Россияне продолжают совершать военные преступления — убивать и пытать украинских пленных. Нередко расправу оккупанты снимают на видео и распространяют в социальных сетях.
По данным Офиса генерального прокурора Украины, более 100 украинских военных были казнены на поле боя. Омбудсмен Дмитрий Лубинец неоднократно обращался по поводу данных инцидентов к ООН и Международному Комитету Красного Креста (МККК).
Последние случаи внесудебных казней украинских военнопленных
Офис генпрокурора Украины регулярно фиксирует военные преступления российских оккупантов на поле боя. 18 октября вблизи города Селидово Донецкой области российские военные казнили двух украинских военнопленных.
“По оперативным данным, 18 октября 2024 года, в 14:38, представители вооруженных сил РФ в Покровском районе захватили в плен двух украинских военнослужащих. Оккупанты, которые штурмовали лесопосадку вблизи г. Селидово, положили безоружных военнопленных лицом вниз. Они удерживали их в таком положении, прижимая ногами к земле, а через некоторое время расстреляли в упор из автоматического оружия”, — сообщил Офис генпрокурора Украины.
В ведомстве отметили, что начато досудебное расследование по факту нарушения законов и обычаев войны, сопряженного с умышленным убийством.
В связи с этими фактами уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец обратился в ООН и МККК.
“Страна-агрессор снова нарушила Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными! В очередной раз сообщил ООН и МККК о военном преступлении РФ, чтобы организации это зафиксировали. Известно уже о более 100 украинских военных, которых при попадании в плен казнили россияне!”, — сообщил он в Telegram.
Убийство четырех пленных бойцов Национальной гвардии Украины вблизи Селидово Донецкой области зафиксировали 6 октября.
“Во время выполнения служебно-боевых задач, украинские военные попали в плен во время штурма оккупационных войск в Донецкой области. Россияне записали допрос безоружных военных на видео. На следующий день Силы обороны вернули утраченные позиции и обнаружили тела убитых украинских военнослужащих”, — говорится в сообщении Офиса Генерального прокурора.
Ранее в социальных сетях распространилась информация о расстреле российскими оккупантами девяти украинских военнопленных в Курской области. На ситуацию отреагировали уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Дмитрий Лубинец и глава Министерства иностранных дел Украины Андрей Сибига.
Омбудсмен отметил, что казни пленных являются грубым нарушением Женевской конвенции, и сообщил, что направил письма Организации Объединенных Наций и Международному Комитету Красного Креста по поводу очередного преступления россиян.
“Эти действия не должны остаться безнаказанными, и враг должен понести всю ответственность. Россия — это страна-террорист, которая нарушает все правила и обычаи войны. Международное сообщество не должно закрывать глаза на такие преступления!” — подчеркнул Дмитрий Лубинец.
К принятию немедленных мер призвал международное сообщество министр иностранных дел Украины Андрей Сибига — выдать ордера Международного уголовного суда (МКС) на арест российских преступников, усилить санкционное давление, требовать доступа международных наблюдателей и медиков к местам содержания и содействовать освобождению военнопленных и всех незаконно удерживаемых.
“Жестокое обращение России с украинскими военнопленными является абсолютным варварством, грубым нарушением международного гуманитарного права, законов и обычаев войны. Казни учащаются, 95% военнопленных подвергаются пыткам, по данным ООН, лишены элементарных потребностей и доступа”, — подчеркнул Андрей Сибига.
По информации украинского омбудсмена Дмитрия Лубинца, только официально зарегистрированных и верифицированных военных преступлений россиян в отношении украинских пленных — более 100. На самом деле таких случаев намного больше, но информацию по ряду причин сложно подтвердить.
“Это сознательная политика России, однако международные организации закрывают на это глаза. Я не вижу ни публичной, ни юридической реакции на эти события, ордеров на арест для военных преступников до сих пор нет”, — заявил Дмитрий Лубинец.
Украинские правоохранители по каждому зафиксированному случаю инициируют досудебное расследование.
