Колонизаторские практики, которые Россия сегодня применяет на новых оккупированных территориях, она отработала на Крыме после 2014 года. Об этом в проекте “Высокий кабинет” телеканала FREEДОМ рассказала первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джапарова.
“Эти практики мы начали фиксировать в 2014 году, когда Россия оккупировала Автономную Республику Крым и город Севастополь. Российской Федерации понадобилось два-три года для того, чтобы Крым интегрировать в свое правовое поле, культурное, информационное. А сегодня все это мы видим на новых оккупированных территориях. Все то, что тестировалось в Крыму: например, принудительное получение российского гражданства, введение норм российского законодательства, “выборы” и индоктринация образования (когда в школьную программу вводится пропаганда и возвеличивание российской армии)”, — перечислила она.
Но если с Крымом это занимало два-три года, то сегодня на новых оккупированных территориях это происходит за короткий промежуток времени.
“Потому что этот трафарет, лекало уже существует в России как некое наследие, которое передается. И это страшно”, — сказала Джапарова.
Колониальная политика РФ длится с позапрошлого века — со времен Российской империи, и является основой имперского мышления.
“Мы понимаем, что нынешняя война не только за территории, а, скорее, она цивилизационного характера. Когда Украина осознала себя как европейская страна, что мы не принадлежим “русскому миру”, а Российская Федерация хочет сохранить эту монополию и на Украину в целом, и также на Крым, как она это делала веками”, — пояснила замминистра.
Джапарова привела пример из своего крымского детства, когда в 7-летнем возрасте первый раз попала на экскурсию в Ханский дворец в Бахчисарае.
“Полтора часа я ходила с русскоязычным гидом. И когда мы вышли, я у отца спросила: “Папа, когда же будет о крымских татарах?” Зато я все услышала про Екатерину II, как ее встречали, о российском величии и так далее”, — рассказала она.
Эмине Джапарова застала в Крыму начало российской оккупации 2014 года.
“Первое лето я провела еще в Крыму. Мы приехали в Алушту на пляж. И такая классическая для многих картина — женщина носит по пляжу пахлаву. Но если раньше это всегда было “Пахлава медовая!”, то в этот раз она никак не оглашала, что продает. Уже [из РФ] заехали первые “ура-патриоты”, туристы, которые сутками стояли в очереди на паром [соединявший Краснодарский край РФ и Крым]. И вот к этой женщине подбегает мальчик: “Тетя, а что это такое?” А она отвечает: “А это, мальчик, хворост в меду”. И у меня был шок. Когда крымскотатарскую пахлаву называют “хворостом в меду” — это именно суть имперской политики, в которой одно подменяется другим”, — подчеркнула она.
Джапарова поделилась воспоминаниями о выезде из оккупированного Крыма:
“Я пересекла административную границу и, пройдя буквально 15 метров, прямо кожей ощутила, что я на свободной территории, что в Крыму уже этой свободы не было”.
Полная версия интервью: Проект “Высокий кабинет”: большое интервью с Эмине Джапаровой
Напомним, в интервью Эмине Джапарова также рассказала о путях возвращения Крыма под контроль Украины и что Крымский мост будет ликвидирован как символ оккупации.
Читайте также: Хотелось бы, чтобы в кафе в Киеве можно было поговорить с украинцами на крымскотатарском языке, — Джапарова