Беспилотные летательные аппараты продолжают атаковать нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и нефтебазы на территории России. Из-за этого РФ полностью остановила экспорт бензина.
Российские чиновники отмечают, что сокращение первичной переработки нефти в 2024 году приведет к росту объемов экспорта российской сырой нефти, так как Россия не сможет перерабатывать столько сырья, сколько перерабатывала ранее.
Атаки беспилотников по российским нефтяным предприятиям
Только за последний месяц дроны атаковали 12 российских нефтеперерабатывающих заводов. С 1 марта Россия официально полностью остановила экспорт бензина из-за дефицита топлива.
Так, в ночь с 26 на 27 апреля в Краснодарском крае РФ беспилотники атаковали НПЗ и другие объекты российской инфраструктуры, информирует ВВС.
“По информации на данный момент, подавлено более 10 беспилотников в Славянском, Северском и Кущевском районах. Пытались атаковать НПЗ и объекты инфраструктуры”, — цитирует издание слова губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева.
По информации российских источников, в результате ударов дронов в районе битумного завода в Славянске-на-Кубани произошел пожар. Сообщается также об атаках по НПЗ “Славянск-ЭКО”, Ильскому НПЗ и ряду других объектов. Атаки по российским нефтеперерабатывающим заводам подтвердили также в Министерстве энергетики Украины.
Перед этим в Смоленской области были атакованы две нефтебазы “Роснефти” по хранению и перекачке горюче-смазочных материалов, расположенные в населенных пунктах Ярцево и Раздорово. На этих базах хранилось 26 тысяч кубометров российского топлива. После мощных взрывов на объектах начался масштабный пожар и эвакуация персонала.
Стоит отметить, что экспорт нефти — один из главных источников финансирования российского бюджета и войны России против Украины. В 2024 году в РФ планировали продавать нефть за 71 долларов за баррель, но из-за ударов по объектам нефтяной отрасли отпускные цены на “черное золото” снизили до 65 долларов. При этом, минэкономразвития России ухудшило свой прогноз относительно экспортной цены российской нефти на 2024-2027 годы.
“Россия уже потеряла 28 млн тонн перерабатывающих мощностей, при том, что в год в Российской Федерации перерабатывается 270-280 млн тонн сырья, — это 10%… Цены на нефтяное сырье будут не расти, а снижаться, поскольку больший объем нефти будет доступен для потребителей в мире. А российские потребители недополучат по меньшей мере 17 млн тонн бензина”, — пояснил эксперт энергетического рынка Геннадий Рябцев.
Как отметил доктор экономических наук, генеральный директор Advanter Group Андрей Длигач, удары дронами по российским НПЗ влияют на способность РФ вести захватническую войну. В частности, снижение поставок топлива приостанавливает темпы российского наступления.
“Вполне понятно, что они уязвимы к нашим ударам с точки зрения обороноспособности… Следовательно, тех ударов, которые были, еще недостаточно, нужно усиливать их”, — сказал эксперт.
В свою очередь, в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) признали, что российские НПЗ являются законными целями для Вооруженных сил Украины.
“Ассамблея подчеркнула, что, согласно международному гуманитарному праву, российские нефтеперерабатывающие заводы должны считаться законными целями военных атак”, — написала на своей странице в Facebook член украинской делегации в ПАСЕ Евгения Кравчук.
Читайте также: Беспилотники продолжают атаковать нефтебазы в России — последствия (ВИДЕО)
Атаки на российские НПЗ в обзоре экспертов
О том, какие последствия для российской экономики могут оказать удары по нефтеперерабатывающим заводам РФ, в эфире телеканала FREEДОМ рассказали:
- Владимир Омельченко, директор энергетических программ Центра Разумкова;
- Илья Несходовский, экономический эксперт;
- Олег Пендзин, экономист.
ВЛАДИМИР ОМЕЛЬЧЕНКО: Атаки на российские НПЗ должны продолжаться
— Чтобы на рынке нефтепродуктов в РФ было критическое состояние, необходимо продолжать атаки на нефтеперерабатывающие заводы в России в том же темпе, который и был в феврале-марте этого года, на протяжении четырех-пяти месяцев как минимум. Потому что те повреждения, которые сделали украинские дроны, не оказали еще критического воздействия на рынок нефтепродуктов РФ.
Единственное, что, в первую очередь, сократился экспорт бензина. Россия даже вынуждена была покупать дополнительные объемы бензина в Казахстане и Беларуси.
Но что касается дизельного топлива, то здесь каких-то критических проблем у них нет. Потому что, в принципе, Россия производит дизельного топлива в два раза больше, чем потребляет. Она производит около 80 млн тонн в год, потребляет около 40 млн тонн.
И с другой стороны, когда сократились мощности нефтепереработки в России, эту нефть, которая шла на эти заводы, куда-то надо было девать. То есть она пошла на экспорт. И в принципе, для именно нефтяных компаний России выгоднее даже поставлять на экспорт нефть, чем на свои нефтеперерабатывающие заводы, на внутренний рынок.