Россия должна немедленно прекратить применять пытки в отношении украинских военнопленных, предоставить независимым наблюдателям доступ к ним и выполнять все свои международные обязательства в отношении пленных. Об этом сегодня, 23 октября, во время дебатов в Европарламенте в Страсбурге по вопросу продолжающихся военных преступлений Российской Федерации заявил еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс.
Он напомнил о недавнем убийстве девяти пленных украинских военных в Курской области России. Рейндерс отметил, что есть информация о минимум 177 украинских военных, которые погибли в российском плену.
Жестокое обращение с украинскими военнопленными не ограничивается внесудебными казнями, о чем свидетельствует доклад Управления верховного представителя ООН по правам человека, опубликованный 1 октября. Применение пыток в отношении пленных носит систематический характер.
“Военнопленные подвергаются различным видам пыток — от жестоких избиений до сексуального насилия, унижений и голода на всех этапах плена. Их защита и гуманное обращение являются основополагающими принципами, которые мы все обязались соблюдать согласно Женевской конвенции, как мировое сообщество, включая Россию. Кроме того, преднамеренные казни и пытки военнопленных считаются военными преступлениями в соответствии с Римским статутом. Казни и пытки являются еще одним примером пренебрежения Кремлем международным правом в целом, и в частности международным гуманитарным правом”, — сказал Рейндерс.
Украина и Россия продолжают обмены военнопленными, последние состоялись 13 и 14 сентября, а также 18 октября. Всего из российского плена удалось вернуть 3 767 украинских бойцов.
Читайте также: Войска РФ ударили вблизи магазина и рынка в Купянске — что известно о последствиях
Мнения экспертов
Как проводятся расследования военных преступлений россиян? Можно ли уже сейчас привлечь к ответственности как исполнителей, так и высшее военное руководство РФ за то, что они поощряют жестокое обращение с украинскими военнопленными? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы:
- Михаил Подоляк, советник главы Офиса президента Украины;
- Александр Павличенко, исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека;
- Олег Охредько, эксперт и аналитик Центра гражданского просвещения “Альменда”;
- Андрей Яковлев, адвокат, эксперт Регионального центра прав человека.
МИХАИЛ ПОДОЛЯК: Россия обнуляет международное право
— Украинским правоохранителям нужно фиксировать весь состав военных преступлений россиян, чтобы после войны провести судебные процессы.
Существует целая система пыточных, которые официально созданы на оккупированных территориях, продолжаются массовые депортации людей, похищения детей. Это системная и продуманная кампания.
Если представить, что Россия садится за стол переговоров, происходит замораживание войны, снижается ее интенсивность. И получается, что все те военные преступления, которые буквально совершались в прямом эфире, останутся без юридической оценки, а виновные не понесут наказание. Кремль показывает, что они “беспредельщики”. И там прекрасно понимают, что международные институции вмешиваться не будут, хотя Россия буквально обнуляет международное право.
Россию не интересует обменный фонд, в который входят их “зэки”. А заключенные — это основной контингент, который воюет на территории Украины. Их не интересует включать в обмен украинских гражданских лиц, потому что они используют их как заложников и для решения своих пропагандистских задач.
Среди российских военнопленных для обмена Россию интересуют узкие специалисты, профессиональные летчики, артиллеристы. Также их интересуют срочники, взятые в плен во время Курской операции ВСУ. 18-20-летние срочники создают определенный резонанс.
Кроме того, российскую сторону для обмена интересуют представители отдельных этнических подразделений, прежде всего кадыровского “Ахмат”, а также попавшие в плен лица, которые имеют отношение к российским спецслужбам.
Вот за этих людей в Кремле готовы отдать все. Весь остальной контингент их мало интересует. Поэтому обменные процессы идут тяжело и идут непростые переговоры. Надо отдать должное Координационному штабу, который занимается обменами, потому что он все равно находит возможности и возвращает наших людей домой.
АЛЕКСАНДР ПАВЛИЧЕНКО: РФ проводит системную жестокую политику в отношении украинских военнопленных
— Россия, совершая убийство военнопленных, нарушает статью восьмую Римского устава, которая определяет норму безопасности военных, сдающихся в плен. Это документ, по которому может открыть производство Международный уголовный суд. И это пока единственный вариант рассмотрения этого проблемного дела на международном уровне.
