Море — это экономика Украины: новую стратегию безопасности проанализировал Рыженко

Андрей Рыженко. Фото: facebook.com/TarChmut

Президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины “О Стратегии морской безопасности Украины”. В такой форме документ, касающийся безопасности и интересов Украины в море, появился впервые. В 2000-х была принята Морская доктрина Украины, которая по сути была копией аналогичного российского документа и “не просчитывала” агрессивных действий РФ в отношении Украины. Уже после аннексии Крыма и начала войны на востоке в эту доктрину были внесены изменения. Новый документ подчеркивает значение моря для Украины и украинцев. Об этом в эфире телеканала FREEДОМ рассказал капитан 1-го ранга запаса, заместитель начальника штаба Военно-морских сил Вооруженных сил Украины (2004 -2020 гг.) Андрей Рыженко.

“Если для обывателя, то этот документ о том, почему Черное море важно для жителей Украины… В принципе, он говорит о том, что море очень важно для Украины, для украинцев, что это, прежде всего, экономика Украины. В нашей ближней морской зоне, в наших водах прилегающих — большие запасы нефти и газа, особенно газа, может быть, больше, чем на 100 лет. То есть мы можем полностью обеспечить свои энергетические потребности. Очень большое количество грузов у нас поставляется через моря. У нас очень тесные связи со Средиземным морем и Балтийским морем. И эти два моря как раз обозначены сферой национальных интересов Украины. Они как бы отдельно обозначены. Плюс, говорится о том, что есть участки Мирового океана, где есть наши интересы. Мы знаем, что когда перекрыли нам возможность поставки сельскохозяйственной продукции, то страдали страны Африки, Азии”, — говорит гость эфира.

Он подчеркнул, что документ касается не только моря, но и рек, о которых, по словам Рыженко, в течение 30 с лишним лет независимости Украины “никто ничего не говорил”.

“Транспортный потенциал наших рек использовался на 0,2% всего. Хотя, в принципе, тот же самый Днепр можно использовать очень интенсивно. Это самый дешевый путь поставки продукции”, — отметил эксперт.

По его словам, Стратегия морской безопасности Украины — лаконичный документ, который вместе с тем содержит самое главное.

“Мне, честно, очень понравился этот документ. Он достаточно лаконично, емко, без излишней информации дает и ситуацию по безопасности — что нужно для этого делать, какие инициативы проводить, и в экономических аспектах, и так далее. Но это наше видение, это наш документ… Это стратегия — естественно, ее будут изучать за границей”, — говорит Рыженко.

Он напомнил, что долгое время в обеспечении безопасности в Черном море полагались на региональные инициативы. В 2001 году по инициативе Турции была создана Черноморская военно-морская группа (BLACKSEAFOR) с участием всех шести государств, имеющих выход к Черному морю. Однако и во время нападения России на Грузию в 2008 году, и во время нападения России на Украину в 2014-м в рамках этой инициативы “ничего не было сделано для того, чтобы подтвердить суверенитет территорий одной из стран этого договора”. В свете этого, как считает Рыженко, украинская морская стратегия очень важна, но Украине предстоит серьезная дипломатическая работа с партнерами в Черноморском регионе, в первую очередь с Турцией.

“Позиция Турции будет очень важна. Турция — наш серьезный партнер, и политический, и экономический. Но не стоит забывать, что Турция, в общем-то, партнер серьезный, и политический, и экономический, России, в том числе и сейчас. Поэтому эти вопросы нужно будет очень серьезно балансировать”, — прокомментировал Андрей Рыженко.

Он добавил, что в документе много говорится о ЕС и НАТО, а это означает, что Украине предстоит большая работа и в сфере экономики, и в сфере верховенства права.

Читайте также: Разработка морской стратегии Украины: об основных моментах работы над документом рассказал Плетенчук

Напомним, президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что в Украине будет реализовываться новая Стратегия морской безопасности.

Прямой эфир