Российский Черноморский флот стал оккупационным задолго до 24 февраля 2022 года. В 2008-м он был задействован в нападении России на Грузию. А в 2014-м — в оккупации украинского Крыма. C 2015-го Черноморский флот участвовал в преступной военной операции России в Сирии. В частности, выполнял военные перевозки и прикрывал акваторию. Также российские ракетные корабли — впервые обстреляли “Калибрами” — именно территорию Сирии.
Воюя против Украины ЧФ постепенно теряет свои силы. Тем не менее, как отмечают эксперты, российские корабли могут причинить еще много вреда Украине.
Успехи ВСУ в Черном море
На февраль 2022 года — начало полномасштабного вторжения России в Украину — у ЧФ РФ было 74 корабля. Враг планировал высадку десанта в Одессе и другие масштабные операции на побережье. Москва заявила, что Черное море — зона исключительных интересов России. Но со временем военно-морским силам РФ пришлось отказаться от амбициозных планов и перейти в оборону.
По информации Управления стратегических коммуникаций Генерального штаба ВСУ, украинские военные вывели из строя треть российских кораблей. Так, ВМФ России потерял 25 кораблей и катеров, и одну подводную лодку. Весомым достижением стало поражение флагманского крейсера “Москва” в апреле 2022 года. Для украинцев это стало знаковым событием. Ведь крейсер участвовал в захвате острова Змеиный и именно в адрес “Москвы” прозвучала знаменитая фраза, ставшая символом украинского сопротивления.
Главными факторами, обеспечившими успех украинских операций в Черном море, аналитики называют излишнюю самоуверенность российского командования в начале полномасштабного вторжения России в Украину и эффективность применения Вооруженными силами Украины быстрых и маневренных малых боевых кораблей и тактики так называемого “москитного флота”.
Начальник Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов предупредил, что российским оккупантам в Крыму стоит ожидать “сюрпризов”, и намекнул, что “сюрпризы” могут быть связаны и с Крымским (Керченским) мостом.
Морские дроны Службы безопасности Украины поразили 11 кораблей Черноморского флота России, сообщил глава СБУ Василий Малюк.
Он отметил, что СБУ сегодня работает и в воздухе, и на море, и на линии фронта, и в тылу врага — на временно оккупированных территориях и на территории РФ.
Одна из приоритетных задач — освобождение Черного моря от военного присутствия России. Для ее выполнения было создано “несколько интересных новых разработок”, в частности — два надводных дрона.
“Один из них — Sea Baby — это наш флагман. По сути, это многоцелевая платформа, и мы ее используем не только в режиме “камикадзе”, но и для дистанционного минирования, и для других мероприятий. А также морской надводный дрон типа “Мамай”. Отработки с помощью Sea Baby — это 11 вражеских кораблей, часть из них повреждены безвозвратно, иная часть находится на ремонте в российских доках, и они не за один-два года смогут снова выйти в море. Также с помощью этих дронов мы успешно поразили Крымский мост”, — рассказал Малюк.
ДМИТРИЙ ПЛЕТЕНЧУК: Конечная цель ВСУ — освободить Азово-Черноморский регион от российского присутствия
О перспективах Военно-морских силы Украины в Черном море, деоккупации Крыма и потенциале российского флота в эфире FREEДОМ журналисты поговорили со спикером Военно-морских сил ВСУ Дмитрием Плетенчуком.
— Как изменилась ситуация в море за 10 лет, если мы говорим о противостоянии Военно-морских сил Украины так называемому Черноморскому флоту РФ?
— Россия готовилась к полномасштабному вторжению. Черноморский флот “накачивался” соответствующими единицами. Был запущен проект по строительству малых ракетных кораблей типа “Каракурт”, которые являются носителями крылатых ракет. В принципе, флот комплектовался по приоритетному принципу — это и личный состав, и вооружение. И, конечно, желающих служить в Крыму всегда было достаточно. У россиян в принципе по поводу юга есть “пунктик”. Они считают, что в конце жизни обязательно надо поехать жить на юг, а тут есть возможность служить на юге.
— Как будут действовать остатки Черноморского флота исходя из ситуации — уходить куда-то дальше или оставаться?
— Передислоцировать корабли только между Сочи и Туапсе и военно-морской базой “Новороссийск” достаточно сложно. Они могут попробовать увеличить дистанцию для того, чтобы сберечь свои единицы от возможных ударов дронов. Кроме всего прочего, для них в принципе не составит большого труда запускать “Калибры” оттуда, потому что дистанция применения в принципе позволяет и там базироваться. С учетом того, что них возникли проблемы с пунктом базирования в Новороссийске — нехватка причального фронта, то есть просто банально негде ставить, и логистические проблемы. Поэтому они могут прибегнуть к увеличению дистанции.
Вооруженные силы Украины, Главное управление разведки, Служба безопасности Украины вместе, коллективно вынудили россиян покинуть западную часть Черного моря. Не могут они там находиться, и корабельный состав их там не может находиться, потому что ощущают высокий уровень опасности. И даже центральная часть Черного моря, Босфор, фактически там эти корабли появляются только для того, чтобы встретить судно, работающее в интересах вооруженных сил РФ, участвующее в так называемом “сирийском экспрессе” — перевозят разные грузы из Новороссийска в порт “Тартус”, где находится военно-морская база РФ, которая обеспечивает оперативное соединение российского флота в Средиземном море. В Сирийской Арабской Республике у россиян свои интересы.
Находиться вокруг нашего Крыма для них остается достаточно болезненно и опасно. Но уйти с Черного моря, покинуть его они не могут, потому что там есть побережье РФ. Что касается группировки и их возможностей, то возможности еще достаточно серьезные. Списывать со счетов их точно рано. В строю в среднем 10 носителей крылатых ракет.
