

“Подавляющее большинство грузов — это зерно, которого так не хватает на так называемом глобальном Юге. А что касается работы морского коридора, то он фактически вышел на свои мощности до полномасштабного вторжения”, — сказал спикер Военно-морских сил Вооруженных сил Украины (ВСУ) Дмитрий Плетенчук.  

Украине удалось обеспечить безопасную работу морского коридора, несмотря на массированные атаки российской армии на портовую инфраструктуру и зернохранилища Украины. Пострадали и альтернативные пути экспорта украинского зерна на Дунае. 

Президент Румынии Клаус Йоханнис осудил атаки России в непосредственной близости от его страны. Из-за агрессивных действий Москвы безопасность в Черном море стала приоритетом для государств региона. 11 января 2024 года Болгария, Румыния и Турция подписали меморандум о создании Черноморской военно-морской противоминной группы. Инициатива призвана помочь Украине обезопасить судоходство в Черном море от российских мин. Ведь только на побережье Румынии за эти два года выбросило более полусотни морских мин.

“Черноморский регион очень важен, имеет геостратегическое значение, потому что мы говорим не только об Украине. И то, что Россия делает в последнее время в нашем регионе, просто возмутительно. Мы также видели все угрозы, исходящие от Российской Федерации в отношении коммерческого судоходства в Черном море. Мы увидели, как эта война затронула непосредственно Румынию. Ранее мы идентифицировали на нашей территории части российских беспилотников. Сейчас важно продолжать решительно поддерживать Украину и украинский народ”, — рассказала министр иностранных дел Румынии Луминица Одобеску.

По данным разведки США, в 2023 году Россия на временно оккупированных территориях Украины украла около 6 млн тонн зерна. Для вывоза использовала грузовые суда, которые курсировали вдоль побережья Турции, доставляя грузы в порты Сирии, Израиля, Ирана, Грузии и Ливана.

Российская Федерация, развязав войну против Украины, поставила под угрозу глобальную продовольственную безопасность. Но Украина намерена оставаться гарантом для многих стран мира, заявил Владимир Зеленский.

“Украина продолжает гарантировать продовольственную безопасность. Мы хотим это сделать. Я еще раз подчеркиваю, это не только ради мира, это и ради Украины нам нужно. Надо продавать это зерно. Есть инициатива Grain From Ukraine там, где зерно идет в страны Африки, Азии, там, где сложная ситуация. В некоторые государства идет бесплатно, мы все собираем деньги на это. И Украина также во время войны это делает, помогая странам. Это и Мали, и Эфиопия, и Йемен. Большое количество государств. И мы им отправили за год на 160 млн долл. зерна. Это сделала Украина во время войны”, — рассказал Зеленский.

Сейчас движение гражданских судов из морских портов Одессы, Черноморска и Южного происходит по двум маршрутам, которые Украина предложила Международной морской организации. А украинские военные мониторят и анализируют все возможные риски. Также для обеспечения функционирования морского коридора Украина представила совместный с Великобританией механизм страхования судов. По расчетам Министерства экономики Украины, фонд удешевил стоимость страхования примерно на 2,5%. Киев намерен дополнительно расширить фонд и ведет переговоры с международными финансовыми организациями. При этом речь идет о страховании не только морских, но и наземных перевозок.

По подсчетам аналитиков, в год Украина производит столько продовольствия, что его достаточно, чтобы накормить около 400 млн человек.

“У ООН есть 17 целей устойчивого развития. И цель номер два — это нулевой голод к 2030 году. Без Украины достичь этой цели будет просто невозможно. Мы видим, что блокировка украинских портов приводила к таким взлетам цен на продовольствие и, соответственно, к усилению голода в бедных странах, и не только в бедных”, — пояснил аналитик Центра исследований продовольствия и землепользования Киевской школы экономики Павел Мартышев.