Еще есть 3-я Женевская конвенция, которая касается установления правил стандартов обращения с военнопленными. Этот документ был выработан Международным комитетом Красного Креста. И, собственно говоря, это рекомендательные договорные отношения, которые принимают стороны-участники этой конвенции.
Украина и Россия являются сторонами этой конвенции и они обязываются соблюдать эти стандарты и нормы. Но когда происходит нарушение, то тогда применяется уже не стандарт 3-й Женевской конвенции, а именно норма Римского устава, который определяет четыре типа преступлений, связанных с нарушением международного гуманитарного права — военное преступление, преступления против человечности, геноцид и преступления агрессии. В данном случае мы говорим о том, что убийство украинских военнопленных является военным преступлением.
Когда Международный уголовный суд принимает к рассмотрению подобное дело, то требуется соблюдение нескольких факторов — масштабности и системность. Мы видим, что Россия с завидной периодичностью совершает расстрелы, публичные казни украинских военнопленных, причем иногда используя до этого жестокое обращение. Здесь налицо ряд преступлений, которые совершаются Российской Федерацией в лице ее представителей из числа вооруженных сил.
Прерогатива национальных правоохранительных органов и национальной украинской судебной системы — расследовать такие преступления с максимальным привлечением к ответственности тех, кто исполнял эти преступления и отдавал непосредственные приказы. Кроме того, речь идет о тех, кто организует эту политику, несет командную ответственность на уровне высших эшелонов власти.
Мы видим системность в реализации этой жестокой политики со стороны российских военнослужащих, что означает существование одобрения такой практики со стороны командования. И если Международный уголовный суд будет открывать такое производство, то он будет рассматривать высших руководящих лиц РФ как ответственных за совершение таких преступлений.
Нередко во время обменов Украина отдает РФ причастных к военным преступлениям, потому что они имеют большой вес и Россия готова идти на уступки, чтобы заполучить их обратно.
Не существует механизма реактивного реагирование на такие ситуации, как внесудебная казнь на поле боя. Нет такого органа, который бы принял решение о том, что нужно немедленно прекратить такую практику и обратиться к Российской Федерации с немедленным расследованием всей ситуации. Россия вышла из всех цивилизованных международных инструментов.
Из всего массива дел о преступлениях России в Украине Международным уголовным судом (МУС) выделены всего две категории: это депортация детей — и два соответствующих ордера на арест, и обстрелы гражданской энергетической инфраструктуры Украины.
В 2024 году будут рассматриваться вопросы, связанные с нарушением в местах лишения свободы по отношению к украинским военнопленным и гражданским. И все связанные с этим факты — пытки, условия содержания, моменты неоказания медицинской помощи, смерти в местах несвободы. Но, скорее всего, МУС возьмет к рассмотрению и такую категорию дел, как жестокий расстрел украинских военных, сдавшихся в плен.
Украинским правоохранителям достаточно сложно расследовать подобные дела, и это в первую очередь связано с отсутствием возможности доступа к месту совершения преступления. Нет тел, соответственно, нельзя провести судебно-медицинскую экспертизу: установить факт, причину и время смерти. Украина лишена возможности сделать все по правилам уголовного процесса.
Кроме того, фактически невозможно установить персональные данные и ответственность непосредственных исполнителей.
Речь о тех, кто конкретно принимал участие, отдавал приказы на совершение преступления. Самые большие проблемы в том, что они находятся с оружием на той территории, где нет над ними контроля со стороны украинских правоохранительных органов.
ОЛЕГ ОХРЕДЬКО: У таких преступлений нет срока давности и Украина никогда не забудет
— По официальным данным, уже более 60 военнопленных было расстреляно. И здесь мы должны особенно, например, рассматривать случай, когда в сентябре удалось взять в плен одного из российских военнослужащих, который принимал участие или был свидетелем расстрела. И он рассказывает о том, что это не их персональное решение, а просто-напросто приказы командиров.
