Сегодня, 10 марта, исполняется три года с начала производства и трансляции информационного проекта FREEДОМ для русскоязычной аудитории за рубежом. За три года FREEДОМ в эфире государственное предприятие “Мультимедийная платформа иновещания Украины” совместно с ведущими украинскими медиагруппами произвели более 15 тыс. часов оригинального контента*, который получил более 12,4 млрд просмотров в диджитал**. Эфирный канал FREEДОМ вещает на шести спутниках; 20 международных и национальных ОТТ-платформах, в сетях более 700 кабельных, DTH, IPTV операторов в 43 странах мира.
В первые дни полномасштабного вторжения FREEДОМ начал выходить в эфир в формате информационного марафона, который остается его базовым продуктом. С 1 марта 2025 года ГП “МПИУ” полностью перешло на самостоятельное производство информационного марафона FREEДОМ, трансляция которого осуществляется в прямом эфире. Также иновещание собственными силами производит значительную часть записных программ и документальных проектов для телеканала FREEДОМ. Медиагруппы, которые в течение почти трех лет участвовали в производстве контента для информационного марафона на русском языке, сейчас предоставляют иновещанию отдельные программы в записи на партнерских началах и продолжают транслировать FREEДОМ на собственных диджитал-площадках.
“Три года FREEДОМу с первого дня — это большой вызов и значительные достижения. Из недавних — полный переход на собственное производство информационного марафона. К этому шагу мы тщательно готовились и осуществили его 1 марта, несмотря даже на то, что в феврале мощности канала пострадали от российского ракетного обстрела. Мы также укрепляем собственное производство программ. В этом году уже были первые премьеры. В феврале YouTube-каналы под брендом FREEДОМ получили самое высокое за все три года работы суммарное количество просмотров видео — 98,5 млн. А базовый канал FREEДОМ, по данным SubSub, вошел в первую пятерку информационных YouTube-каналов, зарегистрированных в Украине, при этом 90% просмотров он получил из-за рубежа. Два наших канала FREEДОМ и FREEДОМ.LIVE имеют “золотую” кнопку YouTube и стабильно наращивают подписчиков, сейчас их уже 2,7 млн***”, — говорит Юлия Бин, генеральный директор государственного предприятия “Мультимедийная платформа иновещания Украины”, в состав которого входит телеканал FREEДОМ.
Также Юлия Бин отмечает важную миссию FREEДОМ — быть голосом Украины в мире, доносить правду о нашей стране и нашей борьбе, и необходимость усиления украинского иновещания в то время, когда Россия пытается максимально наращивать свою пропаганду.
“Все мы видим, какие глубокие корни имеет российская пропаганда даже в демократических странах, и как уязвим к ней мир. Поэтому Украине очень важно иметь собственный голос в международном медиапространстве. FREEДОМ — одна из площадок для этого голоса. И я искренне желаю, чтобы таких площадок было как можно больше абсолютно на разных языках. Потому что, несмотря на все разговоры о снижении медийного интереса к событиям в Украине, мы должны продвигать миру украинский нарратив и повестку дня. Даже с ограниченным финансированием, которое второй год подряд остается без изменений, мы укрепляем наши международные партнерства и расширяем покрытие телеканала за рубежом: в прошлом году FREEДОМ начал вещать в открытом цифровом эфире (Т2) в Эстонии, стал доступным во Франции, расширил присутствие в сетях национальных операторов Польши, Латвии, Литвы, Молдовы, Сербии. Сейчас мы тестируем вещание радио FREEДОМ, работаем над новыми проектами и разработкой мобильного приложения, планируем запустить несколько новых YouTube-каналов, готовим новые соглашения с международными партнерами”, — рассказывает Юлия Бин.
В 2024 году ГП “МПИУ” укрепило программное наполнение FREEДОМ линейками аналитических, документальных, публицистических проектов, направленных на информирование мирового сообщества о ключевых событиях в Украине, инициативы Украинского государства по достижению стабильного мира, международную поддержку Украины, события на фронте, противодействие российской пропаганде, поддержку идей деколонизации и децентрализации России. В течение года стартовало несколько премьерных проектов собственного производства украинского иновещания.
Контент под брендом FREEДОМ четко попадает в запросы русскоязычной аудитории за рубежом. За три года видео FREEДОМ более 100 раз было в трендах российского, белорусского, казахстанского, латышского, литовского, эстонского сегментов YouTube. Интерес аудитории неизменно вызывают заявления президента Украины, информация о событиях на фронте, новости о международной поддержке Украины, новости о масштабных кризисных событиях и явлениях в РФ.
