Высокий представитель Европейского Союза Жозеп Боррель вместе с Еврокомиссией 15 ноября представили предложения по применению против Российской Федерации 12-го пакета санкций. Сейчас в ЕС активно обсуждают окончательный вариант нового санкционного пакета. О его особенностях, дискуссионных положениях и перспективах оперативного утверждения “Укринформу” рассказал советник руководителя Офиса президента Украины (ОПУ), секретарь Международной санкционной группы Ермака — Макфола Владислав Власюк.
Также Власюк рассказал агентству о вероятности признания РФ государством — спонсором терроризма, “талантах” РФ обходить международные санкции, механизмах противодействия этому.
Евросоюз очень близок к согласованию 12-го пакета санкций против РФ
— Сейчас Европейский Союз активно обсуждает 12-й пакет санкций против Российской Федерации. Расскажите о его особенностях.
— В этом пакете есть положения, достигающие тех целей, которые мы считали приоритетными. Еще в начале осени мы говорили всем партнерам, где в работе санкций видим проблемы, которые требуют решения. Предлагали конкретные шаги.
Думаю, что какие-то из предложенных нами шагов партнеры полностью утвердят в 12-м пакете, а какие-то — утвердят частично. В частности, речь идет о невозможности нарушения нефтяного “ценового потолка”, поставки микроэлектроники, реэкспорт товаров через третьи страны, пропагандистов, IT-услуги. Я знаю, что в санкционном пакете будут положения, направленные на реагирование на эти проблемы. Это для нас важно.
— Относительно алмазной сферы. 12-й пакет санкций ЕС предусматривает ограничения в ней?
— На прошлой неделе “Большая семерка” окончательно договорилась, что с 2024 года мы начинаем реализовывать запрет на экспорт российских алмазов. Поэтому каждая страна-участник санкционной коалиции будет обязана принять соответствующие ограничения.
На уровне Европейского Союза это будет включено в санкционный пакет. И уже с 1 января мы увидим, как появятся ограничения на экспорт российских алмазов в ЕС.
На этой неделе Великобритания должна принять законодательный акт, который позволит им ограничить экспорт российских алмазов. Другие партнеры “Большой семерки” так же будут принимать необходимое законодательство.
— Какие положения 12-го пакета антироссийских санкций вызывают больше всего дискуссий среди европейских партнеров?
— Уже сейчас нет положений, которые бы вызывали дискуссии, поэтому в целом 12-й пакет очень близок к согласованию. Компромисс нашли по всем его положениям.
Действительно, были некоторые положения, которые вызвали беспокойство отдельных стран. Например, Словакия и Венгрия были не готовы к любым санкциям в отношении “Росатома”. Поэтому и в 12-м пакете санкций в отношении этой компании не будет. Но все же, я думаю, что мы их, в конце концов, увидим.
По танкерному флоту — в санкционном пакете будет положение, которое запретит продажу танкеров для России или в ее интересах, чтобы россияне не могли сформировать танкерный флот для перевозки нефти. Мне кажется, что будет учтен определенный интерес некоторых морских стран, в частности Греции, Мальты и Кипра. Но в целом это положение осталось.
— Накануне нашего разговора в СМИ сообщалось, что ЕС не может достичь договоренности об утверждении 12-го пакета санкций из-за позиции отдельных стран. В частности, информировалось, что Австрия блокирует этот пакет из-за наличия банка Raiffeisen в списке спонсоров войны. Какие еще европейские страны блокируют этот процесс? В связи с чем?
— Я считаю, что Raiffeisen Bank обоснованно находится в том списке. Мне известно, что Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции, которое формирует список спонсоров войны, проводит консультации с представителями Raiffeisen Bank. Думаю, что компромиссные решения будут найдены.
Я не думаю, что из-за этого не будет принят 12-й санкционный пакет.
Других проблемных моментов со вчерашнего дня и по состоянию на сегодняшнее утро не было.
Уровень инфляции РФ сейчас рекордный — более 10%
— Оцените эффективность уже введенных санкций против России.
— Санкции имеют определенный накопительный эффект. Уже можно оперировать конкретными цифрами. Например, мы видим рекордный дефицит российского бюджета. Отмечаем рекордную инфляцию, которая уже перевалила за 10%. Наблюдаем нехватку работников на рынке труда. Подорожание яиц — это тоже прямое следствие санкций.
