Украинские пилоты истребителей F-16 продолжают обучение за рубежом. Первая партия самолетов ожидается в начале лета этого года. Несмотря на то, что перед этим сроки поставок смещались, Киев рассчитывает, что положительные перемены в небе над Украиной произойдут уже не позднее осени.
Ожидание и подготовка
Военная помощь США сдвинулась с мертвой точки спустя более, чем полгода простоя. Американские партнеры Украины обещают как можно скорее одобрить поставки боеприпасов для Сил обороны. В том числе в пакетах военной помощи должны быть и ракеты “воздух-воздух”, которые можно установить на истребители F-16.
Ранее ряд стран НАТО заявили, что с согласия США готовы передать Украины по несколько десятков истребителей.
Нидерланды пообещали дать Украине 42 самолета. Кроме того, намерение поставить F-16 подтвердила Норвегия.
Дания отдает Украине все свои истребители F-16: их должны предоставить уже этим летом, заявил посол Дании в Украине Оле Эгберг Миккельсен.
“Самолеты для Украины точно будут. Это весь наш парк F-16, который сейчас выводится из эксплуатации, потому что мы получаем новое поколение самолетов — F-35. Не стоит волноваться. F-16 будут доставлены, как мы и обещали”, — сказал Оле Эгберг Миккельсен.
Речь идет минимум о 19 самолетах.
Премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо заявил, что его страна играет важную роль в коалиции F-16. Он также подчеркнул, что самолеты будут играть роль в отражении атак в украинском небе.
“Поставки систем ПВО, в основном, осуществляются странами на национальной основе. Конечно, мы стараемся максимально скоординировать это. Что касается F-16, то бельгийцы входят в существующую коалицию по F-16. Наши самолеты сегодня используются в учениях для украинских пилотов. Мы являемся важным фактором, гарантирующим, что и пилоты, и обслуживающий персонал получают правильную подготовку, а самолеты могут использоваться самым действенным способом. В ближайшие месяцы должны состояться первые поставки”, — сказал Де Кроо.
Тем временем украинские пилоты проходят обучение на F-16 в странах-партнерах. Десять украинских пилотов завершили базовый курс обучения полетам на истребителях F-16 в Великобритании. Теперь эта группа перейдет к углубленной летной подготовке, которую проведут уже французские Военно-воздушные силы. После окончания тренингов именно эта десятка летчиков станет первой линией обороны в небе Украины.
F-16 в оценках экспертов
Внушают ли страх российских захватчикам тот факт, что в украинское небо поднимутся самолеты F-16? Почему? Насколько теперь сократятся возможности российской армии атаковать мирные украинские города? На эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДОМ ответили:
- Константин Криволап, авиационный эксперт, бывший инженер-испытатель конструкторского бюро “Антонов”;
- Анатолий Храпчинский, эксперт в сфере авиации, заместитель генерального директора компании по производству средств радиоэлектронной борьбы;
- Илья Евлаш, спикер командования Воздушных сил Украины.
КОНСТАНТИН КРИВОЛАП: F-16 помогут достичь паритета в небе с российскими бомбардировщиками
— Я надеюсь мы получим F-16 в определенных модификациях. Не ниже уровня блок 50-52 с далеко видящими радарами и соответствующими ракетами AIM-120 AMRAAM. Они составят достаточно серьезную конкуренцию российским самолетам Су-34. Прикрывающие их истребители Су-35 тоже попадают в зону действия американских истребителей. И появление F-16 в украинском небе представляет для них серьезную опасность.
Российская Р37-М заявлена как ракета, у которой супервысокая дальность, радары, которые установлены на Су-34 и Су-35 видят на 250 километров, а ракета вообще бьет на 300 километров. Но это все несколько завышенные параметры. Это ракета вообще предназначалась вначале для перехватчиков МиГ-31, но потом смогли ее приспособить под Су-35 и Су-34. Ее собираются поставить на Су-57. Но эта ракета еще не совсем до конца доработана, и ее характеристики вызывают некоторые сомнения. Поэтому у Путина основной ресурс, которым он пытается воевать с Украиной, заключается в авиабомбах трех видов: КАБы, ФАБы и живая сила, которую он бросает вслед за большими бомбардировками линии боевого соприкосновения.
Все бомбардировщики РФ одинаково устроены: они приближаются на 50 километров до линии боевого столкновения, бросают эту бомбу, и на расстояние до 20 километров бомба может залетать на украинские порядки. Когда появятся F-16, что у него останется? Только “пушечное мясо”.