Мнения экспертов

В чем важность пункта коммюнике о продовольственной безопасности? Каким образом можно ее обеспечить? Какие государства напрямую заинтересованы в безопасных поставках украинского зерна? В каком состоянии сейчас украинский аграрный сектор? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы: 

  • Ольга Трофимцева, и. о. министра аграрной политики и продовольствия Украины (2019 г.), посол по особым поручениям в МИД Украины (2022-2023 гг.); 
  • Олег Пендзин, исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба; 
  • Дмитрий Левусь, политолог-международник;
  • Александр Левченко, дипломат, чрезвычайный и полномочный посол Украины в Республике Хорватия, Боснии и Герцеговине (2010-2017 гг.);
  • Александр Гапон, глава “Украинской аграрной ассамблеи”. 

ОЛЬГА ТРОФИМЦЕВА: Голод — это часть российской стратегии ведения войны

— На Глобальном саммите мира одним из основных пунктов вопрос обеспечения продовольственной безопасности. Я хочу отметить однозначную поддержку в этом вопросе всех стран, которые принимали участие. Вопрос продовольственной безопасности в широком плане состоит из двух главных аспектов. 

Первый — безопасное судоходство в Черном и Азовском морях, беспрепятственный доступ к портам и непрепятствование этим действиям со стороны России. А второй момент — это неиспользование голода как оружия. Россия продовольственный голод рассматривала не как побочный эффект от агрессии, а как часть стратегии ведения войны против Украины.

Для украинских фермеров очень важно не терять рынки сбыта и возможность экспортировать свою продукцию. Украинские фермеры экспортоориентированы и несмотря на все сложности, действительно производят намного больше, чем нам нужно для внутреннего рынка. Соответственно, эту продукцию нужно экспортировать. 

Гуманитарная продовольственная инициатива Grain from Ukraine, которую Украина реализует совместно со Всемирной продовольственной программой ООН, показала хорошие результаты и расширилась. И для меня это очень серьезный сигнал, потому что одна из последних новостей — это то, что Всемирная продовольственная организация сейчас расширяет свое сотрудничество с украинскими агропроизводителями. 

Речь уже идет не только о зерне, а и о консервированных мясных продуктах, бобовых, чтобы их точно также можно было поставлять Всемирной продовольственной организацией в те страны, которые в первую очередь требуют доступа к простым и быстрым продуктам питания для обеспечения продовольственной безопасности своего населения.

Тот факт, что вопрос обеспечения продовольственной безопасности был среди ключевых на Глобальном саммите мира, должен заставить страну-агрессора задуматься. Речь идет о многих составляющих, включая то, что Россия ворует продовольствие и совершает действия, которые приводят к дестабилизации продовольственной безопасности в мире. 

ОЛЕГ ПЕНДЗИН: Украина нарастила экспорт через морские порты 

— Несколько дней назад серьезно расширился перечень тех товаров, которые идут по программе Grain from Ukraine. Это 2,5 тыс. тонн подсолнечного масла, которое в виде гуманитарной помощи поедет в страны Африки. В данной ситуации нужно понимать, что ничего не останавливается и все работает. 

Украина уже сегодня вышла на те объемы экспорта через порты Черного моря, которые были в 2021 году до полномасштабного российского вторжения. 

При этом нужно четко понимать, что половина портов не функционирует — в Николаевской и Херсонской областях. То есть общий объем того, что сегодня вывозится через Одессу резко увеличилось, что говорит о крайней заинтересованности и наших производителей, и мировых потребителей в украинском зерне. И сегодня мы уже слышим о расширении перечня той продукции, которая ввозится по программе Grain from Ukraine. 

ДМИТРИЙ ЛЕВУСЬ: Украина прошла большой путь с 2022 года

— Я вспоминаю, какой большой путь был пройден с 2022 года. Тогда первый раз западные послы приехали в Одессу, были договоренности с Турцией и ООН. И все это закончилось российским саботажем на всех уровнях. И когда действительно Силы обороны Украины абсолютно изменили ситуацию — российский шантаж перестал действовать. Меня в этой ситуации немного изумляет то, что есть попытки отыграть ситуацию назад. Перед Саммитом мира, например, звучала позиция Турции о том, что неплохо бы было привлечь Россию. 