Видим замедление темпов роста ВВП, считаем, что из-за санкций россияне потеряли около 10% роста ВВП. Та цифра, которую они показывают в этом году — между 2% и 3% роста ВВП, — главным образом связана с переориентацией экономики на военную сферу.
То есть россияне переориентировались на интересы военно-промышленного комплекса. Пушки, а не масло. Потребности “СВО”, а не благосостояние россиян.
Уже в этом году российский бюджет, связанный с ВПК, значительно вырос. В следующем году бюджет РФ, связанный с военно-промышленным комплексом, армией и правоохранительной системой, составит около 40%. То есть 40% своего бюджета в следующем году россияне собираются потратить на войну.
Если говорить в процентном соотношении, уже сейчас мы видим, что 5-6% ВВП направлены на нужды войны. Это очень много.
Некоторые эффекты санкций будут появляться постепенно. В первую очередь это касается тех отраслей, где будут изнашиваться мощности, где не будут происходить инвестиции, где будет технологическое отставание. Мы уже сейчас наблюдаем в нефтегазовой отрасли замедление темпов добычи. Видим проблемы с доступом к технологиям. Отмечаем проблему с доступом к рынку сбыта. Все это последствия санкций и других ограничений.
Хотелось бы больше, конечно. Я думаю, если бы некоторые из санкций вводились партнерами быстрее и решительнее, в том числе, как это предлагает международная санкционная группа Ермака — Макфола, эффект был бы больше. Но эффект точно есть и он будет расти.
Глобальная работа над мониторингом эффективности санкций становится активнее
— К сожалению, россияне обходят международные санкции. Это известный факт. Как им это удается? Какие страны и организации помогают РФ в этом процессе?
— Россияне имеют природные “таланты” к тому, чтобы нарушать любые нормы, правила и ограничения. Они действительно успешно обходят санкции по ряду направлений. В основном это связано с потребностями военно-промышленного комплекса.
Ничего гениального в том, что россияне делают, на самом деле нет. Они просто используют третьи страны и компании третьих стран, чтобы получать все, что надо.
Микроэлектронику РФ получает через страны Центральной Азии, Турцию, ОАЭ, Китай. Это самая большая проблема.
Мы больше всего сосредотачиваемся на противодействии обхода санкций, которые позволяются России получать элементы для создания оружия. Это ключевой приоритет Украины и наших партнеров. Мы придумали немало эффективных методов борьбы с обходом санкций, но должны понимать, что это постоянное соревнование. Они что-то придумывают — мы отвечаем, они еще что-то придумывают — мы снова отвечаем. Как бы нам этого не хотелось, но россияне становятся умнее, страны, которые вводят санкции становятся умнее, растут способность и ресурсы для введения санкций, а также к их обходу санкций. И здесь важно, что мы остаемся настойчивыми в своей работе.
— Возможно, для предотвращения обхода Россией санкций необходимо усилить мониторинг эффективности санкций?
— Усиление мониторинга эффективности санкций уже реализуется. В первую очередь, это работа с данными. Каждая страна имеет базы данных по разным сферам, например, нефтяные рынки, данные по торговле. Любая международная торговля отображается в цифрах.
В последнее время значительно вырос спрос на работу с этими видами данных. Приобщаются и неправительственные организации вроде КШЭ, и правительства стран. Мы знаем, что отдельные правительства, в частности США, Великобритании, Нидерландов, Канады, за последний год усилили способность в работе с данными. В каждом следующем санкционном пакете против России мы уже видим последствия работы с данными.
Это демонстрирует, насколько более развитыми правительства стали в вопросе санкций.
Россия более “творчески” стала подходить к обходу санкций, а правительства стали более научно обосновывать все, что вводят в дальнейшем.
Конечно, еще есть над чем работать, но можно сказать, что глобальная работа над внедрением санкций и мониторингом их эффективности становится активнее и со временем ничего в мире уже не удается скрыть.
Россияне очень боятся признания РФ государством — спонсором терроризма
— С начала полномасштабной войны украинская власть настаивает на необходимости признания России государством — спонсором терроризма. Некоторые европейские страны и институты, в частности Европарламент, уже поддержали соответствующие резолюции. Как это практически влияет на санкционную политику в отношении РФ? Если, конечно, влияет, ведь, как известно, только США и Канада имеют соответствующий механизм в законодательстве.