Конечно, есть еще операции непосредственно на суше с помощью бронетехники, артиллерии. В разных местах работают и артиллерия, и FPV-дроны, и простые дроны. Но основное — это все-таки нанесение поражения с помощью управляемых бомб.
Су-34 и Су-35 — это не устаревшие самолеты, а достаточно серьезное оружие, имеющее как преимущества, так и недостатки. Супердоминирования F-16 в воздухе не будет. Будет паритет. Где-то в чем-то будет лучше F-16 и в определенных модификациях, в чем-то, может быть, будут лучше Су-34 и Су-35.
F-16, имеющие модификацию слабее, скорее всего, будут выполнять функции противовоздушной обороны. А уже непосредственно миссии, связанные с подавлением ПВО противника, дежурство в воздухе, отгон российских самолетов будут делать более подготовленные истребители — и по вооружению, и по радарам.
За самолеты Украина не платит — это военная помощь. А вот все последующее обслуживание ложится уже на плечи бюджета и на деньги Минобороны. И этот бюджет, как мы понимаем, достаточно ограничен. Запросов на расходование этих средств очень много.
Формирование инфраструктуры и дальнейшая эксплуатация самолетов требуют достаточно больших денег. Например, эксплуатация F-16 обходится в 4,7-5 миллионов долларов в год. Естественно, все хотят, чтобы у Украины их было очень много. Но большое количество мы сейчас не потянем ни по деньгам, ни по летчикам, ни по техническому персоналу.
Поэтому надо к этому вопросу относиться очень внимательно, все аккуратно считать и понимать, какое минимальное количество самолетов нам необходимо.
АНАТОЛИЙ ХРАПЧИНСКИЙ: F-16 существенно помогут Украине защищаться и ломать логистику войск РФ
— Самолетов, которые есть на вооружении Украины, недостаточно, и они не настолько новы, как, допустим, самолеты, которые имеет РФ. Бортовое оборудование самолетов F-16 даже в минимальной комплектации, которые мы можем получить, позволяет нам на расстоянии до 180 километров уничтожать российские самолеты. А на расстоянии 300 километров видеть вокруг себя любые воздушные цели. Более того, мы можем говорить о том, что будет отработка по наземным целям, по принципу: навел — запустил ракету и ушел, зная, что она выполнит задачу.
Да, это будет существенным усилением воздушных сил Украины. Насчет количества, я бы говорил о трех-четырех эскадрильях, которые критически важны для нас, для того, чтобы максимально закрыть возможности противовоздушной обороны во время массированных обстрелов. И для противодействия на прифронтовой зоне, для того, чтобы уничтожать стратегические объекты РФ на оккупированной территории, а также увеличивать логистическое плечо.
Мы уже слышали информацию о попытке россиян настроить коммуникацию между А-50 и С-400 для того, чтобы опять же противодействовать самолетам F-16. Как видим, А-50 в России уже не летает, потому что были сбиты.
ИЛЬЯ ЕВЛАШ: Модификация предоставленных нам самолетов сыграет большую роль
— Сейчас наши пилоты проходят обучение в Великобритании — изучают языки, проходят наземную подготовку, учат теорию. Также группы постоянно меняются, они идут далее по этапам. А следующий этап — это подготовка на легкомоторных самолетах. Наши пилоты уже проходят практику, нарабатывают необходимый налет часов во Франции. И далее уже они переходят на третий этап — непосредственно отработка целей и заданий, с которыми им придется столкнуться в Украине уже непосредственно на самолетах F-16.
А мы заполняем все слоты, которые нам предоставляют наши союзники, в том числе подготавливая и инженеров, и инфраструктуру внутри страны. Потому как мы понимаем, что нужно много времени и колоссальный ресурс для того, чтобы полностью подготовить инфраструктуру. Но, в том числе мы готовы к тому, чтобы F-16 уже в небе с нашей территории и отбивали нападения противника в воздушном пространстве Украины.
Мы будем искать управу на российские самолеты Су-34, Су-35, которые атакуют украинские города. Все будет зависеть не только лишь от самих самолетов, а от типа радаров и ракет, которые нам предоставят наши партнеры. Естественно, если у нас будут мощные дальнобойные ракеты с современными головками наведения, это станет серьезным ограничением для использования управляемых авиабомб по мирным городам Украины.
Читайте также: Истребитель F-16 защищает воздушного пространства больше, чем система Patriot, — авиаэксперт