Истребители F-16 в небе Украины сегодня являются продвинутым средством противовоздушной обороны. Серьезно усилить Воздушные силы Украины могли бы шведские истребители Gripen (“Грипен”). Об этом в эфире телеканала FREEДOM рассказал авиационный эксперт Константин Криволап.
Авиационный эксперт убежден, что, исходя из технологических характеристик многоцелевого истребителя F-16, массовости его производства, номенклатуры вооружений и постоянного усовершенствования электронной части, он является одним из самых эффективных боевых самолетов современности. В частности, заказы на новейшую модернизацию F-16 Block 70/72 расписаны до 2028 года.
В то же время, в той комплектации, в которой F-16 поступили в Украину, возможность их применения на сегодня ограничена лишь задачами противовоздушной обороны, считает Криволап. Прежде всего, истребителям F-16 не хватает соответствующих систем радиолокационного обнаружения, а также ракет AMRAAM большей дальности.
“Мы пока еще не получили ни [самолеты дальнего радиолокационного обнаружения] Saab 340, которые нам пообещали шведы. Мы не получили AMRAAM соответствующей дальности. Имеющиеся ракеты AMRAAM с нынешней дальностью можно использовать для [зенитных ракетных] комплексов NASAMS, ими можно сбивать вертолеты, можно, наверное, сбивать самолеты Су-25, Су-24. Но наши F-16 с имеющимися ракетами и радарами пока не готовы для выполнения необходимых серьезных задач”, — выразил свою точку зрения эксперт.
По его мнению, французские многоцелевые истребители 4-го поколения Dassault Mirage 2000 (“Мираж”), которые могут поступить в Воздушные силы ВСУ, также вряд ли сильно изменят ситуацию в воздухе.
“У нас будет три “Миража”, которые смогут нести ракеты [“воздух-земля”] Storm Shadow/SCALP EG. Это очень хорошо. Но оказалось, что их еще надо к этому подготовить. Эти самолеты не будут оборудованы ультрасовременным вооружением, которое позволяет иметь локаторы дальнего обнаружения, они не будут иметь Saab 340, который будет передавать им целенаведение на их ракеты. Фактически это будут просто носители SCALP и Storm Shadow в немножко лучшей модификации, чем наши бомбардировщики Су-24″, — считает Криволап.
Ситуацию могли бы изменить самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Saab 340 AEW&C, передачу которых для Украины в рамках 16-го пакета военной помощи правительство Швеции согласовало в мае этого года. С их появлением возможно раскрыть весь потенциал как F-16, так и “Миражей”. Также это касается и шведских истребителей 4-го поколения JAS 39 Gripen (“Грипен”).
“Грипены” в этой ситуации выглядят наиболее приемлемыми, наиболее интересными, потому что они могут нести ракеты SCALP и Storm Shadow, они точно могут нести TAURUS (но я думаю, что немцы TAURUS нам все равно передавать не будут. Это какой-то пунктик у Шольца, камень преткновения для его сознания). Но сравнить тысячи изготовленных F-16, соответствующие логистику доставки и обслуживания запчастей, с 230 единицами выпущенных Gripen очень сложно. Поэтому, несмотря на то что это очень хороший самолет, и в моем рейтинге он номер два после F-16, но то количество, которое могут нам поставить и то количество, которое будет иметь необходимые нам вооружения, вызывают большие сомнения”, — сказал эксперт.
По мнению Криволапа, слухи о возможной передаче истребителей Gripen возникли на фоне пробуксовки программы передачи F-16 для Украины.
“Разговоры про “Грипены” появляются сейчас, так как нет движения по F-16. Но я не уверен, что мы дойдем до решения вопроса по “Грипен”, потому что в них стоит оборудование, которое разработано [американской военно-промышленной корпорацией] Lockheed Martin, поэтому все равно на эксплуатацию этих самолетов должны давать разрешение американцы. Думаю, что, если Америка пожелает поставить что-то на паузу, она поставит это на паузу”, — заключил эксперт.
Читайте также: Подготовка украинских пилотов и самих самолетов F-16 идет в штатном режиме — подробности от Храпчинского
Напомним, в октябре Нидерланды передали Украине первые истребители F-16.
Читайте также: Как помогут украинским войскам истребители Mirage 2000 — анализ эксперта