Другое дело, что они фактически сейчас скованы в своих действиях за счет того, что их отрезали от крымской логистики. Но туда они периодически тоже заскакивают, не могут себя чувствовать там комфортно, не могут спокойно загружать ракеты.
Черноморский флот это не только корабли, это и самолеты, которые продолжают присутствовать в воздушном пространстве над Черным морем.
Да, сейчас они больше ведут разведку. После того как был сбит Су-24, который минировал акваторию. Но, тем не менее, враг постоянно делает соответствующие выводы, постоянно ищет способы противодействия. И те способы ведения боевых действий, которые мы используем, например, сегодня, уже будут неактуальны завтра. Поэтому мы тоже вынуждены искать новые способы нанесения огневого поражения.
— Каким образом противодействовать Украине и чего ожидать? Может, приоткроете занавес, что же будет в этом? Поскольку и разведка и СБУ обещают “сюрпризы” для войск РФ.
— Планирование боевых операций, применения тех систем вооружения — это сложный коллективный процесс. Каждое уничтожение очередного российского корабля, штаба, пункта управления, склада ГСМ или склада с оружием — это всегда комплексное мероприятие, в котором принимают участие множество разных специалистов. И, конечно, каждая такая операция — это вызов. Во-первых, ее надо сохранить в секрете. Во-вторых, надо правильно, адекватно оценивать свои возможности и возможности своих систем вооружения для того, чтобы их использовать по предназначению.
Наша конечная цель — освобождение Азово-Черноморского региона от присутствия российского ЧФ. Потому что только таким образом можно гарантировать безопасность в Азово-Черноморском регионе. Как мы видим, договариваться с россиянами фактически бесполезно. Они никогда не соблюдают условия своих договоренностей. Любой боевой корабль под флагом РФ является для нас легитимной целью. Мы будем делать все для того, чтобы этих целей их становилось меньше.
Конечно же, у них в составе еще достаточно много серьезных единиц. Это и фрегаты, и патрульные корабли, и ракетные катера, хоть их осталось две единицы.
Но в любом случае боевое ядро все равно сохраняет свою боеспособность. Десантные возможности сильно уже уменьшены. Из больших десантных 13 кораблей в строю сейчас остается 5. Четыре корабля — в ремонте, четыре — уничтожены. Но рассчитывать на то, что враг забьется где-то в уголок, обнимет коленки, будет плакать, в принципе не стоит.
— Понятно, что сейчас важно освобождение полуострова. А что будет с Черноморским флотом после деоккупации Крыма?
— Для россиян Крым остается ключом к Азово-Черноморскому региону, который позволяет им фактически свои операции планировать, находясь на этом, как они его называют, “непотопляемом авианосце”. Поэтому это все достаточно сильно между собой связано. Как освобождение моря зависит от Крыма, так и освобождение Крыма зависит от освобождения моря. Тут все элементы важны. И морская составляющая, и воздушная. Потому что российская авиация пока что в акватории Черного моря преобладает. И пока мы не решим это домашнее задание, двигаться дальше будет достаточно сложно. Но все равно, как видно, разные варианты используются.
На самом деле для россиян оценить важность основной военно-морской базы в Крыму сложно, потому что там находятся фактически не только пункты базирования, не только места стоянок кораблей, там находится вся военная и социальная инфраструктура, начиная от складов с вооружением и логистических инструментов, которые позволяют эти ракеты загружать, позволяют заправлять корабли водой, топливом, чем угодно.
— Как авиационная составляющая, на которую мы рассчитываем уже в этом году, поможет ликвидировать Керченский мост? Я имею в виду истребители F-16.
— Это повлияет на безопасность “зернового коридора” в первую очередь. Потому что подойти к берегу на кораблях россияне не могут еще с прошлого года. Соответственно, они используют военно-воздушную составляющую. То есть это ракеты, “Шахеды”, самолеты, бомбометатели. Поэтому, конечно, это фактор безопасности для экспортно-импортного канала, который для Украины всегда был основным.
Это экономическая безопасность нашей страны, это 90% довоенного украинского экспорта. Соответственно, уже решение одной только этой проблемы очень важно для страны в целом.
Что касается Крымского моста, не готов рассказывать про системы вооружения коллег, хотя достаточно много об этом знаю. Но операция по уничтожению Крымского моста будет достаточно сложной, громоздкой, потому что этот объект является одним из наиболее защищенных объектов Российской Федерации.
Там задействованы буквально все виды и роды вооруженных сил РФ, начиная от морской охраны, которая на воде, и Черноморский флот точно так же периодически несет дежурство по охране этого моста, заканчивая инженерными сооружениями, ПВО, химвойска, Росгвардия. Там кого только нет. И это тоже требует комплексного подхода.
Что касается результатов отрезания одного из двух основных логистических каналов в Крым, один из них проходит по оккупированной части Донецкой, Запорожской, Херсонской областей, так называемый сухопутный коридор, о котором они так мечтали. Отрезание второго канала, в виде моста, играет большое стратегическое значение. Это соответствующая концентрация войск на другом направлении, уменьшение разных элементов логистики, их уничтожение.
Там кроме железной дороги, автострады, еще заходят разные коммуникации в Крым, обеспечивающие его жизнедеятельность. Не считая того, что фактически это один из основных имперских символов современной России в войне против Украины и в глобальном контексте — противостояния тоталитарных режимов демократическим. Поэтому для них этот мост значит очень много.
Читайте также: Крым — не ваш: пути освобождения полуострова обсудили эксперты