К ответственности должны привлекаться не только исполнители казней, но и те, кто отдавал приказы. Должна быть установлена вся цепочка. Выдаются международные ордера, то есть этих людей пытаются найти, задержать и придать Международному суду.
Примеров привлечения к ответственности военных преступников в международной практике не так уж много. Однако, участившиеся случаи казней будут все больше приковывать внимание международного сообщества.
Механизм международного воздействия довольно-таки сложный и наиболее активно он начнет действовать уже, к сожалению, после победы. Тогда и мы, и международное сообщество получит доступ, во-первых, к документам, а во-вторых, — к людям. Наиболее яркий пример наказания за нарушение международных законов — это Нюрнбергские процессы. И так будет. Со стороны Украины уже существуют комиссии, которые расследуют действия россиян. В основном их действия направлены на фиксацию данных случаев.
Ожидать быстрых решений мы не можем. Единственное, что возможно — какие-то политические заявления и продолжение давления на Россию, и при этом не только на Россию, но и на ее союзников.
Срока давности нет. Украина об этом никогда не забудет и все виновные будут наказаны. Но, к сожалению, это будет только после победы.
Распространение кадров казней, скорее всего, является одной из операций российских спецслужб, которая преследует несколько целей. В первую очередь, это дегуманизация: показать, что есть, и вызвать ответную реакцию. У нас украинские военные — тоже люди. Гибнут их побратимы, гибнут родственники и не у всех могут выдержать нервы. Второе — это вариант невозможности проведения прямых переговоров, потому что очень тяжело вести переговоры с маньяком, который убивает людей.
Учитывая контроль ФСБ и других российских спецслужб над соцсетями, можно говорить о том, что обнародование кадров с казнями происходит не на низовом уровне, а по приказам вышестоящих командиров. Это спецоперации ФСБ, которые направлены как на российское общество, так и на европейское, американское, украинское общество, чтобы показать, что эта война безжалостная, прекращайте воевать, сдавайтесь, тогда прекратятся эти действия.
Задача России — показать, что международное законодательство не действует, просто расшатать его и уничтожить. И уже в этой анархии действовать дальше.
АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ: Высшее командование РФ является соучастниками военных преступлений
— Фиксация военных преступлений происходит, например, на основании информации свидетелей, например, российских пленных, которые дают показания. Недавно было распространено видео беседы с российским военнопленным, который рассказал, как они казнили троих украинских военнопленных, потому что им дали такую команду. Кроме того, внесудебные казни на поле боя могут быть зафиксированы беспилотником, и по видеозаписи можно определить, что точно произошло. Сегодня за счет применения различных технологий увеличилась прозрачность фронта и информации о военных преступлениях россиян стало больше.
Не всегда можно поименно установить исполнителей военного преступления, но можно установить командира данного подразделения. И существует принцип, позволяющий привлекать к ответственности командиров, которые отдали такой приказ и, соответственно, являются соучастниками и организаторами этого преступления. Или же они не произвели надлежащий контроль, и тогда тоже несут уголовную ответственность наравне с исполнителями.
Учитывая, что случаи казни происходили в разных регионах, то чем больше таких командиров будет установлено, тем выше будет уровень командования, которое можно привлечь к ответственности.
На уровне Международного уголовного суда можно привлекать к ответственности все командование Российской Федерации или самое высокое командование. Нельзя сказать, что высшее российское командование могло не знать. Оно знало либо отдавало приказ. Соответственно, самое высокое российское командование ответственно за расстрелы наравне с исполнителями, поскольку оно может влиять на своих подчиненных.
Ресурсы Международного уголовного суда ограничены. За 30 лет МУС рассмотрел всего около 20 дел. Поэтому не стоит ожидать, что все наши дела будут им рассмотрены. Но можно начать хотя бы преследование военных преступников. Все-таки систематические расстрелы украинских военнопленных — это очень серьезное преступление. И если на это не обратить внимания, это дает России возможность повторять такие случаи. И мы видим, что они так делают.
Читайте также: Путин пытается компенсировать огромные потери в живой силе с помощью северокорейских солдат — подробности (ВИДЕО)