Данные диджитал-просмотра показывают стабильный интерес к каналу иностранной аудитории, доля которой на YouTube-площадках иновещания достигает 90%. Кроме России (30%), высокие просмотры YouTube-каналы FREEДОМ**** получают также в странах Балтии, Молдове, Грузии, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане, в странах ЕС, в Израиле, Турции и других странах, в которых есть устойчивые русскоязычные диаспоры. К примеру, в феврале 2025 года в топ стран по просмотрам вошли Россия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Беларусь, Германия. В топ городов — Москва, Амстердам, Бишкек, Самарканд, Санкт-Петербург, Душанбе, Франкфурт.
Всего за три года работы материалы под брендом FREEДОМ на всех диджитал-площадках иновещания и на площадках наших партнеров — украинских медиагрупп 1+1 media, Starlight Media, Inter Media Group — получили 12,4 млрд просмотров, из них на диджитал-площадках иновещания (YouTube, Facebook, Telegram, TikTok, X) — 3,2 млрд. Общее количество подписчиков диджитал-площадок FREEДОМ сейчас составляет 3,3 млн.

ГП “МПИУ” на площадках FREEДОМ поддерживает ряд гуманитарных инициатив и информационных кампаний, направленных на укрепление обороноспособности страны, поддержку украинских защитников, спасение принудительно депортированных Россией украинских детей, поддержку украинцев, которые вынужденно оказались на временно оккупированных территориях. В 2024 году в эфире и на диджитал-площадках телеканала FREEДОМ выходили проморолики сбора на закупку БпЛА “Сыч” для ГУР МО и сбора “MAGUR’ы для ГУР”, адаптированные для иностранной русскоязычной аудитории: несмотря на то, что телеканал FREEДОМ запрещен в РФ, а доступ к сайту канала заблокирован Роскомнадзором, во время этих сборов наиболее активными оказались жители России, а в топе городов по скачиванию QR-кода на первом месте — Москва. Также FREEДОМ оказывает постоянную поддержку инициативам ГУР МО “Хочу жить” и “Хочу найти”, ориентированным на жителей России, по данным ГУР МО, канал входит в топ-10 инструментов коммуникации проекта “Хочу жить”.

В этом году среди планов ГП “МПИУ” — запуск радио и мобильного приложения FREEДОМ, расширение линейки YouTube-каналов, укрепление собственного производства, усиление международной дистрибуции каналов украинского иновещания “Дім” и FREEДОМ.
* Оригинальный контент производства ГП “МПИУ” и украинских медиагрупп-партнеров 1+1 media, Starlight Media, Inter Media Group.
** Общие показатели на всех диджитал-площадках (YouTube, Facebook, TikTok, Telegram) ГП “МПИУ” и на площадках партнеров — украинских медиагрупп, на которых выходит контент под брендом FREEДОМ.
*** Измерение смотрения каналов ГП “МПИУ” через спутник, эфир, в сетях кабельных операторов разных стран не проводилось в течение всего периода работы предприятия из-за высокой стоимости таких исследований. Соответственно, при анализе количественных и качественных показателей смотрения и запросов зрительской аудитории медиабрендов ГП “МПИУ”, предприятие ориентируется на данные диджитал-платформ, в частности YouTube. Данные, приведенные в материале, по состоянию на 10.03.2025. Источники данных: аналитические инструменты диджитал-платформ; Google Analytics; YouTube Studio каналов FREEДОМ и партнеров, данные компании SubSub.
****YouTube-каналы под брендом FREEДОМ, по состоянию на 10.03.2025: FREEДОМ (базовый), FREEДОМ.LIVE, FREEДОМ.DOC, FREEДОМ.МНЕНИЯ, FREEДОМ.КАВКАЗ
О FREEДОМ
FREEДОМ — канал украинского государственного иновещания, ориентированный на русскоязычную аудиторию за пределами Украины. Эфирный телеканал вещает через спутник, в кабельных, DTH, IPTV сетях национальных операторов и на ОТТ-платформах. В диджитале представлен на 14 площадках в Интернет, на YouTube, в Facebook, TikTok, Telegram, Х, WhatsApp. Канал FREEДОМ входит в состав государственного предприятия “Мультимедийная платформа иновещания Украины”. ГП “МПИУ” — это устойчивая, многоуровневая институция в системе информационной безопасности государства, которая включает в себя семь медиабрендов — FREEДОМ, “Дом“, UATV.English, UATV.Arabic, UATV.Español, The Gaze, UATV.Português, которые изготавливают и транслируют контент на шести языках: украинском, английском, русском, арабском, испанском и португальском.