Количество отказов в российской авиации начнет нарастать очень быстро, они уже на грани больших срывов, — авиаэксперт

Константин Криволап. Фото: rbc.ua

Количество отказов в российской авиации начнет нарастать очень быстро. Оборудование безвозвратно изнашивает свой ресурс, восполнить который нечем. Об этом сегодня, 13 ноября, в эфире телеканала FREEДОМ заявил авиационный эксперт, бывший инженер-испытатель конструкторского бюро “Антонов” Константин Криволап.

“Наука о безопасности самолетов — это математическая модель, это теория вероятности. Это результат перемножения отдельных систем. И характеристика роста отказов имеет форму экспоненциальную. Другими словами, в начале процессов отказов оно идет как бы не очень плохо, но потом, когда количество этих отказов начинает увеличиваться потихоньку по всем разным системам, то она начинает настолько резко расти вверх, что ты не успеваешь понять, как ты остался без ничего”, — пояснил он.

Некоторое время назад была ситуация, когда у “Аэрофлота” за день у трех самолетов были технические поломки настолько серьезные, что рейсы не смогли вылететь. Эксперт подтвердил, что такая плотность поломок — нехарактерная, такого не должно быть.

“Это первые признаки, это первые звоночки. И дальше количество отказов начнет нарастать очень быстро. И дело в том, что ИКАО (Международная организация гражданской авиации, — ред.), объединяющая 193 страны, совершенно не случайно уже порядка 80 лет разрабатывает стандарты безопасности, которые нельзя нарушать и основаны на математических моделях вероятности”, — добавил Криволап.

По его словам, в первую очередь изнашиваются датчики, контролирующие работу двигателя самолета.

“Если есть ресурс самолета, то ресурс двигателя на него, как правило, в 4-5 раз меньше, и двигатели надо менять значительно чаще, потому что там громадное количество вращающихся частей, которые еще при этом идут в очень напряженном гидродинамическом потоке. Там очень высокие температуры, перепады давления и так далее, и тому подобное. Поэтому двигатели надо менять чаще. Двигатели управляются и регулируется не механическим образом, а гидроаэродинамическим, то есть взаимодействие всех валов двигателя происходит за счет только воздушных потоков. Но для того контроля работы двигателя есть датчики. Эти датчики летят в первую очередь, они маленькие, но очень дорогие, потому что очень точные и очень надежные должны быть. Но они работают в экстремальных условиях, и поэтому они первыми выходят из строя”, — рассказал бывший инженер-испытатель.

Второе — свечи розжига, которые используются для розжига двигателя. Они самые малоресурсные.

“Например, на двигатели для Sukhoi Superjet они вообще производятся в Америке, а сам двигатель — совместное производство с французской компанией. Так что этот процесс отказа начнется с отказов двигателя и датчиков. Это не будут отлетать крылья, закрылки или что-нибудь еще такое. То, что произошло с Уральскими авиалиниями, было сообщение, что вытекла гидравлика. А это та система, которая дублируется как минимум два раза, а то и три. И отказ этой гидравлики говорит о том, что они летели уже с тем, что у них первая система основная была неработоспособна, и они уже летели на дублирующей системе, потому что иначе бы у них и шасси убралась, и створки бы закрылись и все остальное. То есть они уже сейчас уже так на грани больших срывов, это может произойти в любой момент. Не знаю, когда, но это может быть случайный процесс очень быстрый”, — подытожил Константин Криволап.

Читайте также: Нет запчастей даже на советский “Кукурузник”: что с гражданской авиацией в РФ, рассказал авиаэксперт

Как сообщалось ранее, в Российской Федерации участились случаи авиационных происшествий с незапланированной посадкой самолетов или прибытием их в другой аэропорт. Причиной подобных инцидентов становятся поломки лайнеров в воздухе, неисправности с системами навигации и нехватка топлива. Специалисты считают, что это происходит как из-за разгильдяйства авиаэкипажей и обслуживающего персонала, так и из-за международных антироссийских санкций.

Прямой эфир