Потому что внутренний рынок в России достаточно жестко административно регулируется. Там нет такой прибыльности, которая есть на экспортном рынке нефти. Однако, экспортный рынок нефти тоже ограничен возможностями, поскольку сейчас не прослеживается увеличение потребления российской нефти основными потребителями — это Индия и Китай.
А что касается непосредственно урона для нефтепереработки России, то удары, в первую очередь, были нанесены по первичной системе нефтепереработки. Это установки обессоливание и обезвоживание нефти перед тем, как она попадает в ректификационную колонну, где перерабатывается.
Таким образом, ректификационные колонны тоже подверглись серьезному нападению. Это самые слабые звенья в работе НПЗ РФ. А всего было атаковано около 19 НПЗ.
ИЛЬЯ НЕСХОДОВСКИЙ: Остановка российских нефтеперерабатывающих заводов не влияет на мировой рынок
— Сейчас время, когда нефтеперерабатывающие заводы становятся на плановый ремонт, и поэтому они уменьшают объемы производства. Если вы не станете на плановый ремонт, то это может привести к тому, что зимой у вас могут быть какие-то аварийные ситуации.
А сейчас для того, чтобы обеспечить не такое большое падение, которое наносят те удары [украинскими дронами], заводы просто не становятся на плановый ремонт. А так как они не становятся на плановый ремонт, соответственно, они увеличат свою аварийность. Через год, уже зимой, когда будет увеличение потребления, у них возникнут серьезные проблемы. И аварии будут происходить уже не в результате ударов, а просто в результате изношенности оборудования.
На мировой рынок это не влияет. Потому что у России микроскопическое производство, которое шло на мировые рынки, это не влияло на цену или на потребление. Сразу же другие производители очень легко закрывали те потребности, которые возникали у покупателей.
В России рассматривают перенаправлени нефти на белорусские заводы и получение с белорусских заводов уже готовых нефтепродуктов и бензина. Так же контрактируют с Казахстаном. Это также серьезный вызов.
И тут еще одна ситуация: это не российская нефть, это казахская нефть, которая там перерабатывается, и вы будете покупать бензин полностью казахский. То есть, страна, которая является вторым в мире по добыче нефти, фактически будет покупать бензин у других стран.
Поэтому это очень сильный удар по экономике, и его надо продолжать. Конечно, есть политическая ситуация.
Возможно, мы будем ограничивать удары, о чем нас просят Соединенные Штаты Америки. Но все же это удары были правильные. Плюс еще проблемы, которые возникли с наводнением в Оренбургской области и так далее. Они остановили еще один завод, до которого мы не доставали.
И это в совокупности ухудшает баланс производства нефтепродуктов в России, а соответственно, уменьшает доходы и ухудшает состояние российского бюджета.
А на оптовые цены это влияет. Но пока что за счет различных выплат получается, что они удерживают от роста розничные цены на бензин. Но я уверен, что долго так продолжаться не может. Все-таки российский бюджет тоже не резиновый.
ОЛЕГ ПЕНДЗИН: Россия смогла восстановить только НПЗ времен СССР
— После активных обстрелов российских НПЗ украинскими дронами общий объем потерь нефтепереработки сократился до 14%. То есть 14% минус от того объема, который производила Российская Федерация.
Россиянам удалось порядка 4% за последнее время восстановить. На сегодняшний момент общий объем уменьшения переработки составил 10%. Но параллельно с этим добавились достаточно серьезные экологические проблемы, связанные с наводнениями во многих субъектах РФ. Они привели к тому, что часть объектов нефтепереработки остановилась потому, что невозможен подвоз сырья, и невозможна нормальная работа этих предприятий из-за наводнений.
Поэтому, кроме тех 10%, на которые российская нефтепереработка сократилась в связи с обстрелами дронов, сейчас добавились еще достаточно большие объемы сокращения, связанные с природными стихиями.
Удалось восстановить те нефтеперерабатывающие заводы, которые строились во времена Советского Союза. То, что строилось в последние десятилетия, и где напрямую при строительстве использовались западные ноу-хау и западная техника, ситуация намного тяжелее.
Восстановление тех производств будет более длительным в силу того, что еще во втором пакете санкций, которые были введены в 2022 году, накладывались очень жесткие ограничения на поставку в РФ материалов, комплектующих, готовых изделий, связанных с технологическими производствами.
Таким образом, весь комплекс технологического оборудования по переработке нефти подпадал под сокращение, под санкционные ограничения. Поэтому достаточно быстро восстановить заводы, которые строились в последние десятилетия, будет крайне сложно.
А почему, собственно, они строились на импортной технике? Чтобы мы с вами понимали, глубина переработки нефти на советских предприятиях, которые сохранились в РФ, составляет где-то порядка 67%. То есть со 100% нефти, которые заходят на предприятия, 60% — это светлые нефтепродукты, а остальное — мазут.
На объектах, которые строились последние десятилетия, и на которых использовались европейские технологии, глубина переработки составляет 88-89%. Естественно, эти предприятия более технологичные. Но, с другой стороны, они крайне зависимы от комплектующих и оборудования, которые должны были поставляться с европейских стран, и на которые сейчас наложено эмбарго.
Читайте также: Санкции осложнили ремонт российских НПЗ после атак беспилотников — ситуация в отрасли (ВИДЕО)