— Действительно, такой механизм присущ только США и Канаде. Страна, в отношении которой он реализован, превращается в абсолютно “нерукопожатную”. С такой страной неприемлемо вести любые бизнес-отношения, где расчет осуществляется американскими долларами или с привлечением американских банков, или с привлечением любых других американских услуг. Россияне этого очень боятся. Они делают все, чтобы этого не произошло.
Соединенные Штаты Америки были близки к принятию этого решения в прошлом году. Мы знаем, что на Администрацию президента США происходило серьезное давление относительно признания РФ государством — спонсором терроризма, ряд конгрессменов очень настаивали на этом.
В этом году этот вопрос отошел на задний план в связи с другими приоритетами. Однако, я думаю, что мы еще к нему вернемся, потому что Россия по сути действительно государство — спонсор терроризма.
Хорошо, что ряд партнеров уже приняли резолюции, которыми признали Россию государством — спонсором терроризма. Думаю, что мы, в конце концов, полностью пройдем этот путь.
— Как украинская власть пытается влиять на сдвиг санкционного процесса в отношении России?
— Ключевых способов два. Первый — постоянная коммуникация с теми, кто принимает необходимые решения. Второй — наличие соответствующих аргументов и доказательств. Все, что мы делаем в контексте санкций, включая требования или пожелания, подкрепляется документами. Любая позиция обосновывается — под все аргументы предоставляются доказательства.
Сдвиги в вопросе санкций происходят регулярно, в том числе благодаря нашей информации. Например, вчерашний санкционный пакет США, который предусматривает 280 позиций. Из них 85 — те, что были в наших файлах, переданных партнерам, где мы показывали идентифицированные компании и лиц, которые были вовлечены в обход санкций, поставки России микроэлектроники и других вредных действий. Это все подкрепляется доказательствами. Файлы создаются совместно несколькими государственными органами и неправительственными организациями, это мощная “санкционная архитектура”.
Мы передаем эти файлы не только американцам и другим партнерам санкционной коалиции, но и представителям третьих стран. Наличие наших предложений в санкционных пакетах разных стран — это в том числе результат нашей эффективной работы.
Перспективы одобрения Евросоветом предложения Еврокомиссии о передаче Украине доходов от замороженных активов РФ очень высоки
— Какова сейчас общая сумма замороженных российских активов в странах мира?
— Цифра, которая фигурировала в СМИ, — более 300 миллиардов [евро] — корректна.
— Какие успехи мы имеем в процессе передачи этих активов Украине?
— Как по мне, успех заключается в том, что этот вопрос постоянно находится на повестке дня любых официальных коммуникаций, в том числе самого высокого уровня. Наша команда, прежде всего Минюст и Офис генерального прокурора, разработала много конкретных шагов и предложений — как это может быть реализовано, как эти средства будут использоваться, как Украина будет отчитываться об их использовании. Осталось совсем немного сделать, финальные шаги политического плана — на стороне партнеров.
— Европейская комиссия 12 декабря одобрила предложение о механизме использования доходов от замороженных активов России в пользу Украины. Можете поделиться деталями этого предложения?
— Я надеюсь, что на этой неделе предложение Еврокомиссии по конфискации процентов, которые накапливаются от замороженных российских активов в ЕС, финализируется. Речь идет об около 200 миллиардах евро. По самой консервативной оценке — это 3 миллиарда евро в год, которые, мы считаем, не имеют никакой юридической связи с Россией, поэтому они должны быть переданы в пользу Украины, что полезно и нам, и европейским налогоплательщикам.
Финализация этого предложения — это первый существенный, важный, свершившийся шаг на пути к конфискации всех замороженных российских активов.
Также, я думаю, что справедливо было бы рассмотреть вопрос конфискации ряда активов частных лиц, находящихся под санкциями. Это общая картина.
Я думаю, что с точки зрения справедливости и целесообразности, это абсолютно правильно сделать.
— А каковы перспективы одобрения Европейским советом соответствующего предложения Еврокомиссии?
— По конфискации процентов — высокие. Это вопрос незначительного времени и некоторых технических нюансов. По конфискации “тела активов” — продолжаем работать.