Все переживали, что Китай не хочет участвовать в Саммите и что по некоторым экономическим вопросам КНР будет плохо. Это касается поставок продовольствия. С китайской стороны не было никакой конкретики. Если ты считаешь себя лидером глобального мира, то нужно позаботиться о том, чтобы обеспечить безопасные поставки продовольствия тем странам, которые в этом нуждаются — особенно по части зерна. 

Можно еще вспомнить африканский план, который практически полностью крутился вокруг поставок зерна. Им было важно, чтобы война хоть как-то закончилась, потому что Африка голодает. Тогда во время визита африканской делегации в Украину несколько удалось поменять ситуацию и взгляд на этот вопрос. Президент ЮАР потом в Москве на саммите Россия — Африка говорил вполне конкретные вещи. Он говорил, что им нужны подачки от России.

АЛЕКСАНДР ЛЕВЧЕНКО: Появилось взаимопонимание со странами Африки

— Война России против Украины негативно повлияла на поставки продовольствия, особенно это коснулось стран так называемого глобального Юга. Коммюнике Саммита мира утвердило, что продовольственная безопасность не должна быть оружием в руках РФ. 

Страны, которые поставили подпись в коммюнике, демонстрируют солидарность с Украиной, понимание того, что продовольственная безопасность — один из ключевых элементов глобальной безопасности на нашей планете.

У нас произошло большее понимания с африканскими странами, потому что сотрудничество в 2022 году начиналось очень грустно. Сейчас мы видим, что страны глобального Юга, прежде всего Африка, адекватно реагируют на пункт, который был представлен на обсуждение. Это важный аспект и нужно обезопасить не только Одессу, но и другие порты Черного моря. Вопрос продовольственной безопасности носит глобальный характер. 

Я считаю, что те страны, которые подписали коммюнике, сделали ход в поддержку того, чтобы глобальный Юг не голодал и имел проблем с поставками продовольствия. Потому что если жители стран Африки будут голодать — начнутся массовые беспорядки. 

АЛЕКСАНДР ГАПОН: Потребление пшеницы в этом году будет расти

— Украина планирует в 2024-2025 гг. экспортировать до 15 млн тонн пшеницы. Урожай планируется — 19,5 млн тонн, но это все прогнозы. Первые откосы, первая урожайность покажут, выровняли мы эту ситуацию или не выровняли. Конечно же, будут влиять в первую очередь сами природные условия. Во вторую очередь это, конечно же, чтобы наши Вооруженные силы сдерживали оккупантов хотя бы на тех рубежах, на которых есть, потому как минное загрязнение — это очень большая проблема. 

Потребление пшеницы, кукурузы и ячменя в мире, по прогнозу в этому году, будет расти. На 1,5 млн тонн по миру планируется увеличение объема производства кукурузы и рост на 1,5 млн тонн мирового экспорта.

Это говорит о том, что в тех странах, в которых прогнозировали голод в этом году, это потребление будет расти и расти еще несколько лет точно. А в связи с увеличением населения на планете, Украина со своими землями должна наращивать свое производство и вернуться к тому лидерству, которое она имела и, уверен, будет иметь в мире.

Ситуация с логистикой для украинского экспорта стабилизировалась благодаря Черноморскому пути. Ведется большая работа по строительству железнодорожной ветки на Румынию, которая должна, в свою очередь, также немного дифференцировать поставки через Черное море. Эта работа будет вестись еще около полутора лет, но это очень хороший задел. За этот проект взялись несколько стран, в том числе и Молдова. Через Молдову сейчас реконструируется железнодорожная ветка, около 70 километров новой железной дороги будет проложено, что увеличит экспорт на румынские порты. 

Что касается Европы, то единственный выход — нужно обсуждать узкоколейную железную дорога, которая должна быть протянута вглубь Украины. Это упростит экспорт через европейские порты, так как на границе Украины и Евросоюза нет достаточных перевалочных мощностей, чтобы переваливать с широкой на узкую ветку, а если протащить внутрь страны и соединить с крупными элеваторами, то эта проблема будет решена. 

Читайте также: Жесткий ответ Путину, диалог со странами Глобального юга и надежда на справедливость: Саммит мира в оценках экспертов

Прямой эфир